Нравственное воспитание на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного.
Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Содержание работы

Введение.
I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания.
1.2. Воспитательный потенциал уроков истории.
1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории.
2.1. Воспитание нравственностью учителя.
2.2. Воспитание историей.
2.3. Методика и технологии нравственного воспитания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нравствненное воспитание школьников на уроке истории.docx

— 149.97 Кб (Скачать файл)

Христианство повлияло на содержание слов в русском языке, в которых содержался религиозный смысл, утраченный ныне. Например, ученикам можно дать задание определить внутренний смысл следующих слов: Спасибо (от слов «Спаси Бог»), пожалуйста («пожалуй, старец»), благодарю («благодать даю»), зодчий (с «Отче, т.е. с отцом Небесным), крестьянин («христианин»), богатый (живущий с Богом, «богатый Богом»), храм («хором», т. е. хоромы Бога), Ставрос («Святой Крест» так раньше называли город Буденновск) и т. д.

Ученикам может быть дана для обсуждения памятка №> 29, составленная на основе святоотеческой литературы, на основе христианской системы ценностей. Она называется «Русская этика» и выглядит так:

1. К высшим будь почтителен.

2. К равным - уважителен.

3. К малым - снисходителен.

4. К начальникам - благопокорен.

5. К подчиненным - внимательным.

6. К виновным - правосуден.

7. К несчастным - сострадателен.

8. Ко всем – благожелателен

9. Ребенок должен быть послушным, юноша - храбрым, молодой - сильным, зрелый разумным, старый полезным, умерший оставить добрую память.

Учитель может предложить ученикам такую форму работы: создать условную ценностную характеристику народов разных эпох по цивилизационному признаку. Это будет своеобразной системой исторических координат. Базообразующей должна стать история народа, к которому ученик себя причисляет (см. Приложения).

Ученикам можно предложить составить памятки следующего формата:

«Мысли о человеке», «Мысли о любви», «О мудрости»

Они будут составляться сами детьми на протяжении нескольких лет. Вот как выглядит памятка №28 «Мысли о человеке»:

1.Есть мысль о том, что  слово «человек» происходит от  слова «словек», т.е.

«владеющий словом».

2. Лишь тот человек, кто  сумел познать самого себя  и найти смысл жизни.

3. Человек приходит в  мир со сжатыми ладонями, как  бы говоря: «Весь мир мой». Человек  уходит из мира с открытыми  ладонями, как бы говоря: «Ничего  не беру с собой».

4. Две загадки есть  у человека: А) как родился –  не помню; Б) когда умру – не  знаю.

5.Чтобы быть хотя бы  порядочным человеком, надо мыслить  героически.

6. В каждом человеке  сидит 4 личности: А) та, которую знают люди; Б) та, которую знают близкие; В) та, которую знаю я сам; Г) та, которую знает Бог.

7. Человек есть середина  между «Все» и «Ничто».

8.Главное не то, что  происходит в мире, главное то, что происходит в сердце человека.

9. Человек, не владеющий  своим духом подобен разрушенному  городу.

10. Побеждающий человека силен, побеждающий себя могущественен.

11. Человек – это усилие  стать человеком.

12. Человек рождается дважды: один раз, когда выходит из  утробы матери,

другой раз, когда узнает Истину.

13. Подвиг человека не  только в следовании тому, что  он выбрал, а в терпении того, чего он не выбирал.

14. Цель создает человека  и охраняет его.

15. Лучше один день быть  человеком, чем тысячу дней его  тенью.

Работа над этой памяткой проводится на протяжении нескольких уроков, а возможно и целого года. Для этого мы рекомендуем следующий способ: ученики создадут в тетради для предмета целую рубрику, и будут записывать туда разные мысли, прозвучавшие на уроке. Сюда они будут вносить свои мысли и афоризмы великих людей, прочитанные в специальной литературе.

 

 При использовании этой технологии можно применить памятку № 29 «Смысл культуры»;

1. Культура - это не зрелище  или развлечение, это воспитание  нравственным духом и просвещение  души.

2. Культуре учатся не  по книжке, ибо она вся в  поступке, в действии, в живом  слове.

3. Культура творит, а суть  творчества - умножение добра, блага  и красоты,

4. Культура не только  призвана показать красоту, но  и преобразить человека своей  красотой.

5. Культура учит всех, но не все у неё учатся, и  тогда ужасы войны становятся

учителями для всех.

6. Культура удваивает  нацию, воздействуя на дух человека. Если она в упадке, это сказывается  на жизни народа.

7. Оценивая культурные  ценности надо помнить, что ты  можешь дать культуре своего  народа.

8. Чем больше человек  любит свою культуру, тем легче  он проникается

уважением к другим культурам.

9. Культура должна поворачиваться  к прекрасному иногда и ценой показа ужасов и трагедий, чтобы человек не захотел их повторения в своей жизни.

10. Культура является отражением  культа народа, государства и  человека.

Учитывая, что на Руси всегда существовало уважение к письменному слову и то, что В. Сухомлинский называл культом книги, приведу текст памятки №30 «О книге», составленной из выдержек знаменитых людей или источников. Вот её текст:

1. Книги - это реки мудрости, наполняющие мир.

Повесть временных лет.

2. Добро есть, братья, чтение  книг.

Изборник 1076 г.

3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени  и бережно несущие свой драгоценный  груз от поколения к поколению.

Бэкон.

4. Я владею искусством  ручного дела и вместо хлеба  должен рассеивать семена духовные  по Вселенной.

И. Федоров (русский первопечатник).

5. Книги - учителя, наставляющие  нас без розог и линейки, без  брани и гнева. Подойдешь к  ним, они не дремлют, спросишь  у них о чем-нибудь - они не  убегают, ошибаешься, а они не  насмехаются. Вот почему сокровища  мудрости дороже любых сокровищ.

Леббок.

6. Хорошая книга - это драгоценный  живительный сок созидательного  духа, сокровенный и сбереженный  для будущих поколений.

Мильтон

7. Книги подобны человеческим  душам. Одни восходят к небесам  и увлекают нас за собой, другие, их бесчисленно много - спускаются  все ниже и ниже, делая бессмысленное  зло. Будь они людьми, ты бы  их выгнал за дверь

8. Славянский язык имеет  преимущество над русским, греческим  и другими языками, что на нем  нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей  усилить веру, очистить нравственность  народа.

Н. Бердяев

Такая памятка может быть использована для побуждения учащихся к анализу роли книги в культуре человека.

Таким образом, в рамках данной технологии сначала изучаются ценности, а на их основе исторические факты. Разумеется ,такой подход требует огромных усилий со стороны учителя и внутренней работы души, ума и воли со стороны учащихся.

9. Технология оценки исторического  портрета с нравственной позиции.

Сущность этой технологии сводится к тому, чтобы изучаемый исторический герой оценивался не только с точки зрения целей, методов и содержания деятельности, но и с нравственной стороны. Что может являться этим нравственным мерилом? С одной стороны исторический персонаж можно оценивать с позиции тех ценностей, которые являлись для него самого главными, те ценности, которым он служил на протяжении жизни. С другой стороны его можно оценивать с точки зрения ценностей, характерных для того общества, в котором он жил. Есть ещё один критерий оценки личности - это позиция нравственного характера со стороны исследователя. Приступая к анализу личности из истории, учитель должен оговорить с учениками критерий, по которому может даваться данная оценка.

Разумеется, процесс формирования точки зрения ученика об исторической личности не наступает мгновенно. Поэтому учитель должен предостерегать учащихся от поспешности в выражении своего мнения. С другой стороны, учитель нацеливает учеников на самостоятельное исследование характера жизни исторического героя, что выходит за рамки учебника и требует специальной подготовки. Задача учителя - побудить размышлять над действиями исторической личности в те или иные моменты её жизни. Чтобы достигнуть определенного результата на уроке, можно использовать следующие действия, учитель предлагает ученикам набор нравственных качеств через призму, которых происходит анализ, а учащиеся выбирают их присутствие или отсутствие в жизни и деятельности этого человека. По итогам обсуждения на доске составляется социологическая диаграмма, согласно которой формируется коллективное мнение, составленное с учетом позиции каждого человека в классе. Список этих качеств могут определять сами учащиеся. Если речь идет о политике, то учащиеся могут обсудить его человеческие качества и качества как политика. Подобное задание можно провести в минигруппах, а затем сравнить социологические графики разных групп.

Оценка исторического деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме урока может стоять вопрос, содержащий два противоположных мнения о человеке, а задача учащихся заключатся в том, чтобы прийти к конкретному мнению. Такого рода темы могут звучать следующим образом:

- Иван IV: великий государственный  деятель России или злодей  на русском троне,

- Петр I: великий реформатор  или губитель русских традиций;

- Николай II: кровавый царь  или святой российский император;

- Смерть Сталина: трагедия  для советского народа или  избавление от грядущих несчастий.

Нравственной оценке могут подвергаться не только дела, но фразы великих людей в истории, например, как оценить следующие высказывания:

- «У нас нет обычая: бегством спасаться в отечество, но или жить победителем, или  совершив знаменитые подвиги, умереть  со славой»

(Святослав Игоревич - русский  князь);

«Хочу как на словах, так и на деле впереди всех и перед всеми голову свою положить за своих братьев и за всех христиан, чтобы и остальные, видя это, с усердием ринулись в бой» (Дмитрий Донской);

- «Созидайте созидателей» (Петр I);

«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России» (Федор Ушаков);

«Деньги дороги, жизнь человеческая дороже, а время дороже всего» (А. В. Суворов);

«Я желаю быть лучше ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за дело неправое» (Павел I);

- «У России есть только  два верных союзника. Это её  армия и её флот» (Александр  Ш);

- «Чем выше человек, тем  скорее он должен помогать  всем и никогда в обращении  не поминать своего положения» (Николай II).

Нравственной оценке могут подвергаться также мысли современников, живущих вместе с людьми, которых оценивают ученики. Рассматриваться так же могут позиции разных историков, занимающихся исследовательской деятельностью в отношении тех, кто является объектом исследования.

Главное, чьи ценности повлияли на жизнь учащихся и на их систему жизненных установок.

10. Технология бинарного урока.

Особенностью этой технологии является форма проведения урока на интегрирующей основе нескольких школьных предметов. Проводят такой урок, как правило, два преподавателя. На одном из занятий урок проводит учитель истории, излагающий историческое видение разбираемых фактов и событий. После него преподаватель по литературе показывает, как в исторических рамках описываются события рассматриваемого периода по литературным меркам. Например, тематика гражданской война в России в 1918 -1920 годах может изучаться с точки зрения не только истории, но и литературы. Исторический материал может быть дополнен изучением таких литературных произведений как «Чевенгур» А. Платонова, «Две сестры» Серафимовича «Разгром» А. Фадеева и т. д.

Проведенная в такой форме лекция, позволяет показать связь разных предметов. Бинарная лекция может строиться на взаимодействии двух преподавателей истории, излагающих разные точки зрения на исторические факты, давать нравственные оценки происходившим событиям. Например, один историк доказывает ученикам, что Октябрьская революция — есть величайшее зло в истории России, другой выражает противоположное мнение, аргументировано доказывал, что Октябрь 1917 года является гениальнейшим шагом России в своей истории.

Урок, который проводят несколько педагогов, имеет огромное нравственное значение. Проблемы, поднимаемые на нем, рассматриваются с разных подходов и во взаимосвязи. 11. Тренинговая технология.

Суть этой технологии сводится к включению в процесс личного переживания своей точки зрения и её выражение в ритме тренинга каждого ученика. Тренинг проводится учителем, обладающим навыками психолога. Учащиеся располагаются в едином круге и участвуют в обсуждении обозначенной педагогом темы на равной основе. Правила тренинга просты:

1. учащиеся должны быть  максимально задействованы в  тренинговой работе;

2. каждый участник высказывает  только то, что он думает или  чувствует;

3. все высказываемые точки  зрения принимают участие в  едином разговоре;

4. оценивается только  свое мнение, не допускаются выражения  типа; «он не прав», «мой собеседник  ошибается»;

5. в случае возникновения  затруднений участник может воздержаться  от ответа на поставленный  вопрос;

6. учащиеся высказываются  в порядке, который устанавливает  руководитель тренинга; говорит  один, а все остальные его слушают.

В ходе тренинга учащиеся могут работать индивидуально, в парах, в микрогруппе, в больших группах в зависимости от цели урока и её тематики.

Виды упражнений, которые выполняют учащиеся, носят разнообразный характер. Темы, выносимые на тренинг должна затрагивать каждого ученика. Например, учащимся предлагается обсудить проблему будущего российской демократии на уроке. Вопросы, которые будут обсуждаться, могут быть таковыми:

- Верите ли вы в демократию, как форму политического режима  полезную для России? (индивидуальная  работа)

- Найдите достоинства  и недостатки современной демократии? (работа в парах в форме диалога)

- Чего не хватает российской  демократии для её успешного  функционирования? (работа в микрогруппах)

- Возможна ли демократия  в России или России этот  политический режим противопоказан? (работа в 2-х больших группах)

 

 Уроки-тренинги целесообразно использовать при планировании повторно обобщающих уроков.

Таким образом, содержание педагогических технологий может быть разнообразным при решении воспитательных задач на уроке. Главное, чтобы и образовательная, и развивающая цели не отрывались от воспитательной. Схематически это выгладит так: на уроке должна быть создана образовательная среда, включающая в себя и познавательную среду, и творческую среду, и воспитательную.

Информация о работе Нравственное воспитание на уроке истории