Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)

Незначительная часть детей (7%/4чел) называет любимого, идеального человека своего тренера, выдающихся спортсменов (хоккеистов – Овечкин, Набоков, Ковальчук), а 12%/7чел испытуемых отнесли свой выбор к типу «приятель» - близкие друзья, с которым можно гулять, общаться, доверять.

Однако, только для двух девочек (1 класс) идеалом остается первая учительница. Среди мальчиков зафиксирован только 1 ответ: «моя учительница раньше была для меня идеалом красоты и доброты». Данные результаты подтверждают то, что у детей на выпуске из начальной школы происходит смена идеалов, идеал первой учительницы утрачивает свою силу и сходит на нет, что связано как рассеиванием иллюзий, так и с расширением социальных контактов детей, началом активного развития сферы межличностного общения и соответственно большей ориентацией детей на него.

Иерархия ценных качеств младших школьников выглядит следующим образом: 1место – доброта, 2место – честность. 3 место – ум, 4 место – смелость, 5 место – трудолюбие. Кроме выше обозначенных ценных качеств встречались также ответы: справедливость, верность, мягкость, чувство юмора, сила, красота. Названные качества свидетельствуют о том, что у большинства детей ценностно-нравственные представления о положительных личностных качествах достаточно развиты, а это является, в свою очередь, залогом благополучной линии развития младших школьников как личностей в дальнейшем.

Таким образом, анализируя рисунки и письменные высказывания испытуемых в методике «Идеальный человек», можно сказать, что в младшем школьном возрасте происходит первичное «оформление» идеалов и ценностей в сознании детей как основы для построения жизненных сценариев, положительных стремлений. Вместе с тем существует ряд особенностей идеалов, ценностей: в словесных описаниях, высказываниях значительно чаще встречаются характеристики, соответствующие гуманистическому идеалу, нежели в рисунках; отсутствие целостности и системности описаний, что, вероятно, свидетельствует о несформированности целостной системы ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

Методика № 4 «Самоанализ (анализ) личности»

Цель: оценить уровень проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества.   (см. Приложение №6)

Результаты показателей уровней проявления социально ценных качеств личности младших школьников: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; творческая активность; волевые качества представлены в гистограмме № 6.

Гистограмма № 6

У испытуемых показатели уровней проявления социально ценных качеств личности младших школьников представлен следующим образом: фактор «активность нравственной позиции» (подфакторы: уважение к людям, совестливость; стремление к нравственному самовоспитанию) на среднем уровне (3,75баллов), фактор «коллективизм» (подфакторы: ответственность  перед коллективом, чуткость и взаимопомощь) – высокий уровень (4,5 баллов), фактор «гражданственность в труде» (подфакторы: осознание значимости своего труда для общества,  бережное отношение к результатам труда, к природе) сформирован на низком уровне (3,5 баллов), фактор «трудолюбие»  (подфакторы: добросовестность, самостоятельность в преодолении трудностей) - на среднем уровне (3,75баллов), фактор «творческая активность»  (подфакторы: стремление к улучшению процесса работы, стремление к новому, инициатива) находятся на высоком уровне (4,5 баллов), фактор «волевые качества» (подфакторы: целеустремлённость, настойчивость и самообладание)  на низком уровне (2,75баллов).

  Таким образом, у младших  школьников несформированы социально ценные качества личности - гражданственность в труде (осознание значимости своего труда для общества,  бережное отношение к результатам труда, к природе) и волевые качества (целеустремлённость, настойчивость и самообладание).

Вывод. В целом результаты диагностики потребностно-мотивационного компонента духовно-нравственной сферы личности младшего школьника показывают появление стремления к самоконтролю, саморегуляции, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и принятых ценностей, заданных в образцах (идеалах).

Диагностика и исследование интеллектуально-волевого компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника

 Методика  № 1. Определение отношения к жизненным ценностям

Цель: изучение уровня отношения к жизненным ценностям младшими школьниками. (см. Приложение № 7)

Диаграмма № 7

По результатам, изображенным на диаграмме № 7, мы видим, что у большинства испытуемых (57%/34чел) средний уровень отношения к жизненным ценностям, среди значимых нравственно-психологических качеств были названы такие, как «Быть человеком, которого любят», «Иметь верного друга», «Мне важно здоровье родителей», «Уметь сочувствовать и помогать другим людям», «Иметь доброе сердце», но испытуемым характерно желание  «Иметь возможность многими командовать» или «Иметь самый современный компьютер».

28%/17чел. испытуемых с высоким  уровнем отношения к жизненным  ценностям, которые выбрали все 5 положительных ответов; 8%/5 чел. - ниже  среднего уровня; 7%/4чел - низкий уровень  отношения к жизненным ценностям, для которых свойственна тенденция  эгоистических желаний, увеличение  «потребительской» направленности  желаний («Иметь много денег», «Иметь  самый современный компьютер», «Иметь  возможность многими командовать», «Иметь много слуг и ими  распоряжаться», «Иметь то, чего  у других никогда не будет».

Методика № 2 «Закончи историю»

Цель: изучения осознания младшими школьниками нравственных норм, умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации. Результаты показателей осознания младшими школьниками нравственных норм, умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации представлены в гистограмме № 8.

                            Гистограмма № 8 

По результатам, изображенным на гистограмме №8, мы видим, что у большинства испытуемых (46,5%/ 28 чел.) 2 уровень осознания нравственных норм (средний), когда ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку; 20%/12 чел испытуемых - 1 уровень (высокий) - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. На 3 уровне осознания нравственных норм (ниже среднего) 26,5% (16чел.) испытуемых, которые оценивают поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. 4 уровень (низкий) -  испытуемый не может оценить поступки детей – 7%/4 чел.

Методика № 3. Незаконченный тезис (Методика «Свободный выбор»)

Цель: выявить уровень приобретенных знаний смысловых значений  этических понятий, определяющих духовно-нравственное состояние личности младшего школьника. Результаты показателей уровней представления и знаний этических понятий, определяющих духовно-нравственное состояние личности младшего школьника, представлены в гистограмме № 9.

Гистограмма № 9

Объяснили все понятия 20%/ 12чел. испытуемых (высокий уровень), отказались это делать  10%/6чел (очень низкий уровень), меньше половины заданий выполнили 18%/11чел. испытуемых (ниже среднего уровень), от 6 до 8 заданий выполнили 38%/23чел (средний уровень).

Нам было интересно узнать, какое содержание школьники вкладывают в общечеловеческие ценности. В нашем исследовании была предпринята попытка качественного содержания 10 определений: добро, зло, дружба, счастье, справедливость, мужество, мудрость, свобода, милосердие, вина.

По итогам контент-анализа полученных определений можно сделать следующие заключения об особенностях понимания младшими школьниками   категориальной структуры  нравственности. Статистика ответов представлена в табл.4.

Таблица № 4

Понятия

Всего = 60 чел

Объяснили

Не объяснили

Кол.

%

Кол.

%

1. Добро 

51

85

9

15

2. Зло 

50

83

10

17

3. Дружба 

52

87

8

13

4. Счастье 

60

100

0

0

5. Справедливость

38

63

22

37

6. Мужество

53

88

7

12

7 Мудрость

49

82

11

18

8. Свобода

60

100

0

0

9. Милосердие

35

58

25

42

10. Вина

51

85

9

15


 

Определение понятия свободы не вызвало у  испытуемых затруднений. Все опрашиваемые младшие школьники отметили, что свобода – это «когда один», «никого рядом нет», «гуляешь», «никто не командует», «ничего не мешает», «ни от кого не зависишь». В ответах четвероклассников акцент делается на самостоятельность  жизни: «безграничное движение вперёд», «свобода птицы», «живет своей жизнью», «никто не указывает, что и как делать», «никто не заставляет делать», это «воля», «это иначе как  поймал паучка и не выпускаешь».

Раскрывая смысл категории «дружба», испытуемые говорили, что это «люди дружат между собой», «общаются», «веселье», «делят всё по полам», а младшие подростки отметили, что дружба – это «общение»,  «понимание друг друга», «доверие», «верность», «поддержка в любую минуту».

В толковании зла у младших школьников можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой человека «это злой, сердитый, грубый и жадный человек». Третья группа представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо», «мрак», «ужас».

Добро в представлении младших школьников - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «человеку ничего не жалко», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают», не врёшь»).

Счастье для большинства младших школьников это «радость», «веселье», «вместе играть», «люди радуются». Мужество- это смелый, храбрый, сильный, решительный, выносливый, уверенный в себе человек, который умеет постоять за себя, доводит дело до конца, не боится заступиться за другого, помогает слабым, не боится трудностей в жизни. Вина, по мнению опрошенных младших школьников, выражается в плохом, злом поступке (ударил, обман, соврал, обвинил), а четвероклассники отметили, что вина – это, «ты не прав», «чувствуешь ошибку», «осознание того, что сделал плохо другому человеку». Мудрость  – это, прежде всего, умный, честный взрослый человек, с большим жизненным опытом, который способен понять, оценить, рассудить. Но для первоклассников определение понятия мудрость вызвало затруднение (у 73% или 11 человек отсутствовало его определение).

Определение понятия справедливость вызвало у младших школьников наибольшие затруднения (у 37% или 22 испытуемых отсутствовало его определение). Большинство опрашиваемых отметили, что справедливость – это честность, правда, в остальных ответах акцент делается на способность человека правильно расценить какую-либо ситуацию или поступок.

42% или 25 испытуемых не  дали определение понятию милосердие. При определении того, в чём выражается милосердие, ответы были практически однозначны: помощь, сострадание, сочувствие, добрые дела. Несмотря на то, что категории «справедливость» и «милосердие» объяснили учащиеся, их понимание далеко от действительного. Итак, младшим школьникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «счастье», «свобода», «зло», «добро», «мужество» и труднее, «милосердие», «справедливость», «мудрость».

Вывод. Результаты диагностики интеллектуально-волевого компонента духовно-нравственной сферы личности младшего школьника показали, что в целом испытуемые хорошо дифференцируют жизненные ценности, в которых, прежде всего, выражается положительное отношение к членам семьи, сверстникам, к своему здоровью, направленность желания «на другого». Анализируя низкие результаты по методике «Определение отношения к жизненным ценностям», следует отметить, что наблюдается тенденция увеличения желания и мечты личностного направления, типа «быть» человеком, которого любят; «иметь» много денег, современный компьютер, возможность командовать и т.д., где прослеживается тенденция увеличения эгоистических желаний, «потребительской» направленности желаний. Необходима систематическая воспитательная работа с младшими школьниками на изменение направленности желаний в сторону снижения личностно-потребительской и увеличения познавательно-деловой, общественной.

Изучения осознания младшими школьниками нравственных норм, умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации по методике «Закончи историю»  для нас был важен сам факт умения анализировать ситуацию с этической точки зрения. Практически большинство испытуемых дали правильный этический анализ ситуации в целом, однако во второй части анализа, когда требовалось оценить реакцию на поступок, мнения детей разошлись. На вопрос о чувствах дети часто называют не чувства, а черты характера. Характерной особенностью ответов было стремление сразу дать этическую оценку ситуации, не прибегая к психологическому анализу. Особенно сложным оказался вопрос о причинах поступка.

Таким образом, у испытуемых возникают сложности дать оценку поведению детей и сформулировать нравственную норму, т.е. младшие школьники не полностью адекватны в своих представлениях и оценках поведения. Изучение представлений младшими школьниками о духовно-нравственных понятиях показало, что они поверхностны, конкретны. В представлениях испытуемых нами были отмечены отдельные неточности, ошибки в описании милосердии, мудрости, справедливости, зла. Практически все испытуемые определяли нравственные понятия через более конкретные проявления, действия человека.

Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников