Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа
Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3
9
9
16
27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе
46
46
72
79
86
Заключение
Список использованной литературы
Показателями потребностно-мотивационного компонента духовно-нравственной сферы личности младшего школьника являются интересы в области искусства (знания тех областей литературы, музыки, живописи, которые побуждают к созидательной творческой деятельности, посещение театров, музеев, чтение книг и проч.), иерархия этических ценностей в личностном представлении (суждения о высоких этических ценностях бытия человека, их ранжирование и следование им в практической жизнедеятельности), стремление к творческой деятельности (учебно-творческая работа, занятия на курсах по выбору, в клубах, кружках и др.).
Интеллектуально-волевой компонент, выполняющий ориентационно-оценочную функцию, как понимание нравственных норм или правил поведения (что я о себе знаю), характеризуется устойчивой мотивацией ученика к усвоению (его «хочу» и «надо» «иметь») этических знаний, а также наличием нравственных убеждений.
Нравственные убеждения представляют собою доверие другому человеку, правдивость в развитие, душевную стойкость в затрудненных жизненных ситуациях. Чтобы совершать моральные поступки, вести себя нравственно, человек должен знать моральные нормы человеческих взаимоотношений, правила поведения. Только при наличии этических знаний возможен осознанный поступок и его нравственная оценка, в какой степени он соответствует или же противоречит принятым в обществе нормам морали. Поэтому знание младшими школьниками моральных норм и вытекающих из них нравственных требований и правил, является одним из необходимых условий формирования нравственных качеств их личности. При характеристике значения нравственных знаний очень важно установить, насколько младшие школьники способны осознать социальную и личностную значимость этих знаний, использовать их для анализа конкретных нравственных поступков и оценки, последних в соответствии с существующими в обществе моральными нормами и принципами поведения. Наличие такой способности у младших школьников является необходимым психологическим условием превращения этических знаний в нравственные взгляды. Нравственные взгляды представляют собой оценочные суждения личности, которые формируются на основе осознания младшими школьниками социальной и личностной значимости моральных требований, правил и норм и выражают их отношение к ним, а также к своим поступкам и поведению других людей.
Практика внедрения инновационной педагогической системы по духовно-нравственному воспитанию личности современного школьника убедительно доказала эффективное использование такой формы работы по выявлению уровня развития интеллектуально-волевого компонента духовно-нравственной сферы личности, как словарная работа, которая формирует личность ученика через СО-зерцание, СО-средоточение, СО-отнесение, СО-поставление, и другие способы бытия. Словарная работа с этическими понятиями способствует выяснению сформированности категориального пласта знаний о духовно-нравственных нормах поведения человека.
Показателями интеллектуально-волевого компонента духовно-нравственной сферы выступают знания о духовной сущности и целостности личности человека, роли самовоспитания и саморазвития духовного мира, умение обращаться к самопознанию и самооцениванию своего духовного состояния на уровне избранного личностью духовного идеала с присущими ему этическими ценностями.
Эмоционально-волевой компонент, означающего то, как младший школьник относится к своим поступкам, какие чувства при этом испытывает, определяет способность младшего школьника реализовать свое волеизъявление и приобретенные им теоретические знания об этических ценностях в социальной практике, что позволяет ему рефлексировать свое внутреннее состояние и внешний поступок-действие и идентифицировать себя с эмоционально-волевой стороны, как личность. В духовно-нравственной жизни младших школьников особую роль играют эмоциональные запечатления. Это - эмоциональность постдействия, когда действие сохраняется и запечатлевается в эмоциональной памяти человека и проявляет себя как самостоятельная категория жизнедеятельности. Эмоциональные запечатления формируют отношение ребёнка к событиям, людям, предметам, задают поведение, руководят его поступками. Они обуславливают настроение, тон, интонацию речи учащегося. Именно на этапе осознания младшими школьниками усвоенных нравственных знаний и обогащения их соответствующими переживаниями происходит становление нравственной саморегуляции личности. Поэтому неразрывное, органическое единство этических знаний, нравственных эмоций и чувств может выступать одним из существенных внутренних побуждений (мотивов) нравственного поведения младших школьников. Эмоционально-волевой компонент духовно-нравственной сферы личности младшего школьника способствует формированию волевых качеств, свойств, умений, навыков для решения практических задач в ситуации нравственного выбора.
Важной составляющей нравственного поведения личности младшего школьника является коммуникативный компонент, составными частями которого являются нравственные умения, навыки и привычки, а также волевые свойства, и означает то, как младший школьник усвоил правила и использует их в своём поведении.
Нравственные умения следует рассматривать как первоначальную ступень овладения младшими школьниками определенными нравственными действиями на основе усвоенных моральных требований, правил и норм. Нравственные навыки выступают как достаточно освоенные младшими школьниками нравственные умения, характеризующиеся непроизвольностью проявления в поведении. Нравственные умения и навыки являются основой для формирования соответствующих нравственных привычек поведения, которые включают в себя совокупность нравственных действий и являются психологическими образованиями, возникающими как результат условнорефлекторной деятельности индивида.
Таким образом, коммуникативный компонент духовно-нравственной сферы личности младшего школьника определяет наличие или отсутствие круга умений, навыков для решения практических задач в ситуации нравственного выбора. Показателями коммуникативного компонента являются умения:
– определять разновидности поступков человека;
– определять его внутреннее состояние;
– определять качество (черту) характера человека;
– определять причинно-следственную связь между внутренним состоянием человека и качеством (чертой) его характера;
– давать оценку поступкам человека в конкретной жизненной ситуации;
– моделировать свое поведение в аналогичной ситуации;
– анализировать свои поступки в предложенной ситуации;
– отстаивать, обосновывая свою позицию, точку зрения с опорой на нравственный императив поведения;
– принимать решения в ситуации выбора, опираясь на нравственный императив поведения;
– нести ответственность за принятое решение в ситуации выбора.
Волевые свойства личности младших школьников являются структурными и содержательными проявлениями духовно-нравственной сферы младшего школьника. Во-первых, наблюдения за поведением и деятельностью младших школьников показывают, что практическая реализация даже нравственного умения нередко требует от них значительного волевого усилия. Во-вторых, нравственные качества характеризуются действенностью, детерминируют поведение личности, а это значит, что их практическая реализация в тех или иных условиях и ситуациях определяет, как будет функционировать воля. В-третьих, волевые свойства личности взаимосвязаны с другими содержательными компонентами в структуре духовно-нравственной сферы младшего школьника. Так, С.Л. Рубинштейн, называя волю «хребтом характера», отмечал, что «особенности волевой сферы, переходя в свойства (качества) личности, образуют существеннейшие черты характера». [47] Идею тесной связи волевых свойств личности с ее нравственностью высказывала также Л.И.Божович. «Воспитание волевого человека, - писала она, - есть вместе с тем и воспитание человека нравственного. Воспитание воли и воспитание нравственности представляют собой две стороны одного и того же процесса». [6, стр. 276]
Содержательно-процессуальная
сторона коммуникативного
Таким образом, механизм функционирования духовно-нравственной сферы личности младших школьников есть функционирование составляющих ее компонентов как внутри каждого из них, так и во взаимодействии их друг с другом в определенной интегрированной взаимосвязи. Реализация каждого из компонентов напрямую зависит от «ядра» - поступка как основы духовно-нравственной сферы личности младшего школьника.
Особенности, разработанной модели, раскрывают систему структурных компонентов духовно-нравственной сферы личности младшего школьника: ориентированность на младший школьный возраст; взаимосвязанность, взаимопроникаемость и взаимодополняемость входящих в ее состав компонентов; каждый структурный компонент можно продиагностировать с целью выявления уровня сформированности нравственной воспитанности младших школьников. А это позволяет правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, составить программу духовно-нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе.
Принципиально важным является решение вопроса о критериях оценки реального уровня сформированности духовно-нравственной сферы личности младшего школьника. Выделены следующие критерии:
– Критерий нравственного знания – что младший школьник знает? Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.
– Критерий нравственных отношений – как он относится? Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.
– Критерий нравственного поведения – как он себя ведет? Признаки: способность выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоять искушению, нарушать эти правила; способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.
– Критерий морального переживания – что он при этом чувствует? Признаки: способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.
Общий критерий морального развития характеризуется единством и идентичной позитивной модальностью всех перечисленных выше признаков. На высшем уровне все критерии проявляются позитивно. На низшем уровне они не проявляются, либо указывают на разрыв между нравственным сознанием и поведением, поведением, отношениями и переживаниями.
На основе предложенных критериев выделены следующие уровни духовно-нравственного развития младших школьников. (См. табл.2)
Таблица 2
«Характеристика уровней сформированности духовно-нравственной сферы личности (ДНСЛ) младших школьников»
Уровни духовно-нравственного развития младших школьников |
Структурная характеристика ДНСЛ мл. школьника (психологические компоненты) |
Содержательная характеристика ДНСЛ мл. школьника (проявление нравственных |
Оценка духовно-нравственного состояния личности мл. школьника М-мотив Д-действия П-поступок Н-нравственный Б-безнравственный |
Уровень нравственного выбора |
Первый уровень - уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения |
Доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие осознанной системы этических знаний; устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества. («имею» нравственные знания и убеждения и «умею» ими пользоваться) |
Самостоятельное нравственно-мотивированное поведение; постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности; осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований); устойчивое привычное поведение; активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам |
«хочу» и «надо» совершенствоваться
НМ+НД=НП |
Нравственный выбор полностью соответствует этическим нормам: поступок высоконравственный |
Второй уровень - уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения |
Появление в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие системы нравственных представлений и понятий; достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения («имею» нравственные знания
и убеждения и достаточно « |
Устойчивая положительная устремлённость ученика на совершенствование своего поведения; осознание социальной значимости нравственных правил и норм, положительное к ним отношение; заметное проявление тенденции к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению |
«не очень хочу» и «надо» совершенствоваться
НМ+НД=НП |
Нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок -нравственный |
Третий уровень – уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения |
Наличие нравственных потребностей и мотивов; усвоение значительной части нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и отдельных нравственных привычек («имею» нравственные знания и убеждения, но не совсем достаточно «умею» ими пользоваться) |
Достаточно определившаяся устремлённость ученика улучшить своё поведение; неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер поведения, возможно проявление отдельных безнравственных действий. |
«не хочу», но «надо» совершенствоваться
НМ+Н/БД=Н/БП |
Нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок -нравственный |
Четвёртый уровень - уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения |
Наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов; сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения. («имею» нравственные знания и убеждения, но «не умею» ими пользоваться) |
Появление стремления улучшить своё поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых правил и норм; реализация в поведении нравственных умений требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых, иногда проявление негативных действий и поступков |
«не хочу», но «надо» совершенствоваться
БМ+Н/БД= Н/БП |
Нравственный выбор в частично соответствует этическим нормам: в поведении наблюдаются как нравствен., так и безнравств. поступки. |
Пятый уровень - уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения |
Отсутствие нравственных потребностей и мотивов; наличие отдельных разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения, несформированность нравственных умений («не имею» нравственные |
Преобладание нездоровых (эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним отношение (игнорирование педагогических требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков |
«не хочу» и «не надо» совершенствоваться
БМ+БД= БП |
Нравственный выбор –бездействие, безнравственный поступок. |
Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников