Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа
Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3
9
9
16
27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе
46
46
72
79
86
Заключение
Список использованной литературы
Интеллектуально - волевой компонент духовно-нравственного развития личности младшего школьника, характеризующийся устойчивой мотивацией ученика к усвоению (его «хочу» и «надо» «иметь») этических знаний понятийного и нормативного характера, а также наличием нравственных убеждений, сформирован на первом уровне у 23% (13чел) испытуемых. Им свойственно наличие осознанной системы этических знаний, осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм. У 47% (29 чел) испытуемых, сформирована система нравственных представлений и понятий, осознают социальную значимость нравственных правил и норм, положительное к ним отношение (второй уровень). Усвоили значительную часть нравственных представлений о нравственных правилах и нормах 18% (11 чел) испытуемых (третий уровень), у 9% (9 чел) отмечается сформированность только отдельных представлений, умений и навыков поведения, чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых правил и норм (четвёртый уровень), 3%/2 чел. испытуемых показали наличие отдельных разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения, несформированность нравственных умений («не имею» нравственные знания и убеждения и «не умею» ими пользоваться).
Эмоционально-волевой компонент духовно-нравственного развития личности младшего школьника сформирован на первом уровне у 22% (13 чел) испытуемых, т.е. имеют положительное отношение к нравственным правилам и нормам (выполнение всех педагогических требований), устойчивое привычное поведение; 45% (27чел) испытуемых осознают социальную значимость нравственных правил и норм, положительное к ним отношение (второй уровень); 23% (14 чел) показывают неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение, ситуационный характер поведения (третий уровень); 10% (6чел) испытуемых реализуют в поведении нравственные умения, но требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых (четвёртый уровень).
Коммуникативный компонент духовно-нравственного развития личности младшего школьника сформирован на первом уровне у 15% (9чел) испытуемых, т.е. им свойственно устойчивые нравственные привычки и их интеграция в нравственные качества, а также им характерно активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам (первый уровень). Достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения, заметное проявление тенденции к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению характерно для 52% (31чел) испытуемых (второй уровень). Сформированность не только умений и навыков, но и отдельных нравственных привычек, ситуационный характер поведения, возможно проявление отдельных безнравственных действий свойственно для 18% (11 чел) испытуемых (третий уровень). У 15% (9чел) наблюдается сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения, реализация в поведении нравственных умений, но требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых, иногда проявление негативных действий и поступков (четвёртый уровень).
Мы использовали корреляционный анализ для выявления взаимосвязи между компонентами духовно-нравственного развития личности младшего школьника. Корреляционный анализ показал высокий уровень корреляционных связей как между отдельными компонентами духовно-нравственного развития личности младшего школьника (потребностно-мотивационного, интеллектуально - волевого, эмоционально-волевого, коммуникативного компонентов), так и между отдельными элементами этих компонентов (нравственные потребности, мотивы (нравственное отношения); нравственные убеждения, взгляды (нравственное сознание); нравственные эмоции и чувства; нравственные привычки, умения, знания, навыки (духовно-нравственное поведение)).
Корреляционный анализ показал: значимая корреляция выявлена между нравственной самооценкой и нравственного сознания (r=0,55, при p≤0,05); нравственной мотивацией и осознанностью нравственных понятий (r=0,50, при p≤0,05), адекватностью нравственных представлений (r=0,63, при p≤0,05); отношением к жизненным ценностям и осознанностью нравственных понятий (r=0,30, при p≤0,05), знанием этических понятий (r=0,43, при p≤0,05), адекватностью нравственных представлений (r=0,35, при p≤0,05), адекватностью эмоционального отношения младшего школьника в ситуациях решения моральных дилемм (r=0,27, при p≤0,05); осознанностью нравственных понятий и знанием этических понятий (r=0,42, при p≤0,05), адекватностью нравственных представлений (r=0,55, при p≤0,05); знанием этических понятий и адекватностью нравственных представлений (r=0,44, при p≤0,05).
Корреляционный анализ показал, что духовно-нравственное поведение младшего школьника в целом обусловлено общим уровнем нравственного сознания и, в частности, адекватностью нравственных представлений (r=0,35, при p≤0,05), знанием этических понятий (r=0,55, при p≤0,05), отношением к нравственным знаниям (r=0,35, при p≤0,05), сопровождающее моральный выбор младшего школьника (r=0,27, при p≤0,05).
Внутри интеллектуально-волевого компонента все составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены: осознанность нравственных понятий наиболее тесно связано с адекватностью нравственных представлений (r=0,43, при p≤0,05), отношением к жизненным ценностям (r=0,43, при p≤0,05).
Составляющие потребностно-мотивационного компонента (нравственное отношение) в структуре коммуникативного компонента (нравственное поведение) коррелирует с нравственной мотивацией (r=0,62, при p≤0,05).
В эмоционально-волевом компоненте обнаружены достоверные внутренние связи со всеми составляющими его элементами. Адекватному эмоционально-нравственному отношению младшего школьника к этическим нормам и требованиям, содержащимся в понятиях нравственности, сопутствуют адекватные нравственные переживания как при совершении действий и поступков, так и в ситуациях морального выбора, и наоборот.
Корреляционный анализ наглядно демонстрирует, что духовно-нравственная сфера является интегральным образованием, состоящим из 4-компонентов (потребностно-мотивационного, интеллектуально - волевого, эмоционально-волевого, коммуникативного), которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Внутри компонентов духовно-нравственного
развития личности младшего школьника
возникают прочные связи: исключение составляет
эмоционально-волевой компонент. Рассмотрение
становления отдельных компонентов
духовно-нравственного развития личности
показало, что наиболее сформированным
в младшем школьном возрасте является
нравственное поведение и слабо сформированным –
нравственное сознание, что подтверждается
данными исследования.
Уровень развития и тип мышления младших школьников не позволяют в достаточной мере овладевать нравственными понятиями и предполагают их освоение в наглядно-практической форме, что влияет на общий уровень духовно-нравственного развития ребенка. Полученные результаты позволяют утверждать, что младшие школьники правильно определяют характер нравственных действий и поступков на основе использования этических эталонов и моральных инстанций. 24% младших школьников затрудняются в толковании сущности этических понятий. 58% младших школьников определяют этические понятия и адекватно выражают свое отношение к ним в виде соответствующих переживаний. На основе единства и взаимодействия отдельных компонентов духовно-нравственной сферы личности значительно повышается уровень духовно-нравственного поведения младших школьников.
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Полученные результаты изучения духовно-нравственного развития личности младшего школьника на констатирующем этапе эксперимента свидетельствует о невысоком наличном уровне развития всех её компонентов (потребностно-мотивационного, интеллектуально - волевого, эмоционально - волевого, коммуникативного и потребностно-средовой атмосферы), что обусловлено в значительной степени отсутствием необходимых педагогических условий, направленных на духовно-нравственное развитие младшего школьников общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента указывают на необходимость обновления содержания духовно-нравственной атмосферы культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы. На наш взгляд решить данную проблему, связанную с повышением духовно-нравственной воспитанности младших школьников возможно на основе традиционных для отечественной культуры этических ценностей Русского Православия.
Экспериментальная работа показала, что этическое обогащение личности младшего школьника в образовательном учреждении заключается в систематическом культурологическом образовании в течение всего периода обучения в начальной школе (с 1 по 4 классы) за счет введения обязательного последовательного сообщения духовно-нравственных знаний в учебном процессе.
Логическим продолжением формирования духовно-нравственной атмосферы культурно-образовательного пространства школы является обновление содержания как урочной, так и внеурочной воспитательной работы по духовно-нравственному взращиванию личности младшего школьника.
Технологически обновление содержания внеурочной воспитательной работы возможно в двух направлениях: путем внедрения новых форм работы (как классных, так и общешкольных) и путем корректировки содержания традиционных.
В ходе осуществления опытного этапа нами была разработана и интегрирована в практику учебно-воспитательного процесса программа по духовно-нравственному воспитанию в младших классах «Надежда».
Основные разделы программы:
1 класс. Мир твоей души.
2 класс. Азбука нравственности.
3 класс. Азбука мудрости.
4 класс. Этические ценности русской культуры.
«Надежда» – это практический курс по развитию духовно-нравственных потенций младшего школьника, рассчитанный на творческий процесс познания детьми нравственных норм. Занятия ведутся в увлекательной форме. Они эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены игрой, творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими задачами. Все это сочетается с необходимым чувством меры, без морализирующего воздействия на школьников.
Цель программы – развитие потенциала младших школьников с позиций духовно-нравственного развития личности. Практическая задача нашей учебно-исследовательской работы через беседы, ситуации, ролевые игры, занятия – ввести учащихся в «мир морали», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно с осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека как стиль его мышления, поведения, действия.
Задания, используемые нами в ходе занятий, вырабатывают у младших школьников понимание общности некоторых проблем, а совместное решение этих проблем во время игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, которые соответствуют их полу, возрасту и социальному статусу.
Задачи программы «Надежда»:
Основные формы обучения младших школьников: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); наблюдение; анализ заданных ситуаций; рассказы учителя и рассказы детей; сочинение историй; беседы; мини-конкурсы; игры-соревнования.
Одной из новых форм внеурочной воспитательной работы по духовно-нравственному воздействию на душу младшего школьника стала общешкольная Неделя «Озарение». Она представляет собою форму промежуточной аттестации результатов личностного роста ученика в ходе обретения им духовно-нравственного опыта. Цель Недели заключается в создании благоприятных условий для полноценной духовно-нравственной деятельности личности младшего школьника в культурно-образовательном пространстве общеобразовательной школы.
Другой формой внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной школе является этическая игра-путешествие «Планета Взаимопонимания». В отличие от других игр в ней нет проигравших и победителей, в ней отсутствует дух соперничества. Результаты игры оцениваются по принципу духовно-нравственного «восхождения» учащихся: «равнодушные», «заинтересованные» и «увлеченные».
Таким образом, открываются новые подходы к разрешению сложнейшей проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном учреждении на основе творческого осмысления содержания отечественной культурно-педагогической традиции в целостности ее православной и светской направленности.
На обобщающем этапе экспериментальной работы были поставлены задачи:
1. Проанализировать результаты, полученные
в ходе опытно-
2. Сравнить степень
Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников