Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в самом первом из словарных определений присутствуют все три известных науке компонента нравственности (знание, переживание и поведение), которые в разной степени и в разных сочетаниях встречаются в других словарях и научных текстах.

Словарь С.И.Ожегова имеет уже несколько редуцированное, по сравнению с определением из словаря В.И. Даля, понятие «нравственность», которая понимается как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [38, с.420] В данном случае нравственность представляет собой интериоризированные внешне заданные этические нормы, которые стали внутренними правилами поведения и приобрели в связи с этим признаки духовных качеств.

В толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова нравственность понимается трояко, но, по сути дела, дублирует данное в словаре С.И.Ожегова определение. Во-первых, нравственность представляет собой «совокупность норм, определяющих поведение человека»; во-вторых, «самое поведение человека»; в-третьих, «моральные свойства». Проявление моральных свойств связано с «нравственным учением, сводом правил нравственности, этики; нравственным выводом из чего-нибудь, нравственным уроком; нравоучением, наставлением».

Представленный диапазон словарных определений понятия «нравственность» дает достаточное количество материала для упорядочения явления в иерархическую структуру. В качестве основных компонентов этой структуры выбрано традиционное триединство «ум, чувство и воля», которые распределены по трем аспектам смысловой нагрузки понятия «нравственность» - по областям знания (когнитивно-смысловой компонент), отношения (эмоционально-ценностный компонент) и регулирования поведения (регуляторно-волевой компонент) (см. табл. 1).

Материалы табл. 1. наглядно свидетельствуют о слабом содержательном наполнении эмоционально-ценностного компонента современного понятия нравственности. Трехкомпонентная структура понятия имеется только в первом толковом словаре русского языка В.И. Даля, но приведенное там определение не отражает всей полноты современной ситуации нравственного бытия.

Таблица 1

Распределение содержания словарных определений

понятия «нравственность» по компонентам

Авторы-составители словарей

Область знания (когнитивно-смысловой компонент)

Область отношений (эмоционально-ценностный компонент)

Область поведения (регуляторно-волевой компонент)

В.И. Даль

Разум, рассудок, память

Любовь, милосердие, страсти

Воля

СИ. Ожегов

Внутренние качества как результат интериоризированных этических норм

 

Правила поведения

Д.Н. Ушаков

Совокупность норм поведения, моральные свойства

 

Поведение


 

 

Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятий «духовность» в научной литературе нет общепринятой дефиниции этого понятия. Так, в Философском энциклопедическом словаре отдельные статьи «Духовность» и «Духовное» отсутствуют. [60]

Духовность, с философской точки зрения (Декарт, Кант, Гегель), едина, так как является отражением единого духа и вместе с тем многолика, так как включает в себя возможные проявления этого духа в природе, культуре, человеческой душе. С. Л. Франк связывает духовность со смыслом жизни. Как одухотворенное универсальное начало мироздания определяют духовность Н. Федоров, С. Булгаков, П. Флоренский, В. Соловьев. [60]

А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский видят духовность как внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода стремятся выявить рациональную сторону духовности (К. Поппер, Г. Спенсер, П. Я. Гальперин, М.С. Каган, М. К. Мамардашвили, Д. Белл).

Понятие «духовность» как ценностное содержание сознания использовали в своих работах М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. Г. Федотова. Таким образом, в философской науке мы видим разные подходы к пониманию духовности, и отсюда - отсутствие единого определения этого понятия.

В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна. В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова и других авторов.

Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь [8].  Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге.

Н. В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, т.е. как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными. [46]

Таким образом, в научной психологии существует несколько отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.

 Христианско-религиозная  философия внесла значительный  вклад в понимание истоков  и поиска путей духовно-нравственного  становления личности, определяя содержание каждого из этапов этого процесса. Интеграция этики блага и этики долга как основания для определения путей духовно-нравственного совершенствования раскрыта в работах B.C. Соловьева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Д. фон Гильдебранда, митр. Амфилохия (Радовича), И.А. Ильина и др. Духовно-нравственное воспитание с позиций этих авторов есть предоставление, в рамках определенной традиции, свободы для выбора пути духовного совершенствования.

Предложенная B.C. Соловьевым гипотеза о поэтапном становлении нравственности с присущем ей уникальным содержанием на каждом из этапов нашла свое развитие в работах других философов. Так, В.В. Зеньковский видит процесс становления духовно-нравственного развития личности через соотношение духовного и эмпирического опыта в разных возрастах. [19]

Н.А. Бердяев указывает на три уровня этики, которые, согласно его предположению, отражают степень личностного развития человека, последовательно преодолевающего этику послушания и этику спасения для достижения этики творчества. [2]

Таким образом, обращение к христианско-религиозному пониманию нравственности позволяет говорить, что для духовно-нравственного становления личности необходимо: а) институализировать процесс педагогического влияния; б) создать условия для целостного охвата жизненных явлений и ценностных отношений человека с миром; в) структурировать явление нравственности по ее компонентам и уровням нравственной воспитанности; г) учитывать в воспитательном процессе тонкие проявления душевных состояний детей. [18]

Однако данные положения не дают полноты картины для построения модели духовно-нравственного развития личности. Философы, отмечая важность личностно-психологических свойств человека для нравственного возрастания, не раскрывают их подлинных характеристик, а потому необходимо обратиться к исследованию психологических вопросов духовно-нравственного развития личности в рамках личностно-психологического подхода.

Основания личностно-психологического подхода исходят из исследований духовно-психологических свойств человека. Нравственность открывается в действиях, которые обусловлены, с одной стороны, природными и социальными (внешними) возможностями и ограничениями человека, а с другой - его личностными (внутренними) состояниями и ресурсами. «Внешние причины, - писал С.Л. Рубинштейн, - действуют через внутренние условия» [47, с.372], которые и являются основой для исследования проблем духовно-нравственного развития личности с позиций психологии.

      При всем  многообразии подходов к проблеме  личности и ее развития в  отечественной психолого-педагогической  науке, в подавляющем большинстве  из них, просматривается влияние  известных теоретических концепций  Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, разработавших культурно-историческую теорию, теорию деятельностного опосредования развития психики, концепцию субъекта деятельности. Личность рассматривается как человек, взятый в системе психологических характеристик, социально обусловленных, проявляющихся в общественных по своей природе отношениях, являющихся устойчивыми, определяющими нравственные поступки человека, имеющих существенное значение для него самого и окружающих.  Индивидуальное бытие личности формируется через ее внутреннюю позицию, через систему личностных смыслов. Бытие общественных отношений в личности развивается через присвоение человеком материальной и духовной культуры, через усвоение социальных нормативов и установок. [46]

   Развитие личности  есть процесс и результат вхождения  человека в социокультурную среду (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.С.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и особенностей взаимодействия с окружающим зависит процесс развития личности.

Проблема духовно-нравственного развития личности в рамках отечественной психологии исследуется как процесс усвоения личностью моральных и социальных норм, образцов, эталонов и способов поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); как формирование и становление положительных черт личности в ходе формирования нравственных действий, ориентированных на образец поведения взрослых (Божович Л.И.); как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения в ходе активной деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками, в результате которого эти образцы становятся регуляторами и мотивами поведения (Карпова С.Н., Лысюк Л.Г., Божович Л.И.) как процесс становления субъективной морали саморегуляции (Якобсон П.М.).

Особое значение для разработки проблемы духовно-нравственного развития личности в области психологии имеют результаты исследований Д.Б. Эльконина, В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Л.М. Фридмана, С.Г. Якобсон, Н.И. Непомнящей и др. Достижения отечественной психологии в изучении духовно-нравственной сферы личности во многом обусловлены опытом работы зарубежных ученых. Важнейшими идеями зарубежной психологии, представляющими интерес в плане понимания духовно-нравственного развития личности, являются перечисленные ниже:

– периодизация нравственного развития школьника и учет ее в воспитательной практике; определение особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста как стадий моральных суждений по Ж. Пиаже [40], уровней (предконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный) и стадий морального развития, выявляемых посредством дилемм по Л. Колбергу [66], стадий развития заботы о нуждающихся по К. Гиллиган и уровней просоциального поведения по Н. Эйзенбергу [18];

– поляризация типов характеров человека на непродуктивные (рецептивная, эксплуататорская, накопительская, рыночная ориентации) и продуктивные (любовь, забота, ответственность, труд, уважение и знание) [45];

– ценностные ориентации личности, принятые со времени их исследования Г. Олпортом [39] в качестве фундаментальных оснований для выбора векторов просоциального развития; это ценности терминальные (базовые: этнокультурные, религиозные, семейные) и инструментальные (ценности-цели: деньги, власть, карьера);

– взгляд на природу человека как достаточно сильную для того, чтобы найти внутренние силы для самоизменения (Э. Фромм [63]; А. Маслоу [32]; К. Роджерс [50]).

Подводя итог параграфа, можно сказать, что в психологии достаточно широко представлена проблема духовно-нравственного развития личности, но однозначного подхода к изучению и пониманию этого феномена не существует.

     Мы считаем, что при исследовании духовности  и нравственности как психологического  феномена и духовно-нравственного  развития личности в рамках  психологии необходима опора  на уже сложившиеся мировоззренческие  системы.

 

1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Укрепление позитивных тенденций в развитии воспитания сегодня является точкой отсчета для качественно нового этапа в развитии социальной политики, образования и социально-педагогического обеспечения процесса духовно-нравственного становления детей и молодежи. Ведущую роль в этом вопросе занимает реализация воспитательного компонента Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт).

Наличие воспитательного компонента в Стандартах является знаковым. Воспитательный компонент включается в Стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Включение воспитательного компонента в Стандарты нового поколения позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных Стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников