Формирующий эксперимент показал,
что в результате использования комплексной
программы по духовно-нравственному воспитанию
в младших классах «Надежда» дети осваивают
этические понятия, транслируют и закрепляют
позитивный духовно-нравственный опыт.
Это приводит как к повышению общего уровня
духовно-нравственного развития младших
школьников, так и их нравственного сознания,
нравственных потребностей, мотивов; нравственных
убеждений, взглядов; нравственных эмоций,
привычек; нравственных умений, знаний
и навыков.
Апробация модели духовно-нравственного
развития личности учащихся младшего
школьного возраста на практике подтвердила
ее эффективность.
Считаем, что выявленные педагогические
условия обеспечивают позитивное духовно-нравственное
развитие личности младшего школьника:
- активное включение младшего
школьника в деятельность (игру, познание,
общение), способствующую принятию ребенком
духовно-нравственных ценностей;
- формирование представлений
о доброте, любви, милосердии и др. средствами
художественной литературы, народного
творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной
сферы личности ребенка младшего школьного
возраста;
- внедрение методики духовно-нравственного
развития личности младшего школьника,
ориентированной на развитие следующих
компонентов духовно-нравственной сферы
младшего школьника: потребностно-мотивационного, направленного на формирование доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и самостоятельное нравственно-мотивированное поведение поведения личности младшего школьника; интеллектуально-волевого компонента на понимание нравственных
норм или правил поведения (что я о
себе знаю), характеризующийся устойчивой
мотивацией ученика к усвоению (его «хочу»
и «надо» «иметь») этических знаний,
а также наличием нравственных убеждений; эмоционально-волевого компонента, предусматривающий развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком, коммуникативного, составными частями которого являются нравственные умения, навыки и привычки, а также волевые свойства, и означает то, как младший школьник усвоил правила и использует их в своём поведении. Эти компоненты обеспечивают эффективное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника в образовательном учреждении.
Теоретическое изучение проблемы
исследования и результаты исследования
подтвердили выдвинутую гипотезу и определили
следующие выводы. Духовно-нравственная
составляющая личности младшего школьника
включает в себя следующие компоненты:
потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой,
эмоционально-волевой и коммуникативный,
представляющие собой целостный механизм
функционирования, проявляемый как на
объективно-психологическом (поведенческом),
так и на субъективно-личностном уровнях,
и формируемый под влиянием пространственно-средовой
атмосферы.
Полученные в ходе работы результаты
позволяют говорить о возможности дальнейшего
внедрения программы духовно-нравственного
воспитания младших школьников в образовательный
процесс общеобразовательных учреждений,
позволяет в полной мере реализовать требования
Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования
в духовно-нравственном развитии и
воспитании младших школьников.
Проведенное исследование не
является исчерпывающим. Возможные направления
развития данной проблемы мы видим в поиске
более эффективных путей духовно-нравственного
воспитания средствами стимулирования
мотивации младших школьников в этом процессе,
в изучении индивидуального и дифференцированного
подхода к духовно-нравственному воспитанию
младших школьников, в изучении и обобщении
опыта других педагогов по данной проблеме,
как в младшей, так и в средней школе.
Список использованной
литературы
- Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.
- Бердяев, Н.А. Дух и реальность:
Основы богочеловеческой духовности.
Я и мир объектов: Опыт философии и общения/
Николай Бердяев.-М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ,
2007.-381 с. – (Философия. Психология)
- Богданова, О.С. Некоторые проблемы
нравственного воспитания и развития младших школьников
/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. -М.: Педагогика,
1972. - 103 с.
- Большой толковый словарь русского
языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: АСТ-Астрель, 2004. - 1268 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Рос-тов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2000. - 352 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- СПб.: Питер, 2008.-400 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
- Борытко, Н.М. Этическое воспитание в русской культурно-педагогической традиции / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова // Под сводами православной культуры: сб. научн. и метод, статей. -Волгоград, 2006. - С. 151-177.
- Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопр. психологии. - 1997. -№ 5. - С. 3-19.
- Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования / Ф.Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. -192 с.
- Выготский Л.С. Словарь Л.С.Выготского/ Под ред. А.А.Леонтьева.-М.: Смысл, 2007, стр.78
- Гегель, Г.В.Ф. Феноменология
духа/ Г.В.Ф. Гегель. -М.: Наука, 2000. - 495 с.
- Гильдебранд, Д. Этика/ Д. фон Гильдебранд. - СПб.: Алетейя, 2001.-569 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего
обучения: опыт теоретического и экспериментального
психологического исследования/ В.В. Давыдов.
- М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь
живого великорусского языка: в 2 т./ В.И.
Даль. - М.: Рус. яз., 1989. - Т.2 -780 с.
- Дробницкий, О.Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий. - М.: Наука, 1974.-387 с.
- Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности/ А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с.
- Ефимепкова, С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника
в процессе изучения курса «Основы православной
культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.А. Ефименкова. - Курск, 2004. - 24 с.
- Зелинский, К.В. Нравственное
воспитание школьников: философские, психологические
и педагогические истоки: науч.- метод.пособие / К.В.Зелинский; под ред. Т.В.Черниковой.- М.:Глобус, 2009.- 112 с.-(Воспитательная работа)
- Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания
в свете христианской антропологии / В.В.
Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 1996. -272 с.
- Зинченко, В.П. Психологические
основы педагогики (психолого-педагогические основы построения
системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко. -М: Гардарики, 2002.-431 с.
- Зосимовский, А.В. Диагностика
моральной воспитанности личности/ А.В. Зосимовский // Сов.педагогика. 1970. - № 7. - С. 31-38.
- Ильин, И.А. Путь к очевидности/ И.Ильин.-М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ,
2007.-221 с. – (Философия. Психология)
- Ильин, И.А. Основы христианской
культуры. О сопротивлении злу силой/ И.Ильин.- М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-318 с. – (Философия. Психология)
- Канапацкий, А.Л. Онтологическая истинность духовности: автореф. дис. ... канд. пед. наук/А.Л.Канапацкий.-Уфа, 2004.
- Коменский, Я. Педагогическое
наследие/ Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо,
И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989.- 416 с.
- Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов/ Л.С. Колмогорова.- Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.-360 с. – (Библиотека школьного психолога)
- Куликов, А.С. Диагностирование духовно-нравственной
сферы личности школьника/ А.С. Куликов. - Владимирский институт
повышения квалификации работников образования.
– Владимир, 2005. – 110 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические
и теоретические проблемы психологии.
М.: Наука, 1984.
- Макаренко, А.С. Избранные произведения:
в 3 т. Т.З. Общие проблемы педагогики/ А.С.
Макаренко. - Киев: Рад. школа, 1984.-576 с.
- Мамардашвили, М.К. Философские чтения/ М.К. Мамардашвили. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 832 с.
- Марьенко, И.С. Основы процесса
нравственного воспитания школьников/
И.С. Марьенко - М.: Просвещение, 1980. -183 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2003.-352 с.
- Мельникова, Н.В. Развитие нравственной
сферы личности дошкольника: монография/ Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова.- СПб: Изд-во «Амалтея».2008.-336с.
- Методика изучения воспитанности школьника/ авт.-сост. Е.Н.Артеменюк, А.Р.Борисевич, В.Н.Пунчик.- Минск: Красико-Принт, 2008.-128 с. –(деятельность классного руководителя)
- Мясищев В.Н. Психология отношений/ Мясищев В.Н. – Воронеж, 1998.-362с.
- Непомнящая, Н. И. Психодиагностика
личности/ Н.И. Непомнящая. - М: ВЛАДОС, 2001.
- 192 с.
- Новикова, В.И. Теоретические
основы нравственного воспитания младших школьников в
современной социокультурной ситуации [Эл. ресурс]: Дис. ... д-ра. пед. наук/ В.И. Новикова. -Ростов н/Д, 2004.
- Ожегов, С.И. Словарь русского
языка/ С.И.Ожегов.-М.:Рус.яз.,1990.-917 с.
- Оллпорт, Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт. - М.: КСП +; Спб.:Ювента, 1998.-345 с.
- Пиаже, Ж. Моральное суждение
у ребенка/ Ж. Пиаже. - М.: Академический проект,
2006. -480 с.
- Потанина, Л.Т. Символика поведения/Л.Т.
Потанина, Н.Е. Щуркова - М.: Пед. о-во России, 2001. - 96 с.
- Психология личности. Хрестоматия
по психологии личности/ под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: ИД БАХРАХ-М., 2000.-Т. 2.-543 с.
- Психология воспитания/ под
ред. В.А. Петровского. - М.: Аспект Пресс,
1995. - 152 с.
- Психология отношений человека
и психическая регуляция деятельности
/Под ред. Журавлёва А.Л., Зобкова В.А.- Москва-Владимир, Собор, 2007.-248 с.
- Психическое развитие младших
школьников: экспериментальное психологическое исследование/
под ред. В.В. Давыдова. - М.: НИИ общей и педагогической
психологии Академии педагогических наук
СССР. -М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
- Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15-16 октября 2009г.)/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.-412с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей
психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006.-713с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»)
- Сафронова, Е.М. Формирование
нравственно-смыслового отношения к образованию как цель
и результат школьного воспитания/ Е.М. Сафронова. - Волгоград:
Перемена, 2004. - 334 с.
- Силуянова, И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Философия науки.-1990.-№12.
- Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире/ В.И. Слободчиков // Педагогика. - 2008. - № 9. -С. 33-39.