Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)
  1. Скоморохова, М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ М.И. Скоморохова - Иркутск, 1997. - 20 с.
  1. Словарь по этике/ под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1983.-445 с.
  1. Соловцова, И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии/ И.А. Соловцова. - Волгоград: Перемена, 2006. - 248 с.
  1. Соловьев, B.C. Оправдание добра: нравственная философия/ B.C. Соловьев. - М.: Республика, 1996. - 479 с.
  1. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека/ В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
  1. Тезаурус: антропологический, деятельностный и культурологический подходы/ под ред. Н.Б. Крыловой. - М: Новые ценности образования, 2005. - Вып. 5 (24).
  1. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
  1. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ К.Д. Ушинский // Собр. пед. соч. Т. 1. - СПб.: 1909. - стр. 206-261.
  1. Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: поблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 28-32.
  1. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.
  1. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе/ Т.А. Флоренская. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
  1. Франк, С.Л. С нами Бог/ С.Л. Франк. - М.: ACT, 2003. -750 с.
  1. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. -М.: Республика, 1993. -415 с.
  1. Харламов, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с.
  1. Черникова, Т.В. Инновационный подход к воспитанию духовно-нравственной культуры личности школьника / Т.В. Черникова, К.В. Зелинский (о. Константин) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. -2009. - № 2.
  1. Чепиков, В.Т. Воспитание навственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. Пособие/ В.Т.Чепиков.- Гродно: 2001.-189с.
  1. Шопенгауэр, А. Две основные проблемы этики/ А. Шопенгауэр. -- М.: ACT; Минск: Харвест, 2005. - 512 с.
  1. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника/ Н.Е. Щуркова- М.: Пед. о-во России. 2001. -56 с.
  1. Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин. -М.: Академия, 2004. - 384 с.
  1. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников/ И.С. Якиманская // Вопр. психологии, 1994. - № 2. - с. 64-77.
  1. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей/ С.Г. Якобсон. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

       Методика « Влияние культурно-образовательного пространства  и среды на духовно-нравственное становление личности ученика  младшего школьного возраста»  (анкета)

      Цель: определить факторы влияния на духовно-нравственное становление личности ученика младшего школьного возраста.

      Стимульный материал: контрольный лист опроса, содержащий 4 вопроса.

       Процедура исследования: каждому испытуемому раздается контрольный лист опроса, на котором он должен письменно дать ответы на предложенные вопросы-задания.

  •       Контрольный лист опроса:
  • 1. Определите Ваше место  пребывания «по необходимости» (потому  что «так надо»). Пронумеруйте  по значимости:

    - дом (семья) - …

    - улица (двор) - …

    - школа …

    - центры досуга (библиотека, театр, к/театр, музей, концертный зал  и др.) - …

    - увеселительные центры  ( дискотека, кафе, ресторан, бар и др.) - …

    - торговые центры (магазин, рынок и проч.) - …

    - культовые центры (церковь, церковная община и др.) - …

    - виртуальный мир (TV, интернет) - …

    - другое (указать) - …

    2. Определите Ваше место  пребывания «для души» (потому  что «так хочется»). Пронумеруйте  по значимости: (список аналогичный  предыдущему)

    3. Чье «слово» для Вас  является руководством к поступку (действию)? Пронумеруйте по значимости:

    - родители (родственники) - …

    - соседи - …

    - друзья - …

    - учителя - …

    - кумиры (писатели, актеры, художники, спортсмены и др.) - …

    - случайные люди - …

    - продавцы - …

    - священнослужители - …

    - другое (указать) - ………………………………………………………………

    4. Чьи «поступки» (поведение) для Вас являются образцовыми? Пронумеруйте по значимости: (список  аналогичный предыдущему)

             

    Приложение №2

             Методика Среда и ее влияние на личность младшего школьника (методика)

        Цель: определить влияние среды на формирование и развитие личности младшего школьника.

       Стимульный материал: контрольный лист опроса с таблицей влияния сред на формирование и развитие личности школьника.

       Процедура исследования: каждому респонденту раздается контрольный лист опроса, в котором он должен выбрать из списка указанных средовых условий, те условия, которые позитивно влияют на формирование и развитие его личности.

      Контрольный лист опроса:

        Задание:

    1.охарактеризуйте влияние  указанных сред на твоё развитие, используя ряд глаголов-антонимов; для этого отметьте точками  соответствующие клетки таблицы;

    2. в случае затруднения  поставьте точку в графе «0».

     

    позитив.

    хар-стики

    среды

    негатив.

    хар-стики

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    объединяет

                                     

    обособляет

    развивает

                                     

    обедняет

    оздоровляет

                                     

    отравляет


     

    Примечание:

    1. – дом (семья);

    2. – улица (двор);

    3. – школа;

    4. – центры досуга (библиотека, театр, кинотеатр, музей, концертный зал и др.);

    5. – увеселительные центры (дискотека, кафе, бар, ресторан и др.);

    6. – торговые центры (магазин, рынок и проч.);

    7. – культовые центры (церковь, церковная община и др.);

    8. – виртуальная среда (TV, интернет).

     

    Приложение №3

    Диагностика нравственной самооценки. 
    Инструкция: 
    Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". 
    Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д. 
    Текст вопросов: 
    1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. 
    2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. 
    3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми. 
    4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. 
    5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. 
    6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. 
    7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. 
    8. Мне приятно делать людям радость. 
    9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. 
    10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. 
    Обработка результатов: 
    Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: 
    Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы. 
    В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д. 
    Интерпретация результатов: 
    От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. 
    От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. 
    От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. 
    От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

     

    Приложение №4

    Диагностика нравственной мотивации

    Инструкция: «Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один».

    Вопросы

    1. Если  кто-то плачет, то я.

    A) Пытаюсь ему помочь.

    Б) Думаю о том, что могло произойти.

    B) Не обращаю внимания.

    2. Я  с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет  такой игры.

    A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

    Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

    B) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

    Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

    3. Если  кто-то в компании расстроился  из-за того, что проиграл в игру.

    A) Я не обращу внимания.

     Б) Скажу, что он размазня.

    B) Объясню, что нет ничего страшного.

    Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

    4. Ваш  одноклассник на вас обиделся, вы...

    A)  Подумаю о его  чувствах и о том, что я могу  еде; этой ситуации.

    Б) Обижусь в ответ.

    B) Докажу ему, что он не прав.

    Обработка результатов

    Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

    Далее подсчитывается сумма положительных ответов, данных учеником: 4 балла - высокий уровень; 3 балла - средний уровень; 2 балла - ниже среднего уровень;  1 балл - низкий уровень.

     

    Приложение №5

     Определение отношения к жизненным ценностям

     Цель: изучение уровня отношения к жизненным ценностям младшими школьниками.

     Стимульный материал: контрольный лист опроса, содержащий 4 вопроса.    Описание методики: список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5.  Процедура исследования: каждому испытуемому раздается контрольный лист опроса, на котором он должен отметить только 5 желаний.

      Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5». Список учитель заранее выписывает на доске.

    Список желаний

    1. Быть человеком, которого  любят.

    2. Иметь много денег.

    3. Иметь самый современный  компьютер.

    4. Иметь верного друга.

    5. Мне важно здоровье  родителей.

    6. Иметь возможность многими  командовать.

    7. Иметь много слуг  и ими распоряжаться.

    8. Иметь доброе сердце.

    9. Уметь сочувствовать  и помогать другим людям.

    10. Иметь то, чего у других  никогда не будет.

    Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников