Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа
Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3
9
9
16
27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе
46
46
72
79
86
Заключение
Список использованной литературы
Остановимся более подробно на отдельных методологических позициях духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Первая позиция – определение статуса Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников и Примерной программы воспитания и социализации обучающихся.
Воспитательный компонент Стандарта представлен несколькими документами. В их числе концепция духовно-нравственного воспитания школьников (далее – Концепция), примерная программа воспитания и социализации обучающихся (далее – Программа) и др.
В Концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества.
Примерная программа разрабатывается на основе концепции. Она является концептуальной и методической основой для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества.
Вторая позиция – раскрытие основных категорий духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Поправки в закон «Об образовании» 2007 года ввели в язык документов, регламентирующих деятельность системы образования, категориальное определение – «духовно- нравственный». Закон определяет две категории – духовно-нравственное развитие обучающихся и формирование духовно-нравственной личности; через эти категории раскрываются нормативные характеристики результатов деятельности образовательной системы страны.
Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Третья позиция – определение современного национального воспитательного идеала и ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый источник – Закон «Об образовании».
В ст. 14, п. 1-2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:
Второй источник – отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа…
После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и служения партии. Вместе с тем эта эпоха в отечественной истории формирует высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дает примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
Конец прошлого и первые годы нынешнего века – особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность.
Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традициям.
Таким образом, современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.
Традиционными источниками нравственности являются:
Так, в Образовательной системе «Школа 2100» все ценности сгруппированы в 2 группы:
- общественные ценности, регулирующие поведение людей;
- личностные ценности,
образующие духовный мир
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции, является обязательным. Образовательное учреждение при разработке собственной Программы может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе.
Четвертая позиция – моделирование системы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников по основным направлениям и видам деятельности учащихся.
В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Содержание воспитания раскрывается в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Содержание, виды и формы деятельности учащихся конкретизируются в соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, на поиск решения которой направлена учебно-воспитательная деятельность: Что есть милосердие? любовь? закон? честь? и т.д.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина:
В ряду приоритетных механизмов и форм деятельности особое внимание в Программе уделено развитию детской самостоятельности, массовым мероприятиям, сюжетно-ролевым и деловым играм, решению этических задач, проектной деятельности и т.д.
Например, в Образовательной системе «Гармония» предлагаются следующие формы организации деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся:
1) сюжетно-ролевые игры: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию);
Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников