Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)

Диагностика и исследование эмоционально-волевого компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Методика № 1. «Цветовой тест отношений» (сертифицированный набор фирмы «Иматон» цветового теста Люшера) (см. Приложение №10) 

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка и изучение эмоционального отношения младшими школьниками к нравственным понятиям. Анализ полученных результатов выявил, что большинство испытуемых (65% или 39 чел.) к понятию добрый выбрали желтый цвет, 27% (16 чел.) – красный цвет. Это означает, что, по мнению младших школьников, добрый человек общителен, дружелюбен, открыт, отзывчив, обаятелен. Практически все испытуемые 95% (57чел.) выбрали к понятию злой черный цвет. Этот цвет отражает холодность, отчужденность, эгоистичность, враждебность, отвержение.

 Для понятия честный красный цвет выбрали 47% (28 чел.) испытуемых, желтый - 30% (18чел.), это означает, что данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как общительность, открытость, дружелюбие. Некоторые испытуемые (23%/14 чел) выбрали зелёный цвет, что характеризует честного человека как самостоятельного, настойчивого, иногда упрямого, напряжённого.

К понятию лживый  большинство испытуемых 47% (28 чел.) выбрали серый цвет, 27% (16 чел.) – черный. Эти цвета ассоциируются с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность, безразличие. Но часть испытуемых считают лживого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным и выбрали синий цвет 20% (12чел), коричневый цвет - 7% (4чел.) испытуемых.

 Понятие щедрый оценили  фиолетовым и зелёным цветами по 20% (12чел.), красным цветом 27% (16 чел.) испытуемых. Для 33% (20чел.) младших школьников можно отметить доминирования использования серого цвета, что свидетельствует о неуверенности, нерешительности младших школьников при отнесении щедрости к положительным качествам характера.

Школьники считают жадного человека слабым, зависимым, неуверенным, безразличным, а также холодным и выбрали – синий (43%/26 чел.), серый  (35%/21чел.), коричневый (22%/13 чел.) цвета.

К понятию трудолюбивый испытуемые выбрали фиолетовый (40% /24 чел.), зелёный (35%/21 чел.) и желтый (25%/15чел.) цвета. Трудолюбивый человек очень активен, энергичен, мобилен, самостоятельный, настойчивый, может быть суетлив.

Для понятия ленивый испытуемые выбрали коричневый (47%/ 28чел.), серый (32%/ 19чел.) и синий (22%/13 чел.) цвета, а значит, школьники считают ленивого человека слабым, зависимым, чувствительным, пассивным, безразличным. Это связано, скорее всего, с тем, что труд школьникам знаком, понятен, и эмоциональное отношение к нему адекватное.

Исходя из результатов исследования эмоционального отношения школьников к нравственным понятиям, мы видим, что младшие школьники показали довольно гладкую и в целом позитивную картину.

Методика № 2. Исследование личностных особенностей младших школьников (опросник  Р.Б.Кеттелла). Цель: исследование личностных особенностей младших школьников. Результаты показателей уровней выраженности двенадцати свойств личности младшего школьника, существенно характеризующих её собственно – нравственную, эмоционально-волевую, коммуникативную и интеллектуальную сферы представлены в гистограмме № 10.

Гистограмма № 10

По результатам, изображенным на гистограмме №10, мы видим, что у испытуемых 10 свойств находятся на среднем уровне развития. Это факторы

«+A» (доброта), «-B» (конкретное мышление), «-C» (эмоциональная неустойчивость), «-D» (беспокойство), «+F» (беспечность),  «+G» (совестливость, ответственность); «+H» (смелость), «-I» (интерес к участию в общих делах), «-O» (самоуверенность), «-Q4» (расслабленность, низкая эмоциональная напряжённость». Знаки факторов указывают на характер связи свойств с духовно-нравственным поведением. Исключение составили  факторы «-E» (покорность) и «-Q3» (волевой контроль), которые находятся на низком уровне развития. Оба эти фактора  указывает на то, что с одной стороны их высокая выраженность свидетельствует о стеничности поведения, с другой – они могут проявляться агрессивностью, упрямством, враждебностью, невнимательностью.

Диагностика и исследование коммуникативного компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Методика № 1 «Коммуникативная компетентность» (тест Л.Михельсона, в модификации Ю.З.Гильбуха) (см. Приложение № 11)

      Цель: изучение сформированности коммуникативных навыков у младших школьников. Результаты показателей сформированности коммуникативных умений   представлены в гистограмме № 11, таблице № 5.

Гистограмма № 11

Таблица № 5

Сформированность коммуникативных умений младших школьников (в %)

Умения

Зависимые

реакции

Уверенные

реакции

Агрессивные реакции

1. Умение оказывать и  принимать знаки внимания.

44

48

8

2. Реагирование на справедливую  критику.

32

41

27

3. Реагирование на несправедливую  критику.

42

28

30

4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение

45

31

27

5. Умение обратиться к  сверстнику с просьбой.

45

48

17

6. Умение ответить отказом  на чужую просьбу

43

43

14

7. Умение оказывать сочувствие, поддержку.

38

59

3

8. Умение самому принимать  сочувствие, поддержку.

38

52

10

9. Умение вступать в  контакт.

37

54

9

10. Реагирование на попытку  другого вступить в контакт.

28

62

10

11. Умение принимать помощь  другого.

36

52

12

12. Умение адекватно реагировать  на свой успех и неуспех.

27

47

26

Средний %

34,2

47,0

16,0


 

 

Из таблицы и диаграммы следует:

1. Дети зависимы, принимают  позицию «пристройка снизу» чаще всего в:

  • реагировании на несправедливую критику (42%), т. е. они не могут «постоять» за себя;
  • реагировании на задевающее, провоцирующее поведение (45%);
  • умении обратиться к сверстнику с просьбой (45%), т. е. не уверены в себе, застенчивы или не знают, как это сделать;
  • умении ответить отказом на чужую просьбу (43%), т. е. сказать «нет», когда это необходимо.

2. Наибольшее число уверенных, компетентных ответов испытуемые дают в умениях:

  • реагирование на попытку другого вступить в контакт (62%);
  • умение оказывать сочувствие, поддержку (59%);
  • умение вступать в контакт (54%);
  • умение принимать помощь (52%);
  • умение принимать сочувствие, поддержку (52%).

3.Относительно большой  процент агрессивных реакций дети проявляют в:

  • реагировании на справедливую критику (27%);
  • реагировании на несправедливую критику (30%);
  • реагировании на задевающее, провоцирующее поведение (27%);
  • умение адекватно реагировать на свой успех и неуспех (22%).

В целом результаты показывают, что существует проблема с довольно высоким уровнем агрессивного реагирования и зависимого поведения в некоторых группах умений, что свидетельствует о необходимости в дальнейшем обратить больше внимания на их отработку. Проблемой является адекватное реагирование на критику и провоцирующее поведение другого человека, а также умение обратиться к сверстнику с просьбой. Очевидно, низкий процент правильных, компетентных ответов в первых двух умениях можно объяснить сложностью этих умений, необходимостью иметь для этого внутреннюю позицию, что предполагает в целом более высокий уровень зрелости личности. Нам пока не ясна причина недостаточной сформированности умения детей обратиться с просьбой к сверстнику, в то время как проблемы с принятием помощи там не выявлено. Очевидно, общим упущением работы с младшими школьниками является то, что довольно часто детьми занимается пассивно-зависимая позиция. Этот факт требует осмысления и ставит проблему формирования более уверенного поведения, уверенности в себе. Вместе с тем в какой-то степени зависимая, детская позиция - это неотъемлемый атрибут еще не прошедшего детства.

Методика № 2. Анализ ситуации (методика) (см. Приложение № 12)

Цель: определить духовно-нравственные приоритеты учащихся начальной школы через типичную степень их присвоенности. Выявить уровень сформированности умений:  давать оценку поведения человека в конкретной жизненной ситуации; моделировать свое поведение в аналогичной ситуации.

Результаты показателей уровней сформированности умений:  давать оценку поведения человека в конкретной жизненной ситуации; моделировать свое поведение в аналогичной ситуации представлены в гистограмме № 12.

Гистограмма № 12.

У испытуемых показатели уровней сформированности умений:  давать оценку поведения человека в конкретной жизненной ситуации; моделировать свое поведение в аналогичной ситуации младших школьников представлен следующим образом: высокий уровень - 15%/9чел, средний уровень - 52%/ 31чел, ниже среднего уровень – 18%/11чел,  низкий уровень – 15%/9 чел, нулевой уровень – нет.

Вывод. Результаты диагностики коммуникативного компонента духовно-нравственной сферы личности младшего школьника показали наибольшее число уверенных, компетентных способов реагирования в различных коммуникативных ситуациях (реагирование на попытку другого вступить в контакт; умение оказывать сочувствие, поддержку; умение вступать в контакт; умение принимать помощь; умение принимать сочувствие, поддержку), но и относительно большой процент агрессивных реакций проявляющихся в следующих коммуникативных умениях: реагировании на справедливую критику; реагировании на несправедливую критику; реагировании на задевающее, провоцирующее поведение; умение адекватно реагировать на свой успех и неуспех.

В целом младшие школьники умеют дать элементарный анализ нравственным ситуациям, включающий, в основном, описание действий, мыслей и чувств участников, попытки давать описание мотивов поведения, предвосхищать и прогнозировать дальнейшее поведение участников. Но треть испытуемых не знают основных ценностей как регуляторов поведения и взаимоотношений людей, оценки и самооценки поступков.

 

2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младших школьников

Для выявления результатов исследования необходимо провести анализ этапов констатирующего и формирующего эксперимента, определить показатели эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников, осуществить анализ результатов и формулировку общих выводов.

       Результаты  констатирующего эксперимента, представленные в гистограмме №13, таблице №6 позволили установить уровень развития каждого компонента личности младших школьников, а также дать целостную картину духовно-нравственного развития младших школьников (n=60чел.).

Гистограмма №13

Таблица № 6

Результаты констатирующего среза, характеризующие духовно-нравственное развитие младших школьников

Уровень сформированности

 духовно-нравственной  сферы 

 личности младшего  школьника (n=60чел.)

 

КОМПОНЕНТЫ

духовно-нравственной сферы

личности младшего школьника:

потребностно-мотивационный компонент

интеллектуально-волевой компонент

эмоционально-волевой компонент

коммуникативный компонент

1 уровень

14%

23%

22%

15%

2 уровень

59%

47%

45%

52%

3 уровень

12,5%

18%

23%

18%

4 уровень

14,5%

9%

10%

15%

5 уровень

0%

3%

0%

0%


 

 

Ниже приведём поведенческие проявления учащихся, характеризующие компоненты духовно-нравственной сферы личности младшего школьника в зависимости от уровня его развития.

Потребностно - мотивационный компонент духовно-нравственного развития личности младшего школьника, представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника сформирован следующим образом: доминирование нравственных потребностей и мотивов, самостоятельное нравственно-мотивированное поведение у 16% (10 чел) испытуемых (первый уровень); появление нравственных потребностей и мотивов, устойчивая положительная устремлённость ученика на совершенствование своего поведения - 49% (30чел) (второй уровень); наличие нравственных потребностей и мотивов, достаточно определившаяся устремлённость ученика улучшить своё поведение – 22,5% (13 чел) (третий уровень); наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов, появление стремления улучшить своё поведение – 12,5% (7 чел) (четвёртый уровень).

Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников