Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа
Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3
9
9
16
27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе
46
46
72
79
86
Заключение
Список использованной литературы
3. Оценить эффективность
Формирующий этап эксперимента носил естественный характер, т.е. протекал в естественных условиях функционирования начальной ступени общеобразовательного учреждения.
В экспериментальную группу для проведения формирующего эксперимента из выборки вошло 20 младших школьников. Из них с высоким уровнем нравственного развития 5 человек; со средним уровнем 5 человек; с ниже средним уровнем 5 человек; с низким уровнем нравственного развития 5 человек. Контрольную группу составили 20 детей, отобранных по идентичным признакам из общего числа испытуемых, не охваченных формирующим экспериментом.
На формирующем этапе была апробирована составленная нами программа «Надежда» по духовно-нравственному развитию младшего школьника, которая направлена на развитие основных компонентов духовно-нравственной сферы младшего школьника.
Определение уровня развития духовно-нравственной сферы осуществлялась на основе основополагающих компонентов, по тем же методикам. По результатам осуществлялось сравнение с показателями срезов, которые проводились на констатирующем и формирующем этапах, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Результаты диагностирования младших школьников показали, что в экспериментальных и контрольных классах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. таблицу №7).
Таблица №7
Сравнительные результаты развития компонентов
духовно-нравственной сферы личности младшего школьника
на констатирующем и формирующем этапах
Уровень сформированности духовно-нравственной сферы личности младшего школьника ( |
КОМПОНЕНТЫ духовно-нравственной сферы личности младшего школьника: | |||||||
потребностно-мотивационный компонент |
интеллектуально-волевой компонент |
эмоционально-волевой компонент |
коммуникативный компонент | |||||
эксп. |
контр. |
эксп. |
контр. |
эксп. |
контр. |
эксп. |
контр. | |
1 уровень |
58,5% |
18% |
45% |
22% |
62% |
26% |
48% |
17% |
2 уровень |
34,5% |
37% |
46% |
45% |
25% |
52% |
42% |
44% |
3 уровень |
7% |
31% |
7% |
22% |
10% |
14% |
5% |
24% |
4 уровень |
0% |
14% |
2% |
8% |
3% |
8% |
5% |
15% |
5 уровень |
0% |
0% |
0% |
3% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Результаты диагностирования младших школьников показали, что количество учащихся экспериментальных классов, обладающих высоким уровнем сформированности компонентов духовно-нравственной сферы личности младших школьников, выросло: потребностно-мотивационный компонент с 18% до 58,5% (+40,5%); интеллектуально-волевой компонент с 22% до 45% (23%); эмоционально-волевой компонент с 26% до 62% (36%); коммуникативный компонент с 17% до 48% (31%). Уменьшилась доля младших школьников с низким уровнем: потребностно-мотивационный компонент с 14% до 0; интеллектуально-волевой компонент с 8% до 2%; эмоционально-волевой компонент с 8% до 2%; коммуникативный компонент с 15% до 5%. Показательно, что наибольшую динамику мы наблюдаем по компонентам наиболее значимым для определения уровня активности духовно-нравственного потенциала: потребностно-мотивационный и интеллектуально-волевой компоненты.
Как показал анализ материалов исследования, уровень сформированности духовно-нравственной сферы личности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах к концу экспериментальной работы вырос, но темп формирования духовно-нравственной воспитанности школьников в контрольных классах ниже по сравнению с экспериментальными классами. Наибольший сдвиг в развитии уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности удалось обеспечить в тех экспериментальных классах, в которых наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников по программам во внеучебной деятельности.
Изменения в духовно-нравственном развитии проявлялись в том, что младшие школьники продемонстрировали:
– доминирование нравственных потребностей и мотивов;
– наличие осознанной системы этических знаний;
– устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества;
– самостоятельное нравственно-мотивированное поведение;
– постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности;
– осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований);
– устойчивое привычное поведение;
– активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам; «хочу» и «надо» совершенствоваться;
– нравственный выбор полностью соответствует этическим нормам: поступок нравственный.
Считаем, что
выявленные педагогические
– активное включение младшего школьника в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;
– формирование представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка младшего школьного возраста;
– внедрение методики духовно-нравственного развития личности младшего школьника, ориентированной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы младшего школьника: потребностно-мотивационного, направленного на формирование доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и самостоятельное нравственно-мотивированное поведение поведения личности младшего школьника; интеллектуально-волевого компонента на понимание нравственных норм или правил поведения (что я о себе знаю), характеризующийся устойчивой мотивацией ученика к усвоению (его «хочу» и «надо» «иметь») этических знаний, а также наличием нравственных убеждений; эмоционально-волевого компонента, предусматривающий развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком, коммуникативного, составными частями которого являются нравственные умения, навыки и привычки, а также волевые свойства, и означает то, как младший школьник усвоил правила и использует их в своём поведении. Эти компоненты обеспечивают эффективное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника в образовательном учреждении.
Выводы по 2 главе
Экспериментальным подтверждением достоверности теоретической модели духовно-нравственной сферы личности младшего школьника стал высокий уровень корреляционных связей как между отдельными компонентами духовно-нравственной сферы личности младшего школьника (потребностно-мотивационного, интеллектуально - волевого, эмоционально-волевого, коммуникативного компонентов), так и между отдельными элементами этих компонентов.
Духовно-нравственная сфера является интегральным образованием, состоящим из 4-компонентов (потребностно-мотивационного, интеллектуально - волевого, эмоционально - волевого, коммуникативного) и поребностно - средовой атмосферы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Внутри компонентов духовно-нравственной сферы личности младшего школьника возникают прочные связи: исключение составляет эмоционально-волевой компонент. Рассмотрение становления отдельных компонентов духовно-нравственной сферы показало, что наиболее сформированным в младшем школьном возрасте является нравственное поведение и слабо сформированным – нравственное сознание, что подтверждается данными исследования.
Формирующий эксперимент показал, что в результате использования комплексной программы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах «Надежда» дети осваивают этические понятия, транслируют и закрепляют позитивный духовно-нравственный опыт. Это приводит как к повышению общего уровня духовно-нравственного развития младших школьников, так и их нравственного сознания, нравственных потребностей, мотивов; нравственных убеждений, взглядов; нравственных эмоций, привычек; нравственных умений, знаний и навыков.
Заключение
Подводя итоги данной работы, нужно отметить, что цель нашего исследования была достигнута: мы разработали и апробировали теоретическую психолого-педагогическую модель и программу духовно-нравственного развития младшего школьника в условиях школьного обучения.
Так же были решены задачи, поставленные в работе:
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника есть целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка младшего школьного возраста под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной сферы личности, а именно её основных компонентов (потребностно - средовая атмосфера, потребностно -мотивационный, интеллектуально - волевой, эмоционально - волевой, коммуникативный), выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.
Под «духовно-нравственной сферой личности младшего школьника» понимаем область развития личности, предусматривающая собой совокупность её содержательных характеристик: развитие нравственных чувств, становление нравственного убеждения и нравственной позиции, формирование нравственных привычек, умений и навыков поведения.
Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем целенаправленный процесс по формированию духовно-нравственных компонентов личности младшего школьника, которые находят свое проявление в нравственных чувствах, эмоциях (заботливость, отзывчивость, вежливость, добросердечность, любовь, вера, совесть); нравственных убеждениях (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность, бережливость); нравственных привычках, умениях и навыках поведения (общительность, самостоятельность, толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).
В проведённом
исследовании были получены
Экспериментальным подтверждением достоверности теоретической модели духовно-нравственной сферы личности младшего школьника стал высокий уровень корреляционных связей как между отдельными компонентами духовно-нравственной сферы личности младшего школьника (потребностно-мотивационного, интеллектуально - волевого, эмоционально-волевого, коммуникативного компонентов), так и между отдельными элементами этих компонентов (нравственные потребности, мотивы (нравственное отношения); нравственные убеждения, взгляды (нравственное сознание); нравственные эмоции и чувства; нравственные привычки, умения, знания, навыки (духовно-нравственное поведение).
Внутри компонентов возникают прочные связи: исключение составляет эмоционально-волевой компонент. Рассмотрение становления отдельных компонентов духовно-нравственной сферы показало, что наиболее сформированным в младшем школьном возрасте является нравственное поведение и слабо сформированным – нравственное сознание, что подтверждается данными исследования.
Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников