Нравственное воспитание на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного.
Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Содержание работы

Введение.
I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания.
1.2. Воспитательный потенциал уроков истории.
1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории.
2.1. Воспитание нравственностью учителя.
2.2. Воспитание историей.
2.3. Методика и технологии нравственного воспитания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нравствненное воспитание школьников на уроке истории.docx

— 149.97 Кб (Скачать файл)

4. Настоящее учение совершается  тогда, когда ученик понимает, для  чего он учится.

5. Помни, учитель: то, что  есть в ученике — важнее  всего, то необходимо и развивать.

6. Раздраженный наставник  не наставляет, а раздражает.

7. Будь внимателен к  ошибкам ученика, через них можно  понять, что умеет ученик, к чему  он способен и что может  расти в нем дальше.

8. Дело учителя - дать работу  уму, сердцу, воле, умению каждого  ученика и вслед за этим  требовать добросовестного исполнения  работы, какую способен понять  и сделать ученик.

9. Учитель знает, что ученик  глубже своего сознания, проницательней  своего мышления, могущественнее  своего рассудка, богаче своего  разума.

А вот как выглядят педагогические заповеди В. А. Сухомлинского для достижения положительных результатов на уроке. Вот некоторые из них:

1. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость каждого человека.

2. Знай, что твое неразумное  слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить.

3. Нельзя смешивать человеческие  слабости и зло. Против зла  надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться  со злом – значит, самому быть  безнравственным.

4. Большое зло уничтожать  достоинство другого человека, считать  себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой  пылинкой».

5. Дорогим для тебя должно стать не «моё», а «наше», т. е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.

Третья памятка составлена на основе трудов А. Макаренко, С. Шацкого, Я. Корчака и В. Сухомлинского и отражает совокупность поощрений и наказаний, которые использует учитель в своей деятельности. Вот каковы её положения:

1. Нельзя переоценивать  роль поощрения и наказания  в воспитательном процессе

2. Использование поощрений  и наказаний эффективно только  в сочетании с методами убеждениями  и организации жизни и деятельности  детей.

3. Ведущим может быть  метод поощрения, вспомогательный - наказания.

4. Поощрения и наказания  должны быть индивидуальными, учитывать  возрастные, половые особенности, сложившуюся  психолого-педагогическую ситуацию.

5. Имеется большой перечень  ситуаций, когда поощрения и наказания  не могут быть применены (нельзя  наказывать, если ученик осознал  свою ошибку).

6. Наказание должно происходить  по следующей формуле: «наказываю  тебя не потому, что ненавижу, а потому, что люблю».

Следующая памятка адресована учителям истории и носит, как и все вышеизложенные, рекомендательный характер. Составлена она на основе педагогического опыта различных воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического процесса.

Учителю истории.

1. Задача учителя истории - дать работу душе ученика, чтобы  опыт времени и предыдущих  поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному  опыту жизни, провел ученика по  следам тех, кто оставил нам  после себя тропы своего времени  и своих жизней.

2. Задача учителя любить  историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её  преподаешь.

3. Воспитывать историей - это значит решать судьбу не  только одного человека, но и  державы в целом.

4. Научи учеников искать  следы истории, чтобы по ним  проникнуть в глубину исчезнувших  столетий.

5. Покажи ученику, что  укрепление Отечества шло рука  об руку с его защитой.

6. Не превращай прогулку  по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство  исторического наследия на всем  историческом пути народов.

7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей  понимать минувшие эпохи с  позиции образа жизни тех народов  и людей, которые ты изучаешь.

8. Помоги разглядеть в  истории поток времени, в который  дети должны влиться своими  жизнями.

9. Пробуди нравственным  примером из истории сердце  и мысль учеников и дай возможность  поработать над своим нравственным  выбором.

10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им  для размышления над своим  настоящим и будущим.

11.Будь уважителен к  выбору ученика и его нравственной  позиции.

 

 В сущности, деятельность учителя сводится к исполнению простого известного правила: не навреди и помоги. Чтобы не навредить и помочь, необходимо знать психологию возраста учеников, которых обучает педагог.

Так как данная работа в основном строится на обобщении опыта деятельности учителя истории в старшем звене, приведу некоторые психологические характеристики учащихся 9—11 классов, которым в основном от 14 до 16 лет.

Важнейшей особенностью данного возраста является становление самосознания подростков. В мышлении преобладает рефлективный характер. Происходит расширение жизненного пространства ребенка. Впервые наступает осознание будущего, появляются жизненные перспективы. Возникают профессиональные намерения. В этом возрасте ребенок мало, что воспринимает на веру, проявляет потребность в доказательствах. Поэтому уроки истории целесообразно проводить в проблемном ключе, полагаясь на самостоятельную деятельность учеников по добыванию и оцениванию знаний.

Для этого возраста характерны две особенности: жажда впечатлений и склонность к общению. Ученики проявляют заинтересованность к новому, неизведанному, пытаясь перенести на себя впечатления других людей в иных или подобных обстоятельствах. Функция учителя сводится к грамотному построению урочной деятельности учеников и в стимулировании их заинтересованности в изучении предмета, а так же в проблемной постановке ряда нравственных задач.[5; 52]

Склонность к общению и выражению своих чувств благоприятствует организации и проведению этического диалога между различными субъектами и объектами на уроке. Как это сделать практически и помочь учащимся сохранить интерес к предмету и обсуждаемым нравственным проблемам? Эта тема будет рассмотрена в следующих разделах работы.

Таким образом, если педагог искренне любит детей, отдает им себя без остатка, стремится к живому контакту, воспринимает учеников как личности,- в этом случае предметная урочная система получает новые силы и возможности.

 

 

 

2. 2. Воспитание историей.

 

Существует и другая возможность воспитывать нравственные качества в учениках, которая связана с содержанием изучаемого учебного материала. Учитывая явные недостатки современных учебников по истории, которые были рассмотрены выше, огромную роль играет деятельность учителя на уроке по стимулированию интереса ученика к изучаемой теме. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо выполнить первую часть формулы В. О. Ключевского - любить историю. Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно-побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание - постоянно размышлять о нравственности - задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий, имеющих нравственное содержание. Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов, пониманию необходимости соглашаться или отвергать нормы и требования, изучаемые в курсе истории. Чтобы решить эту задачу необходимо:

1) изучать шире и глубже  моральные убеждения людей в  процессе исторического развития;

2) изучать деяния людей;

3) излагать детальнее  факты, упомянутые в учебнике, особенно  если они носят воспитательный  характер;

4) включать дополнительные  тексты для анализа учениками;

5) ставить нестандартные  вопросы, включающие одновременно  работу сердца, ума и воли учащихся;

6) нацеливать учеников  на самостоятельный поиск трудных  вопросов и ответов на них, которые уже дала история;

7) составлять совместными  усилиями памятки-наставления, в  которых систематизируется исторический  опыт анализа нравственных качеств;

8) поощрять внеурочные  виды деятельности, связанные с  расширением кругозора учащихся.

Для того, чтобы успешно справляться с этими направлениями деятельности, необходимо производить процесс воспитания историей в определенной системе. Учитывая разнообразие в подходах и методике исторического исследования и изучение исторических событий, автор данной работы пришел к мысли о создании ряда памяток-рекомендаций для учеников, с помощью которых можно упорядочить их деятельность на уроке, придать изучению истории системные элементы и одновременно дать алгоритм для поиска решения воспитательных задач. Текст этих памяток будет приведен ниже, а каждая памятка будет содержать необходимые комментарии при её использовании на уроке.

Памятка № 1. Заповеди истории.

1. Помни, что история дана  в наставление, пойми смысл истории, чтобы понять смысл своей жизни.

2. Помни, что прошлое долго  для понимания настоящего, настоящее  не совпадает с прошлым, но  прошлое может повториться.

3. Стремись постичь правду  истории разумом и сердцем.

4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется  не история, а её оценка.

5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.

6. Не искажай историю  в своих целях.

7. Помни, что в истории  нет ничего случайного, ненужного, забытое - это тоже история.

8. Стремись к познанию  мировой истории, она - часть истории  твоей страны.

9. Стремись к познанию  отечественной истории, она часть  твоей истории.

10. Почитай свою родословную, там твои корни.

Использование данной памятки применимо к любому содержанию учебников истории, к любым сообщениям исторического характера, к любым точкам зрения, встречающимся в исторической литературе. Эту памятку целесообразно зафиксировать с учащимися на первых уроках в начале учебного года в 9 -11 классах. Если ученики научатся ею пользоваться, то они получат возможность разобраться в хаосе исторической информации и проводить самостоятельную работу по добыванию и оцениванию разного рода исторических знаний.

Памятка «Заповеди истории» помогает учащимся понять как правильно ориентироваться среди исторического материала, что вооружает их умением извлекать уроки из прошлого, обрабатывать исторические факты, исходя из собственной системы ценностей, не стать заложником чужого мнения, включая в работу свой разум и свое сердце, что в последствии повлияет на формирование собственной позиции.

Памятка № 2. Мораль истории.

1. История - это компас  во времени.

2. Кто поймет время, тот  поймет себя самого.

3. История может воспитывать  только правдой.

4. История позволяет увидеть  издалека то, что скоро окажется  вблизи.

5. Нельзя знать все, мудрость - это знание не многого, но  самого главного. Великое счастье  – знать, откуда ты и куда  ты идешь.

6. Цель истории - воскресить, сохранить, дать увидеть, услышать  и понять наше материальное  и духовное наследие.

7. Разным народам в  разные исторические времена  поручено раскрыть разные стороны  истины.

8. История не учит, у  неё учатся.

9. История должна служить  самой высокой науке - умению жить  на земле любя, созидая и помня.

10. Нельзя подать в суд  на свое прошлое, надо отвечать  за свое настоящее.

11. Исторический дар это  не только великое наследие, но  и великая ответственность.

12. Опыт прошлых поколений  помогает отличить истину от  фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного.

13. История существует  для понимания своего настоящего  и создания будущего.

Появление памятки «Мораль истории» отвечает следующим требованиям:

1) найти нравственную  составляющую в истории для  всех изучаемых событий и уроков;

2) показать на ценность  нравственного опыта народов, эпох, личностей, религий, культуры и т.д., который является связующим звеном между

поколениями и лично с живущими в настоящее время,

3) побудить учащихся искать  ответы на нравственные вопросы, связанные с их жизнью, используя  положительный и отрицательный  опыт прошлых веков с поиском  своего пути.

Такая памятка поможет ученикам бережно относится ко всему изучаемому и несет установку выявления для каждого ученика того набора ценностей, которые возьмет он с собой, как опыт истории в свое настоящее и будущее. Это сделает их «соучастниками» событий, которые они изучают, пытаясь понять, почему история развивалась так, а не иначе.

Памятка №3. История как понятие.

1. История всегда обращена к истине (правде).

2. История ищет начало (истоки).

3. У любой истории есть свой источник.

4. История это зеркало для историков.

5. Чистота нашей жизни - вот лучшее усвоение уроков истории.

6. Тайные истории не мыслимы без поиска.

Памятка №3 помогает учителю включить ребенка в познавательный процесс, нацелить его на те или иные действия, связанные с изучением истории. Эти действия в основном связаны с поиском исторической правды, новой информации, которая не лежит на поверхности и которую надо добыть, поработав с источниками. Эта памятка как бы уточняет, в каких координатах находится исследователь, если он хочет разобраться в сущности изучаемого. В памятке показано как слова «история», «исток», «источник», «истина», «поиск» близки по смыслу, но имеют различное назначение.

Памятка № 4. Мысли об истории,

1. Глядя в историю, словно  в зеркало, я стараюсь изменить  к лучшему собственную жизнь  и устроить её по примеру  тех, о чьих доблестях рассказываю.

Информация о работе Нравственное воспитание на уроке истории