Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа
Описание работы
Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного. Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Содержание работы
Введение. I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. 1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания. 1.2. Воспитательный потенциал уроков истории. 1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории. 2.1. Воспитание нравственностью учителя. 2.2. Воспитание историей. 2.3. Методика и технологии нравственного воспитания. Заключение. Список литературы.
Проблему нравственного
воспитания исследовали и философы, и
психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас
она актуальна.
Работая над
проблемой нравственного воспитания на
уроках истории, мы изучили педагогическую
и методическую литературу по данной проблеме,
рассмотрели сущность, содержание и основные
понятия нравственного воспитания на
уроках истории, изучили методы, формы
и приемы нравственного воспитания учащихся
на уроках истории, произвели анализ, а
затем и обобщение различных взглядов
на данную проблему в литературе и пришли
к следующим выводам :
Нравственное
воспитание – целенаправленный двухсторонний
процесс формирования морального сознания,
развития нравственных чувств и выработки
навыков и привычек нравственного поведения.
Оно включает формирование нравственного
сознания, воспитание и развитие нравственных
чувств, выработку умений и привычек нравственного
поведения. Поведение нравственно, если
человек взвешивает, продумывает свои
действия, поступает со знанием дела, выбирая
верный путь решения стоящей перед ним
проблемы.
Важнейшим средством нравственного
воспитания на уроках истории является
использование созданных в культуре на
разных этапах исторического развития
нравственных идеалов, их сравнение и
отношения к ним т.е. образцов нравственного
поведения, к которому стремится человек.
Специфической особенностью процесса нравственного
воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен,
а результаты его отсрочены во времени.
Основными критериями нравственности
человека могут являться его убеждения,
моральные принципы, ценностные ориентации,
а также поступки по отношению к близким
и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным
следует считать такого человека, для
которого нормы, правила и требования
морали выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как привычные формы
поведения.
Обучение в
школе – это, прежде всего, формирование
нравственной личности. Уроки истории
имеют все возможности, позволяющие развивать
у учащихся нравственные качества личности
в процессе изучения данного предмета.
Мы выяснили, что методы нравственного
воспитания выступают в сложном и противоречивом
единстве.
Завершая наше исследование,
мы можем сказать следующее, уроки истории
имеют огромный нравственный потенциал.
Изучая, сравнивая, анализируя и оценивая,
учащиеся формируют свою точку зрения,
впитывают нынешние общественные ценности,
тем самым воспитываются нравственно
и социализируются. Однако, многое зависит
от учителя, ведь работая с младшими и
старшими детьми нужно прибегать к разным
методикам.
Педагогика зафиксировала, что в различные
возрастные периоды существуют неодинаковые
возможности для нравственного воспитания.
Ребенок, подросток и юноша, например,
по-разному относятся к различным средствам
воспитания. Знания и учет достигнутого
человеком в тот или иной период жизни
помогает проектировать в воспитании
его дальнейший рост. Нравственное развитие
ребенка занимает ведущее место в формировании
всесторонне развитой личности, оказывает
огромное влияние и на умственное развитие,
и на трудовую подготовку, и на физическое
развитие и на воспитание эстетических
чувств и интересов.
Именно поэтому
учитель на уроках истории, решая задачи
воспитания, должен опереться на разумное
и нравственное в человеке, предавая исторический
опыт помочь каждому воспитаннику определить
ценностные основы собственной жизнедеятельности,
обрести чувство ответственности за сохранение
моральных основ общества. Этому поможет
нравственное воспитание, органически
вплетенное в учебно-воспитательный процесс
и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение
для нравственного воспитания школьников
имеет не только содержание, но и организация
уроков истории. Для этого необходимо
деятельность учащихся строить как коллективную.
Организация коллективной и групповой
форм возможна на уроках по всем предметам,
но особенно на уроках истории.
Список источников
и литературы
1. Барышникова Е. И.Базовые национальные
ценности – основное содержание духовно-нравственного
развития и воспитания//URL: http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/
2. Данилюк А. Я., Кондаков А.М.,
Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание
российских школьников // Народное образование.
- 2010. - № 1. - С. 39-46.
3. Дидур Е. А. "Основы религиозных
культур и светской этики": региональный
опыт // Народное образование. - 2011. - №8.
- С.174-180
4. Егоров О. Г. Идеи православной
культуры в контексте школьного образования
// Народное образование. - 2011. - №6. - С.250-255.
5. Елисов А. В. Методика духовно-нравственного
воспитания на уроках истории // Методист.
– 2011. – №5. – С.52-56.
6. Кочеткова Ю. Н. Методы и приемы
педагогической работы по формированию
духовно-нравственных качеств у детей
младшего школьного возраста на уроках
гуманитарно-эстетического цикла // URL:http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/
7. Кузьмина С. П. Роль курса «Краеведение»
в духовно-нравственном становлении младших
школьников // URL:http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/
8. Нравственное воспитание
учащихся начальной школы //URL: http://sh14.oskoluno.ru/Level2/kons.html
9. Миронова И. Ю. Духовно-нравственное
развитие – важнейший компонент социального
заказа для образования //URL: http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/
10. Сорвина Р. Н. Духовно-нравственное
развитие личности в системе дополнительного
образования младших школьников // URL:http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/
11. Способы организации нравственного
воспитания в процессе учебной деятельности
//URL: http://sh14.oskoluno.ru/Level2/kons.html
12. Волков Г. Н. Этнопедагогика.
- М., 1999. — 255 с.
13. Выготский Л. С., Лурия А, В.
Этюды по истории исследования. - М., 1993.
— 178 с.
14. Вяземский Е. Е., Стрелова
О. Ю. Методика преподавания истории в
школе. - М., 1998. — 234 с.
15. Гармаев А. Психопатический
круг в семье. - М., 2000. — 245 с.
16. Гуревич А. Вдохнуть в историю
душу // Лицейское гимназическое образование.
1999 № 6. — 400 с.
17. Донской Г. М. Целый мир уложить
на странице. - М., 1992. — 302 с.
18. Дьякова Г. М. Перед праздником.
- М., 1994. — 189 с.
19. Елисов А. В. Нравственный
смысл истории // Школа. Спецвыпуск. 1999
апрель.
20 . Елисов А. В. Образовательные
технологии на уроках истории.// Педагогическое
обозрение.2001.№4.
21. Бабаян, А.В. О нравственности
и нравственном воспитании / А.В. Бабаян.
– М.: Педагогика, 2005. — 300 с.
22. Нечаев, М.П. Практика управления
воспитанием в школе: Практическое пособие.
/ М.П. Нечаев. – М.: АРКТИ, 2005. - с.45, 47.
23. Ожегов С.И., Толковый словарь
русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
- М.: Просвещение, 1995. - 478 с.
24. Щуркова Н.Е. Новое воспитание
/ Н.Е.Щуркова. - М.: Педагогическое общество
России, 2000. -130 с.
25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф.
Педагогика. – М., 2008. — 280 с.
26. Сергеева О. Ю., Павлов
И. В. Духовно – нравственное воспитание
учащихся. – Чебоксары, 2008. – 212 с.
27. Маленкова Л.И. Теория
и методика воспитания. Учебное
пособие. — М.: Педагогическое общество
России, 2002. — 480 с.
28. Сухомлинский В.А. Как
воспитать настоящего человека:
(Этика коммунистического воспитания).
Педагогическое наследие / Сост. О.В.
Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288
с. — (Б-ка учителя)