Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа
Описание работы
Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного. Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Содержание работы
Введение. I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. 1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания. 1.2. Воспитательный потенциал уроков истории. 1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории. 2.1. Воспитание нравственностью учителя. 2.2. Воспитание историей. 2.3. Методика и технологии нравственного воспитания. Заключение. Список литературы.
Каждый человек что-то берет
от общества, людей, государства и что-то
возвращает. Накапливать можно все: деньги,
книги, материальные и духовные блага,
вечные ценности и т.д. Главное - что для
человека важнее: брать или отдавать, право
или обязанность, благополучие или долг,
богатство или добрая память. В конечном
счете, накопленное или отданное другим
составляет содержание жизни человека,
создает человек или разрушает.
11. Закон вечности.
Его суть сводится к тому, чтобы
определить, что из деяний человека переживет
самого человека, а что сотрется временем.
Используя памятку № 8 можно
дать нравственную характеристику историческим
личностям на основе детального анализа
их жизни, применяя к ним эти законы. Памятка
может использоваться как частично, так
и полностью. Для таких масштабных личностей
как Наполеон и Кутузов, Гитлер и Сталин,
Дмитрий Донской и Мамай, Андрей Рублёв
и Сергии Радонежский, Николай II и Ленин
и т.д. она применяется в полном объеме.
А для людей, которые играют эпизодическую
роль в истории можно показать действие
некоторых из этих законов. Например, генералы
Корнилов, Алексеев, Рузский предали Николая
II, нарушив присягу своему императору,
и не прожили после своего предательства
больше двух лет. На этом факте можно показать,
как в истории действует закон выбора
и закон взаимосвязи. Творения Андрея
Рублева попадают под действие закона
вечности. А вот знаменитость Герострата
- героя с отрицательным знаком можно показать
на анализе закона о цели и средствах.
Подобного рода задания помогут
ученикам увидеть разный тип величия в
истории человечества: физическое, профессиональное,
творческое и нравственное. Учащиеся поймут,
что некоторым личностям, например, Александру
Невскому, Дмитрию Донскому, Федору Ушакову
и другим удалось соединить в себе несколько
типов величия, а такие люди, как Чингисхан,
Наполеон, Гитлер, Александр Македонский
стремились к силовому имперскому величию.
Главное, чтобы ученик анализировал
свои наклонности в ту или иную сторону,
зная результаты, к которым пришли люди
с разной величиной.
Применяя эти памятки, учитель
использует разные типы вопросов и заданий,
ориентированных на нравственный поиск.
Первый тип вопросов соединяет в себе
новую информацию и нравственное осмысление.
Вот как они выглядят, например:
- Что означает надпись
на чаше, сделанной печенегами
из черепа Святослав: «Чужое ища
- свое потерял»?
- Что символизирует надпись
на древнем колоколе «Зову
живых – оплакиваю мертвых»?
- Как повлияла деятельность
Шостаковича на блокадников в
Ленинграде
- Почему Андрей Рублев
не подписывал свои произведения
автографами, в то время как
сейчас все художники пытаются
узаконить свое авторское право?
- Может ли царь быть
святым?
- Что такое храмы на
крови и зачем они строились
на Руси и в каких местах?
- Имеет ли народ право
на революцию?
- Что общего и различного
в иконописи и живописи'?
- Как совместить гений
и злодейство? Можно ли Гитлера
назвать великим человеком?
- В чем смысл надписи
на могиле Гапона: «Ты жил только
для себя и потому нет тропинки
к твоей могиле»?
- Кто был большим патриотом
в гражданской войне: белые или
красные?
Другой тип вопросов подразумевает
демонстрацию своей нравственной позиции
и начинается со слов «Согласны ли вы».
Например:
- Согласны ли вы с
утверждением Л. Гумилева, что на
Руси не было монголо-татарского
ига?
- Согласны ли вы с
целями и методами опричнины
Ивана IV?
- Согласны ли вы с
содержание петровских реформ?
- Согласны ли вы с
идеями анархизма, пацифизма, интернационализма?
- Согласны ли вы с
мнением ряда историков о том,
что Россия начала XX века была
«тюрьмой народов»?
- Согласны ли вы с
мнением западного ученого Кьезы,
о том, что Россия не имеет будущего?
Третий тип вопросов ставит
на повестку дня решения проблем, которые
поставила история перед людьми в ту или
иную эпоху и как эти проблемы решили бы
ученики, находясь, они в тех условиях.
Например:
- Приняли бы вы участие
в декабристском восстании и
на чьей стороне в
1825?
- Чтобы вы сделали, если
бы оказались в центре противостояния
«белых» и «красных» в годы
гражданской войны 1918 -1920 годов? К
кому бы вы присоединились?
- Чтобы вы сделали, если
бы вас заставили участвовать
в разрушении храмов в 30-е годы
XX века в России?
- Как бы прошел ваш
день, если бы вы готовились
к Бородинскому сражению 25 августа
1812 г., будучи простым солдатом?
- Пошли бы вы воевать
в Афганистан в 1979 году? Был ли
бы у вас такой выбор тогда?
и т. д
Таким образом, воспитание нравственности
историей носит очень широкий характер
и дает учителю много возможностей в этом
направлении. Для усиления эмоционально
- чувствительного момента на уроке можно
использовать нестандартные формы начала
урока на материале афоризмов, высказываний,
притч. В приложениях к работе есть памятка
«Притчи об истории», которые можно рассказывать
ученикам по мере необходимости на уроке.
В следующем разделе будут показаны конкретные
технологии нравственного воспитания
на уроках истории на разнообразных видах
деятельности учителя и учеников.[22; 45]
2. 3. Методика и технологии
нравственного воспитания.
Основное содержание методов
нравственного воспитания было описано
в теоретической части работы. В данном
параграфе будут проанализированы различные
направления методики нравственного воспитания
в практическом русле, подробно останавливаясь
на технологиях, используемых для реализации
этой задачи.
Основными направлениями нравственного
воспитания можно назвать следующее:
1. Уроки должны быть
направлены на поиск нравственного
решения, стимулирование нравственной
самооценки через сравнивание
свей позиции с изучаемым предметом
нравственной деятельности.
2. Уроки должны быть
направлены на формирование эмоционально-чувственной
стороны у ребенка.
3.На уроках должны присутствовать
новизна фактов и ситуации.
4.Уроки должны быть
результативными в достижении
нравственной истины.
5.Уроки должны затрагивать
одни и те же нравственные
категории в разных эпохах.
Исходя из направлений нравственного
воспитания, можно выделить этапы нравственного
воспитания:
1. Обеспечение субъективности
позиции учеников;
2. Осознание учениками
ценности человеческой личности
и ценность собственной жизни,
как основы нравственного воспитания
и развития;
3. Обеспечение этической
рефлексии изучаемого объекта
и самих себя.
Наиболее доступной и эффективной
для создания условий нравственного воспитания
на уроке истории является методика этического
диалога. Процесс осуществления этой методики
распределяется по следующим этапам;
1. Завязка, выявляющая проблему;
2. Процесс взаимодействия
в логике диалогического общения
по выявленной проблеме;
3. Точка кульминации и
выход на вечную тему.
4. Нравственный выбор.
5. Последующее личностное
раздумье
Этические диалоги могут быть
следующими:
1. Диалог голосов - размышление
по актуальным нравственным вопросам
(мысль в слове);
2. Диалог образов - осмысление
исторических образов;
3. Диалог логик равноправность
общения разных культур по
вечным вопросам бытия.
Учитель должен воздействовать
на три человеческие способности: разум,
сердце и волю. Развитие разума имеет перед
собой цель сделать человека правдивым
и мудрым. Правда заключается в том, чтобы
человек познал самого себя и мир, т. е.
открыл бы Истину. А мудрость заключается
в том, чтобы он умел жить в соответствии
с истиной.
Учитель истории может показать
на историческом материале личностей
с разными уровнями любви, а ученик сам
решит, что ему ближе. Сердце, наполненное
любовью, умеет подчинять материальную
сторону жизни духовным потребностям.[23;
470]
Развитие воли дано человеку
для того, чтобы он умел делать свой нравственный
выбор. Выбор бывает между добром и злом,
двумя проявлениями зла (выбор меньшего
зла), двумя проявлениями добра (выбор
наибольшего добра). Методически учитель
может поставить ученика в ситуацию выбора
на материале истории. На Руси всегда видели
две воли – добрую (Божью) и злую (дьявольскую).
Учитель может показать ,что свобода выбора
есть и в концлагере, и в пустыне, и на войне,
и в мирное время.
Чем отличается учитель от преподавателя?
Учитель – это преподаватель предмета
плюс воспитатель, а преподаватель – это
учитель минус воспитатель.
Учитель только отправляет
ученика в путь. Истина – это цель, а руках
ученика компас времени – история. Древние
китайцы говорили, что у человека есть
три пути, чтобы поступать разумно:
1.благородный – размышление;
2.легкий – подражание;
3.горький – опыт.
Все три пути должны присутствовать
на уроке.
Педагогические технологии,
используемые на уроке истории по нравственному
воспитанию, могут быть следующими:
1. Технология рассмотрения
исторических событий глазами
разных людей;
2. Технология переноса
в изучаемую эпоху или событие;
3. Технология духовного
эпицентра;
4. Технология «Имя в
истории»;
5. Технология этнопедагогики;
6. Технология изучения
нравственных качеств в разные
исторические эпохи;
7. Технология выхода на
вечную тему;
8. Технология познания
духовных ценностей в опережающем
порядке;
9. Технология оценки исторического
портрета с нравственной позиции;
10. Технология бинарного
урока;
11. Тренинговая технология.
Рассмотрим сущность каждой
из этих технологий в отдельности.
1.
Исторические события глазами
разных людей.
Исторические события оцениваются
разными людьми. Взгляд очевидца порой
резко отличается от точки зрения исследователя.
Одно поколение людей рассматривает те
или иные исторические факты с одной позиции,
а другое находит в них иногда иное содержание.
Разные факты неодинаково воздействуют
на людей. Поэтому данную технологию можно
использовать в различных направлениях.
Первой такой разновидностью можно назвать
«Взгляд очевидцев исторических событий
на факты, свидетелями которых они были».
Преимущество такой технологии
заключается в том, что очевидец, приглашенный
на урок, открыто демонстрирует свою нравственную
оценку изучаемого события, а у учащихся
есть возможность непосредственно вступить
с ним в диалог этического характера, сравнивать
свои собственные наблюдения по изучаемому
материалу или вопросу. Такие беседы необходимо
проводить либо до изучения новой темы,
чтобы пробудить интерес к объективному
анализу события, либо после изучения
темы, как логическое завершение работы
над учебным материалом. Можно идти от
субъективного к объективному или от объективного
к субъективному.
Такая технология хорошо применима
к урокам, на которых изучаются войны (Афганская,
Чеченская и т.д.). Встреча с ветеранами
помогает ученикам услышать мнение живых
свидетелей военных событий, которые,
как правило, нигде не опубликованы. Опыт
преодоления трудностей, моральных дилемм
очень ценен для учеников. Один из возможных
сценариев такого урока будет дан в приложении
к работе.
Другой разновидностью этой
технологии может стать осмысление событий
прошлого глазами разных поколений людей,
в частности детей. Так 3 класса старшего,
среднего и младшего звеньев разделить
по 7-8 человек, так, чтобы на одном ряду
сидели учащиеся из 2 класса, на другом
из 6 класса, на третьем из 11 класса. Учащиеся
оценивают наследие войн XX века путем
выполнения разноуровневых разновозрастных
заданий, излагая свои личные впечатления
о войнах ушедшего века и об их уроках.
Данный урок выигрывает в своем качестве,
если на него будут приглашены участники
Великой Отечественной, Афганской и Чеченской
войн. Содержание такого урока описывается
в приложении к работе.
Третьим направлением, связанным
с данной технологией может стать исследовательская
деятельность учащихся, которая направлена
на поиск новых фактов, основанных на опыте
жизни своих родственников. Так урок о
войне 1941 - 1945 годов можно начинать с сообщений
учащихся о судьбе своих родственников
в годы войны и послевоенный период. Стержневым
вопросом, который будет исследован каждым
учеником самостоятельно, является проблема
- как повлияла война 1941 -1945 годов на жизнь
ваших родственников. Учащиеся озвучивают
на уроке свою работу с этой области. Приводимые
факты носят неповторимый характер и воздействуют
на сердце детей.
Исследовательская деятельность
может быть очень разнообразной. Так учитель
может применить методику журналистского
исследования с применением телевизионной
камеры. Учащимся дается конкретная проблема,
связанная с выражением мнений разных
людей по поводу того или иного исторического
факта. Например, учащиеся выясняют у населения
своего района, села, города мнение о необходимости
или ненадобности восстановления в Москве
Храма Христа Спасителя, попутно выясняя,
что об этом архитектурном памятнике знают
люди. Данная технология включает в себя
разные формы деятельности: интервью,
съемку сюжета, монтирование пленки, просмотр
её на уроке, обсуждение и формулировку
выводов.[24; 58]
Данная технология может быть
использована при составлении памятки
№ 9 «Уроки войны». Вот как выглядит её
текст:
«Уроки войны»
1. Война - это не только
столкновение экономик, полководческих
талантов, идеологических копий, война
- это ещё и столкновение духов.
2. Ужасна не война, состояние
народов, приводящее к войне.
3. Война красива только
издалека и для тех, кто на
ней не был.
4. Победа в войне —
это не только умелый выбор
позиции, удачи маневра, это душа
народа в единстве с замыслом
полководца.
5. На войне исход сражения
решает не первая, не вторая, а
последняя атака или битва.
6. Война - явление сложного
характера, она может быть смесью
добра и зла, быть чистым злом,
но беспримесным добром она
не бывает никогда.