Формирование межкультурной копетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработать программу для формирования межкультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Достижение поставленной цели осуществляется при помощи решения следующих задач:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность межкультурной компетентности и выявить ее структуру.
Рассмотреть методику формирования межкультурной компетентности.
Провести диагностику учащихся с целью выявить уровень сформированности межкультурной компетентности.
Разработать и апробировать программу по формированию межкультурной компетентности в 8 классе МОУ Одесской СОШ №2.

Содержание работы

Введение.
§1. Теоретические основы формирования межкультурной компетентности учеников на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения
§2. Программа формирования межкультурной компетентности при обучении немецкому языку на средней ступени для 8 «А,Б» класса МОУ Одесской СОШ №2
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

формирование межкультурной компетентности - копия.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

МОУ Одесская СОШ №2

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская  работа

                                     по теме:

 

«Формирование межкультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения»

 

                                Выполнила:Зубко Ирина Викторовна

                                                           учитель иностранных языков

                                                            МОУ Одесской СОШ№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Одесское Омской области 2010г.

 

 

 

 

Содержание.

Введение.

§1. Теоретические основы формирования межкультурной компетентности учеников на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения…………………………………..…

§2. Программа формирования межкультурной компетентности при обучении немецкому языку на средней ступени для 8 «А,Б» класса МОУ Одесской СОШ №2…………………..

 Список литературы………………………….……………………………….………………….

Приложение  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце 90-х годов в отечественную  педагогику и методику прочно вошло  понятие «межкультурная компетентность». Обращение к этому явлению обусловлено рядом объективных обстоятельств, среди которых наиболее значимыми являются следующие. Геоэкономическая и геокультурная ситуации вынуждают человека вступать в диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, уметь наводить гуманитарные, межкультурные мосты между представителями различных конфессий, культур и стран. Важную роль в этом играет язык, с помощью которого реализуется взаимовыгодное сотрудничество между представителями лингвоэтносообществ.

Современная школа призвана приобщать будущее поколение к культуре собственной страны, прививать им общечеловеческие ценности, развивать толерантное отношение к культуре страны других народов и способность к участию в межкультурном диалоге, необходимую всем народам для реализации в полной мере своих интеллектуальных и культурных возможностей.

Выше перечисленные задачи могут  быть успешно решены на уроке иностранного языка. Иностранный язык – это  средство, с помощью которого можно  приобретать и демонстрировать  свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.

Актуальность данной проблемы определила тему, объект, предмет, цель и задачи работы.

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в современной

                                        школе.                                      

Предмет исследования: процесс формирования межкультурной компетентности

                                         учащихся средней школы.

Цель: разработать программу для формирования    межкультурной компетентности учащихся на уроках   иностранного языка.

Достижение поставленной цели осуществляется при помощи решения следующих  задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность межкультурной компетентности и выявить ее структуру.
  2. Рассмотреть методику формирования межкультурной компетентности.
  3. Провести диагностику учащихся с целью выявить уровень сформированности межкультурной компетентности.
  4. Разработать и апробировать программу по формированию межкультурной компетентности в 8 классе МОУ Одесской СОШ №2.

В исследовании использовались следующие  методы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Тестирование учеников.

§1. Теоретические основы формирования межкультурной компетентности.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г говорится, что основными критериями качества содержания  образования должны быть не только системы знаний, умений, навыков, но также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. [ ] Школа должна формировать заявленные государством компетентности в интеллектуальной, общественно-политической, информационной, коммуникационной сферах. Одним из направлений модернизации образования обозначен компетентностный подход.

С.И. Ожегов раскрывает понятие «компетентность» как существительное от «компетентный»- знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области.[ ]

 Феномен компетентности стал  объектом изучения, как в отечественной,  так и в зарубежной науке.

Совет Европы называет ключевые компетентности, необходимые для жизни в поликультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий, одним словом составные межкультурной компетентности. В наше время быть этнокультурно компетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

И.Б. Смирнов:

Межкультурная компетентность – способность  к пониманию представителей другой культуры, основанная на знаниях преимущественно страноведческого характера об условиях, межличностных отношениях, основных ценностях, убеждениях и мнениях, касающихся различных сторон жизнедеятельности представителей страны изучаемого языка, умениях адекватно их воспринимать, соотносить с параллельными явлениями родной культуры, а также принимать решение и решать задачи в определенной ситуации с использованием полученных знаний, умений и навыков. [ ]

Принято выделять следующие элементы компетентности: мотив, знания, умения, рефлексия. Таким образом, можно сделать вывод, что межкультурная компетентность состоит из следующих компонентов:

  1. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности познания фактов страны и культуры изучаемого языка, связанные с удовлетворением потребностей учащихся в получении  страноведческих знаний и овладения  умениями применения этих знаний для решения поставленных задач.

 

  1. Знания о стране и культуре изучаемого языка – это воспринимаемая, переработанная в сознании, сохраненная в памяти и воспроизводимая в нужный момент для решения тех или иных теоретических и практических задач, информация культурно-страноведческого характера.
  2. Умения сравнивать, анализировать и оценивать информацию о стране изучаемого языка. Под ними понимаются умения находить общее и различия двух культур, умение мысленно и практически расчленять явления культуры на ее составляющие, раскрывать внутренние связи между ними с последующим сравнением и синтезом, умение давать корректную оценку полученной страноведческой информации.
  3. Рефлексивный компонент: рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад)– процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. [ ] Рефлексия собственных потребностей, анализ уже имеющихся знаний о своей стране и стране изучаемого языка, а также анализ умений теоретически и практически использовать полученные знания, выявлять достаточность или недостаточность последних, тем самым будут являться стимулом для учащихся к получению новых знаний и умений. Рефлексия как основа движения вперед является предпосылкой и механизмом основания мотивов осмысления. 

Вывод: таким образом, можно сделать вывод, что межкультурная  компетентность – это система  взаимосвязанных компонентов, таких  как мотив, знания, умения, рефлексия, позволяющая решать те или иные теоретические и практические задачи в ходе межкультурного взаимодействия.

 

 

 

 Формирование межкультурной  компетентности в теории и  практике преподавания иностранных  языков.

Задача: рассмотреть способы  формирования и развития межкультурной  компетентности, учащихся на старшем этапе обучения.

В последние годы межкультурная  компетентность стала ключевым словом дискуссий о методах преподавания иностранных языков. В соответствующих  публикациях, сборниках невозможно встретить ни как единого определения  данного понятия, ни способа формирования.

Так Р.П. Мильруд в своей статье «Компетентность в изучении зыка»  в журнале «Иностранные языки  в школе», 2002, № 3, говорит о том, что межкультурная компетентность способна формироваться при непосредственном общении с носителем языка. В условиях общеобразовательной школы добиться этого невозможно ввиду ряда известных причин. Р.П. Мильруд видит выход в получивших в последнее время широкое распространение компьютерных технологиях, а именно в электронной почте. Наряду с навыками и умениями  чтения и письменной речи ученик приобретает лингвострановедческие знания, обогащает свой лексический запас актуальной лексикой. Не смотря на указанные преимущества данного метода, в нем присутствуют явные недостатки, а именно:

  • у школьника не формируются навыки и умения говорения и аудирования;
  • ученик обладает информацией о стране изучаемого языка, но не имеет возможности спроецировать ее на себя, т.е. представить себя в окружении иноязычной культуры.

В статье «Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку» Л.П. Вовк делает акцент на создании коммуникативных  ситуаций. Решая ту или иную задачу межкультурного взаимодействия, ученик мысленно представляет себя в условиях коммуникативной ситуации, находит выход, учитывая особенности самой ситуации и страны изучаемого языка. В этом случае формируются навыки и умения говорения, ученик осознает надобность получения той или иной страноведческой информации, видит практическое ее применение. При этом не развивается письменная речь и навыки чтения обучаемого.

Из числа способов формирования межкультурной компетентности предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим  потенциалом: будят мысль, оттачивают средства ее выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом.

Традиционные формы обучения (сообщение  готовых знаний, зазубривание, воспроизведение  чужих мыслей) не могут быть ведущими в современной школе. Несомненно, они необходимы для формирования знаний и навыков межкультурной компетентности. Что касается рефлексивных умений и умений сравнивать, анализировать и оценивать факты родной и иноязычной культуры.

 

Целесообразно формировать межкультурную компетентность на среднем и старшем этапе обучения, так как в этом возрасте ученики способны осознанно оценить как родную, так и чужую культуры. Менее эффективно формировать межкультурную компетентность на младшем этапе обучения, так как ученики, в силу возрастных особенностей, не могут объективно рассматривать явления родной культуры, а также явления культуры страны изучаемого языка.

Вывод:Ррассмотрели способы формирования межкультурной компетентности учащихся, выяснили, что для формирования межкультурной компетентности учащихся средней школы уместно использование традиционных форм обучения, но не в качестве основных.

 

 

 

§3.3. Программа формирования межкультурной  компетентности на среднем этапе обучения  учеников 8 класса.

Задача: разработать программу  формирования межкультурной компетентности в рамках темы «Путешествие по Германии» для учащихся 8 класса школы.

Целью программы является ознакомление учащихся с культурой страны изучаемого языка и воспитания объективного отношения к чужой культуре, формирование межкультурной компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа формирования межкультурной компетентности учеников на среднем этапе обучения немецкому языку в рамках темы «Eine Reise durch Deutschland».

Блок

Цель обучения немецкому  языку

Цель формирования межкультурной  компетентности

Задания

 

Лексика

 

Чтение

Формирование умения догадываться о значении новых слов при помощи контекста.

Формирование умения понимания  основного содержания текста

Формирование умения задавать вопросы, а также корректно реагировать  на реплики партнера.

 

Формирование интереса учащихся познавать  факты страны изучаемого языка.

Формирование знаний о крупных  городах Германии.

Урок №1

1.Прочитайте текст (приложение  №9 ), попробуйте догадаться о  значении выделенных слов и  ответьте на вопрос, о чем идет  речь в этом тексте.

2.Закончите предложения при  помощи новых слов.

3.Выберите карточку с новым  словом и опишите его, остальные  должны угадать это слово.

4.К этому же слову задайте  вопрос своему соседу.

5.Расспросите друг друга о  том, куда бы вы поехали отдыхать  и почему.

 

Аудирование

Страноведческий блок

 

 

 

 

Говорение

 

Формирование умения слушать аудиотекст с извлечением необходимой информации.

Формирование умения логично оформлять  свое устное высказывание,  раскрывая  при этом тему.

 

Дальнейшее формирование знаний о  крупных городах Германии.

Урок №2

1.Прослушайте высказывания ребят о городах Германии и заполните таблицу (приложение №10).

2. Ответьте на вопросы по содержанию.

3.Представьте, что вы – гид,  вам нужно составить описание  какой-либо достопримечательности,  составьте план вашей речи.

4.Вы – гид и описываете достопримечательность, название которой стоит на вытянутой вами карточке, используйте при описании план.

 

Грамматика

 

 

 

 

 

 

Письмо

 

 

Формирование умения распознавать грамматическое явление в тексте.

 

 

Формирование умения при помощи знакомой лексики логично выражать свои мысли на письме.

 

Формирование рефлексивного компонента межкультурной компетентности учащихся.

Урок №3

1.Прочитайте предложения, написанные  на доске, и скажите, что  их объединяет.

2.Сформулируйте правило о том,  какой должен быть порядок слов в сложных предложениях с dass.

3.Прочитайте письмо и найдите  ошибки, допущенные автором в  сложных предложениях с dass (приложение  №11).

4.Ответьте на вопросы по содержанию, используя сложные предложения.

5.Составьте план письма и  перескажите письмо по плану.

6.Напишите сочинение на тему  «Я в большом немецком городе»  (возможно это домашнее задание).

 

Контроль

 

 

 

Контроль знаний по теме «Eine Reise durch Deutschland»

 

Контроль умений диалогической  речи

 

Формирование умений оценивать, сравнивать и анализировать свою культуру и культуру страны изучаемого языка.

Урок №4

1.Образуйте две команды: немецких  и русских туристов. Вы боритесь  за звание «Weltbuerger».

2.Ответьте на вопросы по страноведению  Германии по очереди.

3.Распределите достопримечательности по названиям городов, в которых они находятся.

4.Инсценируйте экскурсию по  Москве – немецких туристов, по  Берлину – русских. Продумайте  речь гида и вопросы туристов.

5.Напишите небольшую рекомендацию  друг другу посетить Берлин, Москву.

Информация о работе Формирование межкультурной копетенции