Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа
Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3
9
9
16
27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе
46
46
72
79
86
Заключение
Список использованной литературы
По результатам, изображенным на гистограмме № 1.2, мы видим, что большинство испытуемых (45% /27чел.) на вопрос «Чье «слово» для тебя является руководством к поступку (действию)?» выбрали учителя; 18% испытуемых (30 чел) - родителей (родственников), 25%/15 чел – друзей.
На вопрос «Чьи «поступки» (поведение) для тебя являются образцовыми?» испытуемые отдали предпочтение родителям (28%/17 чел.) и учителям (27%/16 чел.), а также друзьям (25%/15 чел) и кумирам (писателям, актерам, художникам, спортсменам и др.) (20%/12 чел.)
Гистограмма № 2
Таким образом,
подавляющее большинство
Поэтому создание и умелое использование учителем методических приемов и специальных воспитательных условий способствуют возбуждению у младших школьников внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнями духовно-нравственной воспитанности и формированию духовно-нравственных потребностей и мотивов поведения. Стимулирование внутреннего стремления учащихся, их собственной активности в работе над своим духовно-нравственным совершенствованием является одним из важнейших направлений работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию.
Почти треть всех испытуемых считают слово родителей руководством к поступку, а их поступки образцовыми, что указывает на то, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как средства массовой информации, улица. Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать, что нравственные отношения, в которые включаются учащиеся вне школы, регламентируются и направляются традициями семейного воспитания и требованиями родителей. Зачастую бывает, что в школе учащиеся проявляют надлежащую воспитанность, а в семье нередко допускают непослушание, нетактичность в общении и т.п. Поэтому изучение духовно-нравственного развития младших школьников, ее диагностика должна осуществляться в условиях школьного и семейного воспитания. Это позволяет не только значительно повысить ее объективность, но и педагогически направить семейное воспитание, исключить стихийность его влияния на духовно-нравственное формирование личности ребенка.
У 20%/12чел. испытуемых образцовые поступки считают кумиров (писателей, актеров, художников спортсменов и др.). Стремясь быть похожим на такой образец, младший школьник стремиться проявлять в своей повседневной жизни качества, присущие этим образцам.
Таким образом, формирование нравственных потребностей и мотивов младших школьников осуществляется под влиянием образцов поведения других людей. С одной стороны, показ положительных поступков вызывает у учащихся подражание, стремление копировать в своем поведении те или иные действия сверстников. С другой стороны, наблюдая и анализируя живые образцы духовно-нравственного поведения, учащиеся начальных классов лучше осмысливают сущность и содержание нравственных отношений. Это также заставляет младших школьников осознавать, как они поступают и как необходимо поступать в той или иной ситуации, увидеть и внутренне пережить нравственные недостатки, что возбуждает их стремление и активность в улучшении своего поведения и деятельности.
Методика № 2. Для изучения влияния среды на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника нами была применена методика «Среда и ее влияние на развитие личности младшего школьника» (см. Приложение №2)
Цель: определить влияние среды на формирование и развитие личности младшего школьника. Результаты показателей влияния среды на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника представлены на гистограмме № 3.
Гистограмма № 3
По результатам, изображенным на гистограмме № 3, мы видим, что большинство испытуемых считают, что на формирование и развитие их личности существенное влияние оказывают условия школьного обучения (100%), дом (семья) – 95% (57чел), центры досуга (библиотека, театр, кинотеатр, музей, концертный зал и др.) – 90% (54 чел), а обедняет, притупляет их развитие увеселительные центры (дискотека, кафе, бар, ресторан и др.) - 100%, улица - 63% (38чел).
Младшие школьники уверены в том, что учебные занятия в школе также положительно сказывается на их общее физическое состояние (97%/58чел.), дом (семья) (95%/57чел), центры досуга (библиотека, театр, кинотеатр, музей, концертный зал и др.) (90%/54 чел), а отравляет их здоровье увеселительные центры (дискотека, кафе, бар, ресторан и др.) и улица (85% или 51чел).
По мнению испытуемых, их объединяет, сплачивает, прежде всего, дом (семья), школа, центры досуга (87%/52 чел.), улица (двор) (80%/48 чел), увеселительные центры (76%/45 чел.), церковь (73%/44 чел.); а обособляют или отдаляют испытуемых (68%/41) Интернет.
Вывод: диагностика пространственно-средовой атмосферы духовно-нравственной сферы личности младшего школьника выявила, что местом пребывания «для души» (потому что «так хочется») для большинства испытуемых является улица, лишь треть младших школьников считают – школу, тогда как местом пребывания «по необходимости» (потому что «так надо») является школа. В свою очередь, младшие школьники считают, что на формирование и развитие их личности существенное влияние оказывают условия школьного обучения, что именно школа помогает им развиваться, сплачивает, а обедняет, обособляет – улица.
Диагностика и исследование потребностно-мотивационного компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки. (см. Приложение №3) Цель: определить уровень нравственной самооценки младших школьников. По результатам, изображенным на диаграмме № 3 мы видим, что у 15% (9чел) испытуемых выражен высокий уровень нравственной самооценки; 48%/29чел - средний уровень нравственной самооценки; 25%/15чел - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего; 12%/7чел - низкий уровень нравственной самооценки.
Диаграмма № 3
Отметим также, что младших школьников с высоким уровнем нравственной самооценки характеризует всегда духовно-нравственные качества личности: доброта, чуткость, внимательность, справедливость в оценках, смелость в поступках, уступчивость в поведении, а у испытуемых среднего уровня нравственной самооценки эти качества проявляются почти всегда. Дети с нравственной самооценкой ниже среднего уровня агрессивно реагируют на справедливую критику, на задевающее, провоцирующее поведение. Испытуемых с низким уровнем нравственной самооценки характеризует несформированность представления о нравственных качествах.
Методика № 2. Методика диагностики нравственной мотивации
Цель: определить уровень нравственной мотивации младших школьников. (см. Приложение № 4).
Гистограмма № 4
По результатам, изображенным на гистограмме № 4, мы видим, что у 17%/10чел. испытуемых отмечается высокий уровень нравственной мотивации, для них характерно самостоятельное нравственно-мотивированное поведение, постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности, осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм, активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам. Они готовы оказать помощь, способны к состраданию, сопереживанию, доброжелательны, терпеливы, справедливы в оценках. Наибольшую группу (50%/30чел) составили испытуемые, у которых уровень нравственной мотивации является средним. Для них характерна устойчивая положительная устремлённость на совершенствование своего поведения, заметное проявление тенденции к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению. В их поведении наблюдаются элементы нравственного поведения: забота о младших, отзывчивость к просьбам, самокритичность в поступках. Остальные учащиеся имеют ниже среднего (20%/12чел) и низкий уровень (13%/8чел) нравственной мотивации, у которых отмечается наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов, сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения. Так, проявление младшими школьниками недисциплинированности и отсутствие вежливости (например, проявление нетактичности в общении со взрослыми, грубости и даже физической силы со сверстниками) связаны, как правило, не с наличием прочно укоренившихся отрицательных привычек, а скорее, обусловлены эгоистическими потребностями, незнанием правил и норм поведения или же отсутствием поведенческих навыков и устойчиво сформированных положительных привычек.
Методика № 3 «Идеальный человек»
Цель: выявление ценностных ориентаций и идеалов в отношении младшего школьника, представления о том, каким он должен быть, т.е. образ идеального человека. Апробация методики позволила эмпирически выделить следующие типы идеала человека, условно названных: «лицо из микросоциального окружения (родственник)», «спортсмен», «приятель», «киногерой, литературный герой», «мультгерой».
По результатам, изображенным на диаграмме № 5, мы видим, как распределились выборы этих типов идеала среди учащихся в младших классах.
Диаграмма № 5
Проведя методику «Идеальный
человек», мы обнаружили, что в
рисунках отчётливо
Во-первых, детям было очень сложно назвать идеального книжного персонажа, в отличие от широкого спектра самых разных героев фильмов, сериалов, компьютерных игр. Мы можем говорить о том, что дети перестали читать. Очевидно, нынешнее поколение детей очень сильно направлено на такие формы проведения своего свободного времени, как просмотр телевизионных программ, фильмов (отнюдь не всегда качественных), а также, что стало новой тенденцией в связи с возрастающей доступностью, компьютерные игры. Здесь важно отметить, что компьютерные игры, привлекающие внимание своей графикой, ощущением реальности происходящего, несут на самом деле огромную опасность для детской психики. Прежде всего, подобные игры, особенно игры от первого лица, приводят к формированию компьютерной зависимости, что в свою очередь приводит к различным проблемам в учебной деятельности (учеба уходит на второй-третий план), в волевой сфере – ребенок не может остановиться, игра становится главной ценностью, в эмоциональной сфере: игры носят агрессивный характер (так называемые «стрелялки-бродилки») и приводят к научению деструктивному поведению, повышенной раздражительности. Все перечисленное приводит к общему плохому физическому самочувствию ребенка, а также к нарушению общения, как с родителями, так и со сверстниками, что само по себе заставляет задуматься над целесообразностью данной формы досуга.
10%/6чел. испытуемых идеального
Второй момент – это собственно те герои, которые становятся идеалами детей. Здесь лидерство взял Гарри Поттер и его друзья. Серия экранизированных романов о Поттере привлекательна для детей созвучием их внутренним переживаниям о настоящей дружбе, героизме, жажде приключений. Однако эти произведения отражают нехарактерный для нас менталитет. В частности, в русских сказках главный герой никогда сам не наделен волшебной силой, цели он добивается благодаря собственному труду, смекалке и помощи сверхъестественных сил. Гарри же лучший благодаря своей уникальности и магическому дару.
Иван Царевич, Варвара Краса и другие герои русских сказок не нашли своего признания, что является тревожным фактом, так как указывает на возрастающее влияние европейской, а в большей мере американской масскультуры и снижением роли российской культуры. Дети все реже, в единичных ответах, называют героев из произведений русской литературы. Симпсоны (существа с непонятными физическими характеристиками из популярного мультфильма), Человек-паук, героини сериалов (актрисы), поп-звезды, бандиты (из небезызвестных фильмов «Бригада», «Бумер» и т.п.) – вот кто и что становится объектом для подражания. Симпсоны или, как говорят дети, «семья идиотов» - типичный продукт американской псевдокультуры. Эти виртуальные мутанты разрушают традиционный архетип семьи, негативно влияют на речевую и эстетическую сферу школьника. Однако именно для них есть время в телевизионном эфире. Человек-паук, Покемоны, Терминатор и другие аналогичные герои в детской психике порождают страхи, тревожность и агрессию. К тому же вообще опасным является то, что собственно характеристики этих героев, привлекательные для детей – далеко не всегда положительные. Явно прослеживается культ силы (грубой силы или сверхъестественной), культ денег (сила, власть, авторитет – в количестве денег), низкий уровень правового регулирования (возможность уйти безнаказанно). Перечисленное выше способно сформировать только псевдоценности, но никак не настоящие общечеловеческие ценности.
Часть испытуемых (18%/11 чел) отнесли свой выбор к типу «лицо из микросоциального окружения (родственник)» - дедушка, бабушка, родители, как добрые, ласковые, смешные близкие люди. Среди родственников дети выделяют в качестве идеала родителя своего пола, что, в общем, указывает на благополучие семей и позитивные отношения между их членами. Однако некоторые дети выбирают в качестве идеала родителя противоположного пола, что, может быть, связано с особенностями личности, как родителей, так и самих детей, так к этому может приводить, например, схожесть в темпераментах и характерах. Часть детей (из неполных семей), в частности мальчики, в качестве идеала среди родственников либо не указывают никого, либо называют старшего брата (с разницей больше 6 лет), либо – своих близких родственников мужчин (дяди).
Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников