Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)

Формирующий эксперимент показал, что в результате использования комплексной программы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах «Надежда» дети осваивают этические понятия, транслируют и закрепляют позитивный духовно-нравственный опыт. Это приводит как к повышению общего уровня духовно-нравственного развития младших школьников, так и их нравственного сознания, нравственных потребностей, мотивов; нравственных убеждений, взглядов; нравственных эмоций, привычек; нравственных умений, знаний и навыков.

Апробация модели духовно-нравственного развития личности учащихся младшего школьного возраста на практике подтвердила ее эффективность.

Считаем, что выявленные педагогические условия обеспечивают позитивное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника:

  • активное включение младшего школьника в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;
  • формирование представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка младшего школьного возраста;
  • внедрение методики духовно-нравственного развития личности младшего школьника, ориентированной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы младшего школьника: потребностно-мотивационного, направленного на формирование доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и самостоятельное нравственно-мотивированное поведение поведения личности младшего школьника; интеллектуально-волевого компонента на понимание нравственных норм  или правил поведения (что я о себе знаю), характеризующийся устойчивой  мотивацией ученика к усвоению (его «хочу» и «надо» «иметь»)  этических знаний, а также наличием  нравственных убеждений; эмоционально-волевого компонента, предусматривающий  развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком, коммуникативного, составными частями которого являются нравственные умения, навыки и привычки, а также волевые свойства, и означает то, как младший школьник усвоил правила и использует их в своём поведении. Эти компоненты обеспечивают эффективное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника в образовательном учреждении.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и определили следующие выводы.  Духовно-нравственная составляющая личности младшего школьника включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой и коммуникативный, представляющие собой целостный механизм функционирования, проявляемый как на объективно-психологическом (поведенческом), так и на субъективно-личностном уровнях,  и формируемый  под влиянием  пространственно-средовой атмосферы.

Полученные в ходе работы результаты позволяют говорить о возможности дальнейшего внедрения программы духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательный процесс общеобразовательных учреждений, позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в духовно-нравственном  развитии и воспитании  младших школьников.

Проведенное исследование не является исчерпывающим. Возможные направления развития данной проблемы мы видим в поиске более эффективных путей духовно-нравственного воспитания средствами стимулирования мотивации младших школьников в этом процессе, в изучении индивидуального и дифференцированного подхода к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, в изучении и обобщении опыта других педагогов по данной проблеме, как в младшей, так и в средней школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.
  1. Бердяев, Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: Опыт философии и общения/ Николай Бердяев.-М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-381 с. – (Философия. Психология)
  1. Богданова, О.С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / О.С. Богданова, В.И. Петрова. -М.: Педагогика, 1972. - 103 с.
  1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: АСТ-Астрель, 2004. - 1268 с.
  1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Рос-тов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2000. - 352 с.
  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- СПб.: Питер, 2008.-400 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
  1. Борытко, Н.М. Этическое воспитание в русской культурно-педагогической традиции / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова // Под сводами православной культуры: сб. научн. и метод, статей. -Волгоград, 2006. - С. 151-177.
  1. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопр. психологии. - 1997. -№ 5. - С. 3-19.
  1. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования  / Ф.Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. -192 с.
  1. Выготский Л.С. Словарь Л.С.Выготского/ Под ред. А.А.Леонтьева.-М.: Смысл, 2007, стр.78
  1. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа/ Г.В.Ф. Гегель. -М.: Наука, 2000. - 495 с.
  1. Гильдебранд, Д. Этика/ Д. фон Гильдебранд. - СПб.: Алетейя, 2001.-569 с.
  1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
  1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 2 т./ В.И. Даль. - М.: Рус. яз., 1989. - Т.2 -780 с.
  1. Дробницкий, О.Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий. - М.: Наука, 1974.-387 с.
  1. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности/ А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с.
  1. Ефимепкова, С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.А. Ефименкова. - Курск, 2004. - 24 с.
  1. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.- метод.пособие / К.В.Зелинский; под ред. Т.В.Черниковой.- М.:Глобус, 2009.- 112 с.-(Воспитательная работа)
  1. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 1996. -272 с.
  1. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко. -М: Гардарики, 2002.-431 с.
  1. Зосимовский, А.В. Диагностика моральной воспитанности личности/ А.В. Зосимовский // Сов.педагогика.  1970. - № 7. - С. 31-38.
  1. Ильин, И.А. Путь к очевидности/ И.Ильин.-М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-221 с. – (Философия. Психология)
  1. Ильин, И.А. Основы христианской культуры. О сопротивлении злу силой/ И.Ильин.- М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-318 с. – (Философия. Психология)
  1. Канапацкий, А.Л. Онтологическая истинность духовности: автореф. дис. ... канд. пед. наук/А.Л.Канапацкий.-Уфа, 2004.
  1. Коменский, Я. Педагогическое наследие/ Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989.- 416 с.
  1.  Колмогорова,  Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов/ Л.С. Колмогорова.- Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.-360 с. – (Библиотека школьного психолога)
  1. Куликов, А.С. Диагностирование духовно-нравственной сферы личности школьника/ А.С. Куликов. - Владимирский институт повышения квалификации работников образования. – Владимир, 2005. – 110 с.
  1. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  1. Макаренко, А.С. Избранные произведения: в 3 т. Т.З. Общие проблемы педагогики/ А.С. Макаренко. - Киев: Рад. школа, 1984.-576 с.
  1. Мамардашвили, М.К. Философские чтения/ М.К. Мамардашвили. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 832 с.
  1. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко - М.: Просвещение, 1980. -183 с.
  1. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  1. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография/ Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова.- СПб: Изд-во «Амалтея».2008.-336с.
  1.  Методика изучения воспитанности школьника/ авт.-сост. Е.Н.Артеменюк, А.Р.Борисевич, В.Н.Пунчик.- Минск: Красико-Принт, 2008.-128 с. –(деятельность классного руководителя)
  1.  Мясищев В.Н. Психология отношений/ Мясищев В.Н.  – Воронеж, 1998.-362с.
  1. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности/ Н.И. Непомнящая. - М: ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
  1. Новикова, В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации [Эл. ресурс]: Дис. ... д-ра. пед. наук/ В.И. Новикова. -Ростов н/Д, 2004.
  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов.-М.:Рус.яз.,1990.-917 с.
  1. Оллпорт, Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт. - М.: КСП +; Спб.:Ювента, 1998.-345 с.
  1. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка/ Ж. Пиаже. - М.: Академический проект, 2006. -480 с.
  1. Потанина, Л.Т. Символика поведения/Л.Т. Потанина, Н.Е. Щуркова - М.: Пед. о-во России, 2001. - 96 с.
  1. Психология личности. Хрестоматия по психологии личности/ под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: ИД БАХРАХ-М., 2000.-Т. 2.-543 с.
  1. Психология воспитания/ под ред. В.А. Петровского. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 152 с.
  1. Психология отношений человека и психическая регуляция деятельности /Под ред. Журавлёва А.Л., Зобкова В.А.- Москва-Владимир, Собор, 2007.-248 с.
  1. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование/ под ред. В.В. Давыдова. - М.: НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. -М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
  1.  Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15-16 октября 2009г.)/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.-412с.
  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006.-713с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»)
  1. Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания/ Е.М. Сафронова. - Волгоград: Перемена, 2004. - 334 с.
  1. Силуянова, И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Философия науки.-1990.-№12.
  1. Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире/ В.И. Слободчиков // Педагогика. - 2008. - № 9. -С. 33-39.

Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников