Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)

2)   деловые игры: «Верность слову»;

3)   этические беседы по темам «Кто создал правила человеческого поведения?», «Как мы выглядим?», «Кто такие эгоисты?»;

4)   социальные проекты: «Собачий питомник», «Помощь ветеранам», «Очистим наш пруд»;

5)   информационные проекты: «Словарь нравственных понятий и терминов», «Что в дружбе главное?», «Отважные герои Руси».

Пятая позиция – определение места образовательного учреждения в совместной деятельности школы, семьи и общественности в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Шестая позиция – проектирование результатов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

По мнению авторов примерной Программы, каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. Таким образом, все духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности, являются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение соответствующего уровня воспитательных результатов возможно при учете образовательной формы деятельности учащихся.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме.

Примерные результаты, представленные в Программе, служат ориентировочной основой для проведения не персонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

Седьмая позиция – определение примерных требований к условиям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Для полноценного осуществления духовно-нравственного развития обучающегося и становления его гражданского самосознания в каждой государственной и муниципальной общеобразовательной школе, по мнению авторов Концепции, должны быть реализованы минимально необходимые требования к условиям воспитания и социализации учащихся, такие как:

1)        создание среды образовательного учреждения;

2)        организация взаимодействия с субъектами воспитания;

3)        интегративный характер образовательного процесса;

4)        личностно-социальная направленность.

Рассмотрение особенностей проектирования содержания воспитательного процесса в образовательном учреждении в рамках Стандартов начального общего образования, позволило нам прийти к следующим выводам.

  1. Воспитательный компонент впервые в истории отечественной системы образования включен в государственные стандарты.
  1. Воспитательный компонент ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, на создание условий для воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма, содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей духовно-нравственных идеалов.
  1. Воспитательный компонент представлен следующими документами: Концепция духовно-нравственного воспитания школьников, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Программа создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении и др., которые определяют цель, общие задачи, ценностные установки, основные направления, содержание и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся начальной школы.
  1. Требования к условиям духовно-нравственного развития и социализации учащихся раскрывают роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлены на формирование единого воспитательного пространства.

Начальная школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни ученика.

 

1.3. Характеристика  уровней и психологических показателей  духовно-нравственного развития  личности младших школьников

Одна из основных задач нашего теоретического и экспериментального исследования заключается в выявлении (определении) психологических показателей (критериев) духовно-нравственного развития младших школьников, которые в своей основе имеют глубокие теоретические и эмпирические основания, приняты большинством исследователей в этой области, и по которым можно охарактеризовать уровень духовно-нравственного развития младших школьников. Результатами нашего исследования в данном вопросе стало выявление психологических показателей (компонентов), критерии и уровни сформированности духовно-нравственной сферы личности младшего школьника. 

Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. А.В.Запорожец, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев обозначили младший школьный возраст как период складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Младший школьник овладевает учебной деятельностью и нормативным поведением. На основе овладения нравственными представлениями и понятиями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование духовно-нравственной сферы личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Как отмечают ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.В.Субботский, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л.И.Божович, В.С.Мухина). В процессе духовно-нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми, сверстниками у младшего школьника формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения.

  Духовно-нравственное  развитие личности младшего школьника  предполагает осознание ребёнком  самого себя; развитие личностных  механизмов поведения; развитие  нравственных представлений, понятий  и на их основе моральной  оценки; возникновение новых мотивов  поступков. Оно связано с общим  процессом социального и психического  развития ребёнка, становлением  целостной личности. Развитие духовно-нравственной  сферы личности младшего школьника  есть процесс приобретения ребенком  нравственного опыта через освоение  заданных обществом нравственных  образцов, вырабатываемых на основе  базисных этических понятий. [33]

   Результатом  духовно-нравственного развития  младших школьников становится  нравственная воспитанность –  система устойчивых нравственно-ценностных  мотивов, проявляющихся в отношениях  ребёнка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного  на нравственных эталонах и  нормах. [17]

        Духовно-нравственный мир младшего  школьника подразумевает процесс  удовлетворения различных его  потребностей. Внешним показателем  удовлетворения определенной потребности  является свойство (качество, черта) характера младшего школьника, выражающееся  в конкретном поступке, действии  через нравственный выбор.[42] По  мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком  является не всякое действие  человека, а лишь такое, в котором  ведущее значение имеет сознательное  отношение к другим людям, к  обществу, к нормам общественной  морали» [47, с. 331-332] Продолжая мысль  С.Л. Рубинштейна, Б.Ф.Ломов считает, что поступок – это общественно значимый акт, который вызывает поступки других людей, либо их содействие, либо противодействие. Человек должен предвидеть возможные последствия свомх поступков и нести ответственность за них. [28, с. 331-332]

   На основании  анализа научной, научно-практической  литературы (Л.И.Божович, З.И.Васильевой, В.П.Зинченко, И.С.Марьенко, С.И.Рубинштейн, Л.И.Рувинского, В.Т.Чепикова и др.) [6, 20, 31, 47, 66], собственных исследований мы пришли к выводу о том, что стержнем духовно-нравственного развития является нравственный поступок.

    Духовно-нравственный  поступок зависит от духовной  энергии всех компонентов, которые  в свою очередь, непосредственно  зависят от духовно-нравственной  атмосферы культурно-образовательного  пространства школы. Необходимая  системная взаимосвязь компонентов  духовно-нравственной сферы младшего  школьника, может существовать только  при определенных внешних и  внутренних условиях обеспечения  деятельности младшего школьника  как объекта образовательного  процесса школы, который должен  стать «на выходе» истинным  субъектом.

      Духовно-нравственный  поступок является результатом  совокупности «внутренних условий»  младшего школьника, к которым  мы отнесли: потребностно-мотивационную, интеллектуально - волевую (когнитивную), эмоционально-волевую и коммуникативную сферы, составляющие модель духовно-нравственного развития младших школьников, и проявляемый в пространственно-средовой атмосфере. (см. рис.1)                    

    Потребностно-средовая атмосфера способствует выявлению интересов, влечений, побуждений и стремлений школьника, определяет совокупность этических ценностей и ценностной ориентации, а также способствует развитию духовно-нравственных компонентов личности младшего школьника.

Пространственно-средовая атмосфера формирования духовно-нравственной сферы младшего школьника включает в себя обновленное содержание духовно-нравственного воспитания и образования на основе этических ценностей русской культуры, которая должна отражаться в учебном плане школы и определять культурно-образовательное пространство.

           

Рис.1.Модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Показателями пространственно-средовой атмосферы школы являются учебные дисциплины и их программно-методическое обеспечение ( Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, региональный компонент вариативного содержания образования), освещающие ведущие мировоззренческие направления в рассмотрении основополагающих знаний антропологии человека, миропонимания и роли человека в окружающем его мире; реализация личностно-деятельностного подхода к обучению на уровне творческой поисковой работы в многообразии ее видов; эмпатийный стиль общения в субъект-субъектных отношениях учителя и ученика; высокий уровень общей и духовной культуры учителя.

Ниже опишем содержательные характеристики компонентов модели духовно-нравственного развития младших школьников.

Потребностный-мотивационный компонент духовно-нравственной сферы личности младшего школьника определяется наличием желания и необходимости ученика (его «хочу» и «надо») войти и освоить духовно-нравственную атмосферу культурно-образовательного пространства семьи, школы, улицы, города, родного края, чтобы «стать» нравственной личностью. Мотивационно-потребностный компонент, представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника выполняет стимулирующую функцию. Нравственные потребности как исходные стимулы активности личности выражают внутренне переживаемую ею нужду в определенном действии или поступке. На основе нравственных потребностей формируются нравственные мотивы личности, которые также выступают в качестве субъективных стимулов ее поведения и деятельности. Нравственный мотив является формой проявления потребности, тем, ради чего человек совершает определенные действия или поступки. Поэтому, если нравственные потребности выражают только общие тенденции активности личности, ее влечения, желания и стремления, то в нравственных мотивах выражаются цель и прогнозируемый результат, которого намерен достичь человек в процессе удовлетворения возникшей потребности.

Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников