Нравственное воспитание на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного.
Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Содержание работы

Введение.
I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания.
1.2. Воспитательный потенциал уроков истории.
1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории.
2.1. Воспитание нравственностью учителя.
2.2. Воспитание историей.
2.3. Методика и технологии нравственного воспитания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нравствненное воспитание школьников на уроке истории.docx

— 149.97 Кб (Скачать файл)

Чтобы ещё лучше представлять содержание ценностей разных эпох, можно сравнивать Христианские двунадесятые праздники и революционные советские праздники. Так, например. 8 сентября (21 сентября по новому стилю) по православным святцам считается днем Рождества Пресвятой Богородицы. В 1380 году это имело особое значение, ибо именно в этот день состоялась знаменитая Куликовская битва. Для православных русских воинов это имело огромное духовное значение, так как сама Богородица, по мнению русских, покровительствовала им в этом сражении.

Такое же моральное значение имела дата - 7 ноября 1941 года, когда после парада в Москве большинство его участников направилось защищать Москву от фашистов. Данная технология близка по духу к технологии «Имя в истории».

4. Технология «Имя в истории»

Сущность этой технологии такова: обнаружить духовную связь своего имени с теми людьми, которые его носили в прошлые годы или в настоящее время. Известно, что имя обладает мощным духовным потенциалом и способно влиять на жизнь и поступки многих людей. Гак за Христа умирали многие христиане в эпоху гонений на православную церковь. С именем Сталина люди шли в бой и погибали. Имя Ленина соединяло людей в комсомольских и коммунистических организациях. Имена вновь родившимся детям давали в дореволюционную эпоху по православным святцам, а человек, именем которого называли ребенка, считался небесным покровителем. Носитель этого имени должен был знать житие своего святого покровителя и подражать ему в поведении.

Подобная традиция была первоначально унаследована большевиками, которые давали революционные имена своим детям, родившимся после революции. Учитывая эту тенденцию, изучая ценности языческие, христианские и революционные, учитель дает задание ученикам выявить сущность имен, даваемых в разные эпохи. Языческие имена составляют 5 тысяч видов (см. словарь Туликова), христианские — 2,5 тысячи (600 женские), революционные несколько сотен. К тому же в России встречаются и восточные имена (Марат, Руслан, Батыр, Тамила и т.д.), и западные (Джон, Эдуард, Альберт и т. д.). К тому же русская традиция часто давала человеку несколько имен. Так древнерусский князь Владимир имел 3 имени (Владимир по крещению, Мономах по деду, Василий, монашеское, перед смертью), а Александр Невский 2 имени (Александр - по крещению, Алексей - монашеское перед смертью). Русские революционеры часто меняли свое имя для конспирации. Так у Ленина (Ульянова В. И.) было более 100 псевдонимов. А вот список революционных святцев: Арвиль (армия В.И.Ленина), Марлен (Маркс и Ленин), Ворс (Ворошиловский стрелок), Сталина, Ревмир (мировая революция), Червонец (десять рублей).

Разговор об имени человеческом на уроке – это попытка понять смысл своего имени и найти отголосок его в истории. Вот как выглядит памятка №16 Смысл имени

1.Имена наши – суть  послушаний, которые раздал Бог  всем людям. Имя человека –  это его должность ( архимандрит Петр Кучеров).

2.Фамилие мы получаем  от рода, Отчество - от отца, а Имя - от Бога.

3.Изначальный смысл имени  в том, чтобы одним словом обозначить  глубинную суть человека. Во чье Имя человек трудится, от того он и получает награду.

4. У великого человека  есть две вещи: талант и имя. Талант дается свыше, а чистота  имени зависит от самого человека.

5. У каждого имени свой  тайный код, разгадав который  человек получает помощь для  выполнения своего жизненного  предназначения.

6. Горе человеку, если  его имя славнее его дел.

7.Имя - это благопожелание, в котором заключается надежда  и благословение на то, чтобы  быть надеждой для родителей, родины, Бога.

8.Имя означает – «высокий, возвышенный». Выражение «во имя» означает, что человек живет тем, что выше его. По имени и житие.

9.Цель имени: указать на конечную цель жизни, цель Отчества: указать на сохранение родовых качеств, цель Фамилии: обозначить ответственность перед своим родом.

Очень интересна так же история названия городов, деревень, улиц на протяжении нескольких веков. Почему, например, Екатеринбург стал Свердловском, Екатеринослав - Днепропетровском, а Екатеринодар - Краснодаром? В честь кого были названы эти города для прославления Екатерины II или великомученицы Екатерины? Почему Сергиев Посад стал Загорском? И что раньше было здесь на месте будущего Сергиева Посада? Почему Ленинград вновь стал Санкт-Петербургом, а не Петроградом? Почему на современной карте нет ни одного города с корнем Сталин, хотя их насчитывалось на советской карте несколько штук? Нравственно ли давать городу свое имя? Данные вопросы можно рассмотреть, используя вышеназванную технологию при изучении ценностей разных исторических эпох в истории России.

Учитывая громадную палитру имен и фамилий в русской истории, учитель может предложить ученика следующую работу. Её суть заключается в том, что учащиеся на протяжении изучения истории Отечества будут записывать в тетрадь имена и фамилии тех людей, которые повлияли на учеников своей жизнью нравственно и стали их авторитетами. Цепочка имен может быть большой и маленькой. Преимущество этой технологии заключается в том, что она не требует детальной перестройки урока и может применяться на любом уроке, где фигурируют те или иные имена.

Вот как, например, может выглядеть задание ученику, которого зовут Андрей: найти в истории страны 7 Андреев, которые у него вызывают уважение. А вот и предполагаемый ответ:

Андрей Рублев

Андрей Боголюбский

Андрей Первозванный

Андрей Критский

Андрей Ослябя

Андрей Капеллан

Андрей Тарковский

Что связывает между собой следующие имена в русской истории: Андрей Первозванный, Андрей Боголюбский, Андрей Рублев, Андрей Ослябя, Андрей Тарковский, Андрей Сахаров. Почему на Руси почитался Андреевский флаг и орден Андрея Первозванного? Кто удостоился чести быть награжденным этим орденом, и что им награждались за люди?

Выполнение этого задания носит познавательно-нравственное значение. Список подобного рода имен может быть дополнен именами людей, проживающих в той местности, где обучаются дети. Применение данной технологии может быть начато с памятки «Имя человека» или завершено ею.

Вот как выглядит эта памятка № 17:

1. Не бывает имени без  отчества, а отчества без отечества.

2. В твоем имени жизнь  твоих предков и тех, кто придет  после тебя.

3. Продли своим именем  добрую память о тех, кто тебе  его давал.

4. Позор и слава могут  пережить твое имя.

5. Не все имена остаются  в истории.

6. Подумай, что осталось  от тех имен, которые были до  тебя и что останется на  земле от твоего имени.

7. Взгляни на историю  и прочитай свое имя потомкам.

8. Величие имени не  в его звучности, а высоте его  дел.

Памятка № 18 «Об имени и слове» показывает, как взаимосвязаны слово и имя и как по ним можно судить о человеке. Вот её содержание:

1. Все вещи называй  своими именами.

2. У всего живого на  земле есть свое имя и до  тех пор, пока сохранится память  об имени, вещь неуничтожима.

3. Если у вещи отняли  её имя и дали ложное, то  она болеет, страдает и разрушается.

4. Слова теряют силу, если  вещи именуются не своими именами.

5. Назови своим именем  человека, и он откликнется; так  и история открывается только  тем, кто пытается проникнуть  в её суть, а не в хаос, творимый  вокруг неё.

6. Владение и власть  над собой начинаются с овладения  словом.

7. Язык - это показатель  культуры человека и народа  в целом; вот почему не все  языки дошли до наших дней, исчезнув вместе со своим народом.

Перечисленные памятки в основном нацелены на формирование нравственной и этической культуры учащихся. Ту же цель преследует технология этнопедагогики.

5. Технология этнопедагогики.

Ее суть выражается в том, что в народной педагогике нет четкого соответствия между знаниями с одной стороны и умениями, навыками с другой. В народной педагогике часто дети приобретают умения, минуя знания, т.е. идут от усвоения умений и навыков, подчеркнутых из опыта своего народа, своей семьи и т.д. к новым знаниям. Уже в древних русских летописях, в устном народном творчестве утверждается, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество - добродетель и её надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной личных человеческих пороков является незнание, невежество. Исходя из этого тезиса, учитель должен, как можно больше воспитывать учеников на положительном опыте истории, предоставляя добру больше времени на уроке, чем информации содержащей рекламу зла.

Воспитывают не только люди, но и окружающая действительность. Эту мысль чаще других использовал А. Макаренко, считая, что воспитательным элементом может стать любой предмет, имеющий отношение к культуре того или иного народа. Достаточно принести на урок, например, кусочек береста, картину или фотографию березы, которую называют русским деревом, и начать разговор о той маленькой частности, которая расскажет об истории очень многих людей. Учащимся предлагается задание: определите сферы, где русский народ применял березу (береста - для того, чтобы разжечь дрова в печи, лучину - для поддержания огня в доме, березовый веник - для бани, березовый сок - для питья, березовый деготь для смазывания деталей, березовые почки для медицинских целей, березовые грибы для еды, березовую рощу - для обозрения красоты русской природы). Учитель может рассказать о трех березках, поливаемых кровью заключенных Освенцима, около которых фашисты проводили массовые расстрелы. Горизонт разговора может быть переведен на березу, посаженную предком около своего дома и на березовый сад, посаженный первыми выпускниками нашей школы. А кто-то расскажет о березе, которая спасла от пожара соседний дом, приняв на себя огонь. А кто-то поведет историю о березе, растущей на погосте и посаженной неизвестно кем и т. д.

Главное подключить к теме разговора детей с использованием традиций, обычаев и нравов. Целесообразно принять к сведению богатый набор народных притч, пословиц, загадок и песен.

В загадке умное - цель, а прекрасное - средство; в пословице нравственность - цель, а прекрасное и умное - средство; в песнях прекрасное - цель, а образы её - средство, но главное в притчи - найти себя в том или ином образе. Так учащимся может быть предложено задание подобрать ряд русских пословиц по определенной тематике или созданных в определенный период. Тоже относится к загадкам и притчам.

Памятка № 19 «О преемственности» составлена на основе народных пословиц и поговорок. Вот как она выглядит:

1. От худого семени  не жди доброго племени.

2. Кто от кого, тот и  в того

3. Бел лицом, да худ  отцом.

4. Задние копыта идут  по следам передних.

5. Не хвались отцом, а  хвались молодцом.

6. У доброго батьки - добрые дитятъки.

7. Кто свою мать уважает, чужую не обругает.

8. Хоть по старому, хоть  по новому, а все отец старше  сына.

9. Сын в отца, отец - во  пса, а все - в бешенную собаку.

10. Родительское слово  мимо не молвится.

Так как Россия - государство многонациональное, для нее применима такая технология, связанная с познанием культурно-исторических, нравственных ценностей родного народа и народов, с которыми этот народ связан. Такая технология была предложена Л. А. Харисовой и апробирована в школах Татарстана.

В применении к школьному курсу эту технологию можно применить в порядке присоединения к России разных народов и изучая их культуру, сопоставляя её с ценностями русского народа.

Учащимся дается задание: сравнить аварские пословицы с русскими. Гам, где равнение возможно, надо подобрать русский аналог. Вот перечень аварских пословиц:

- И кости по России  плачут;

- Что в котел крикнешь, то он тебе и ответит;

- Враг камнем ударит, а  ты его хлебом бей;

- Красота - до вечера, доброта  до смерти;

- Широкой душе и мир  широк, а узкой и мир узок;

- Не смотри на красоту, гляди на сердце;

- Если хочешь порадовать  гостя, оказывай почтение его  ребенку;

- Кто мало говорит, тот  много думает.

Ниже будет приведен перечень дагестанских добродетелей. О них может идти речь в контексте Кавказской войны. Вот их содержание:

1. Ум, его омрачают раздражение, озлобление;

2. Дружба, её губит зависть;

3. Совесть, её уничтожает  жадность;

4. Хорошее воспитание, но  на него может повлиять дурная  среда;

5. Скромность, ей вредит  распущенность;

6. Доброта, ей мешает себялюбие;

7. Счастье, его губит ревность.

Учащиеся могут сравнить дагестанские добродетели с русскими христианскими добродетелями и пороками.

Добродетели Пороки

1.Послушание

2.Долготерпение

3.Вера

4.Воздержание

5.Кротость

6.Мужество

7.Смирение

8.Раскаяние 

 

1.Чревоугодие

2.Блуд

3.Сребролюбие

4.Гнев

5.Печаль

6.Уныние

7.Тшеславие

8.Гордость

 

 

Сравниваться могут также мужские и женские качества разных народов. Так будут выглядеть 9 добродетелей мужчины: превыше всего – согласие, на море - пловец; на войне — богатырь; в учении - глубина мысли; во власти – отсутствие лукавства; в работе – мастерство; в речах – мудрость; на чужбине – непоколебимость; в стрельбе – меткость.

 

 

А вот как выглядят 7 заповедей Ивана Яковлева для чувашского народа:

1. Крепче всего берегите  величайшую святыню веру в  Бога. Вера окрыляет силы ума  и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в  часы несчастья и горя, очищает  и просветляет её в счастье  и удаче.

2. Верьте в Россию, любите  её, и она будет вам матерью.

3. Помните, что владеть  сердцем народным вы сможете  только, если не будете чуждаться  языка родного.

4. Берегите семью: в семье - опора народа и государства.

5. Верьте в силу мирного  труда и любите его.

6. Будьте дружны между  собой. Избегайте мелких счетов  и распрей.

7. Бойтесь путей кривых  и обходных: успехи, достигнутые  нечистыми средствами - успехи те  порочные и временные.

Использование ценностей народов, входящих в состав России для анализа позволяет лучше понимать культуру и нравственные характеристики народов, искать в них родственное русскому менталитету и выделять различия. Аварские пословицы, дагестанские и бурятские добродетели, чувашские наставления можно сравнивать с 10 заповедями российского народа которые были опубликованы в начале XX века в патриотической прессе. Вот их содержание:

Информация о работе Нравственное воспитание на уроке истории