Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа
Описание работы
Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного. Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Содержание работы
Введение. I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. 1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания. 1.2. Воспитательный потенциал уроков истории. 1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории. 2.1. Воспитание нравственностью учителя. 2.2. Воспитание историей. 2.3. Методика и технологии нравственного воспитания. Заключение. Список литературы.
5. У каждого народа
своя история: свои мучения и
своя мудрость, свои заблуждения
и своя правда, свой позор и своя слава.
6. Народу необходимо возрождать
то, что делало его дух могучим
и сильным, а не то, что разрушало
его основы.
7. Народ познаётся по
отношению к своим святыням.
8. Кто был добрым гражданином
своего отечества, тот имеет все
основания быть современником
для других народов и в настоящем
и в будущем.
9. Как быть народом? Для
этого надо стать личностью
дорасти до соборности, осознавать
свою ответственность перед историей.
Учитель в праве назвать примеры
величия и позора своего народа в истории
и вместе с учащимися составить таблицу.
Примеры положительного опыта
народа Примеры отрицательного опыта
народа
1.Самопожертвование при
отстаивании независимости своей
страны и других народов.
2.Бескорыстная помощь
другим народам.
3.Миролюбивая политика
в отношении малых народов
с целью сохранения их на
земле.
4.Героический опыт во
время военных действий.
5.Терпимое отношение к
людям с иной системой ценностей.
6.Огромное количество
научных открытий.
7.Высокий духовный потенциал
русского искусства.
8. Сохранение православной
системы ценностей.
1.Пренебрежение правами
личности на долгом историческом
промежутке.
2.Стремление подражать
иноземцам и преклоняться перед
иностранным опытом, пренебрегая
своим.
3.Эксплуатация властью
народного героизма, бескорыстия, энтузиазма
в своих целях.
4.Преследование инакомыслия,
попытка идеологизировать человеческую
жизнь насильственными методами.
5. Частое посягательство
власти на личную свободу человека.
6.Неумение ценить человека
во время его жизни и обожествление
после его смерти
7.
Технология выхода на вечную
тему.
Данная технология строится
на поиске вечной темы, затрагиваемой
историей и её реальными лицами. Её суть
в том, чтобы обсудить с учащимися вопрос:
как жить, чтобы оставить о себе добрую
память? Центральный вопрос дополняется
такими:
- что делает человека
бессмертным в истории?
- как войти в историю
и как остаться в ней, какого
качества должен быть труд
человека?
- почему зло громче
добра, хотя и не сильнее?
- стоит ли руководствоваться
общепринятыми ценностями?
- почему человечество
впадает в беспамятство?
Почему после смерти человека
часто меняется мнение о нём'? Учащиеся
ищут ответы на эти вопросы, связывая их
с поиском смысла жизни. Деятельность
ряда личностей в истории можно рассмотреть
через призму этого вопроса: что было смыслом
жизни для Владимира Святого и Владимира
Мономаха? Князей Бориса и Глеба и Святополка
Окаянного? Ивана Грозного и Андрея Курбского?
Л. Троцкого и И.Сталина? М. Горбачева и
Б. Ельцина'? Сравнивать также можно лидеров
разных эпох, например, Петра 1 и Горбачева
Ивана IV и Сталина, Шамиля (XIX в.) и Шамиля
Басаева и т.д. В качестве критерия берутся
цели, методы, итоги жизни и характер смерти
этих людей. Критерии памятки «Величие
в истории» так же можно использовать
для ответов на поставленные выше вопросы.
Для использования этой технологии
можно применять следующие памятки,
Памятка № 23. О жизни и смерти.
1. Важно не только как
живут люди, но и как они
умирают.
2. Кто не боится смерти?
только те, кто знал для чего
надо жить.
3. История знает примеры,
когда люди умирали за идею.
Только всегда ли идея была
верна? Можно быть преданным ошибке.
4. Древние называли человека
серединой между «всё» и «ничего».
5. Только прожив жизнь,
человек, оглядываясь назад, понимает
порой то, с чего её надо
было начать.
6. Величайший подарок
судьбы у человека есть тогда,
когда итог жизни не расходится
с планами.
7. Человек должен жить
тем, что осмысливает и освещает
его жизнь и смерть.
8. Тебе дан опыт проживания
чужих жизней через историю
человечества. Пользуйся им как
своим.
9. Не от тебя зависит
продолжительность жизни, но ширина,
глубина и высота её зависит
от тебя.
10.Смерть для того и
поставлена в конце жизни, чтобы
человек имел время, к ней подготовится.
Эта памятка побуждает наблюдать
не только за характером и содержанием
жизни, но и смерти. Факту смерти, к сожалению,
мало уделяют места. А в истории есть примеры,
когда на смертном одре многие знаменитости
меняли свои представления о жизни, раскаивались
в содеянном. Поэтому учитель должен показать
ученикам эволюцию взглядов людей в разные
периоды жизни и перед смертью, почему,
например, для русского человека был важен
факт исповеди перед смертью? Почему русские
цари и князья часто принимали монашескую
схиму перед смертью?
А вот как выглядит памятка
№ 24. Смысл жизни:
1. Тот, кто знает «зачем»,
преодолевает любое «как».
2. Мы есть то, к чему
стремимся.
3. Человек растет тогда,
когда растут его цели.
4. Если кораблем не
управляет капитан, судном правят
подводные камни.
5. Если смысл жизни
не лежит на поверхности, он
дан, как задача, его надо привносить
в жизнь, а не иметь его вне
себя.
6. Смысл жизни человеку
придает лишь то, что выше самого
человека; жить можно лишь ради
того, за что не страшно умереть.
7. Смысл жизни человечества
и смысл жизни отдельно взятого
человека пересекаются в точке
вечности.
8. Как бы причудливо
не складывались судьбы, во всем
есть смысл. Нужно его только
найти и понять.
Данная памятка универсальна
в своем применении, она может быть использована
для выявления смысла жизни человека любой
эпохи, но главное её назначение - пробудить
желание искать смысл жизни ученика.
Памятка № 25 «Уроки времени»
отражает специфическое отношение к троице
времени - прошлому, настоящему и будущему.
Вот её содержание:
1. Даже самая долгая
жизнь коротка.
2. Жизнь - это не то, что
мы прожили, а то, что нас заставило
думать о прошлом.
3. Не жалуйся на время,
делай его лучше.
4. Не лишай себя доброго
дня.
5. Река годов обратно
не течет, будь внимателен со
временем.
6. Все зависит от того,
как мы пользуемся настоящим.
7. Живи настоящей минутой,
чтобы она была залогом будущей
радости.
8. Ты вспоминаешь свое
прошлое. Придет время, когда вся
жизнь будет твоим прошлым
и ошибки прошлого будет не
возможно исправить. Другого времени у
тебя может не быть.
9. Не будь равнодушен
к тому, кому ты сострадал вчера.
10.Только тогда есть
гармония между прошлым и будущим,
если есть настоящее стремление
к вечности.
11.Легкого времени нет.
Есть люди, которые считают, что
страдают больше других.
12.«О поле, сколько ты
имело господ, и сколько ещё
будешь иметь» (древняя надпись)
Эта памятка помогает почувствовать,
что ученик (человек) живет только настоящим,
а прошлое помогает выбрать то или иное
поведение, которое тянет за собой цепочку
будущих следствий. Главное научить учеников
смотреть на исторические факты и на события
своей жизни изнутри.
Памятка № 24 «О прогрессе» помогает
осмыслить деятельность народа и человека
с точки зрения движения в динамике в сторону
роста или упадка. Содержание её выглядит
так:
1. Все прогрессы бессмысленны,
если рушится человек.
2. Прогресс технический
без прогресса духовного - верное
движение к гибели.
3. В каждом времени
есть, что сохранить и есть, что
развивать.
4. Пора отказаться от
мысли, что век последующий лучше
века предыдущего. Надо сравнивать
не только движение вперед, но
и шаги назад.
5. Если ты не создаешь
материальные ценности, то ты
должен растить духовные плоды.
6. Движение во времени
не всегда есть движение к
добру.
7. Раньше высоко ценилась
духовность, и материальные блага
ценились дешево, теперь духовность
ничего не стоит, и поэтому
дорожают материальные блага.
8. Человеческие беды происходят
оттого, что мы наслаждаемся тем,
чем надо бы пользоваться и
пользуемся тем, чем необходимо
наслаждаться.
«Вечной» темой также являются
взаимоотношения между народом и властью.
Что должно лежать в основе этих отношений,
чтобы не было гражданских войн, революций,
социальных потрясений? Анализ причин
этих событий дает учащимся пищу для размышлений
на тему: «Может ли власть быть нравственной».
Обилие в России крестьянских воин, восстаний,
революций, гражданских воин может стать
поводом для анализа взаимоотношений
между властью, её формой правления, формой
государственного устройства, формой
политического режима и народом. Противопоказана
ли России демократия? Что надо чтобы империя
стала республикой? Каков механизм при
переходе от тоталитаризма к демократии?
Что лучше самодержавная монархия при
царях или федеративная республика современного
типа? Зависит ли жизнь человека в России
от формы государства? Эти вопросы могут
обсуждаться на протяжении изучения всей
истории России, когда анализируется порядок
взаимоотношений между властью и обществом.
Памятка № 25 «Власть и человек» частично
отвечает на эти вопросы.
1. Власть существует для
человека, а не человек для
власти.
2. Всякий режим плох, если
при нем правят худшие. Вести свой
народ не привилегия, а обязанность лучших.
3. Форма правления должна
быть отражением духа народа.
Чтобы вводить монархию надо
мыслить, жить и чувствовать по
-монархически. Тоже относится и республике.
4. Любая власть должна
являться проводником национальной
идеи своего народа, а не своих
личных интересов.
5. Мудрое правление - это
побуждение к добру и обуздание
зла.
6. Пи монархия, ни республика
не являются конечным пунктом
в строительстве государства; они
лишь средства служения своему
народу.
7. Сама форма правления
не способна осчастливить людей,
ибо счастье зависит от самого
человека и возможно при любой
форме правления.
8. Важно не то, кто правит,
важно качество правления.
9. Каждый человек свободен.
Командуют только порядок и
время.
Памятка подобного типа составлена
из суждений дискуссионного характера,
которые могут обсуждаться как на уроке,
так и самостоятельно. Главное - придать
этим формулировкам нравственное содержание.
Например, дискуссию на тему имеет ли народ
право на революцию, учитель может провести
накануне изучения первой русской революции.
При обсуждении результатов февральской
революции 1917 года учащиеся обсуждают
вопрос: всегда ли революция решает проблемы,
порождающие революцию? Обсуждение большевистской
революции 1917 года может строиться на
вопросе, как сочетаются между собой нравственность
религиозная и нравственность революционная?
Что нравственнее - участвовать в революционных
событиях или активно проводить в жизнь
революционную нравственность по принципу:
нравственно все, что служит революционной
целесообразности. При анализе сущности
революции можно сравнить опыт западных
революций с потрясениями в России в начале
XX века. Везде ли гладко прошли эти революции;
сразу ли на Западе установилась демократии,
и восторжествовали общечеловеческие
ценности?
Подобные вопросы характерны
также и для восстаний и крестьянских
войн. Так, например, обсуждая методы опричнины
при Иване IV обязательно надо сравнивать
их с событиями Варфоломеевской ночи во
Франции, которые по жестокости вызвали
протест у русского царя Ивана Грозного.
Главное - обсудить вопрос о том, что можно
ли насилие использовать в целях улучшения
жизни людей'? Имеет ли на это право власть?
Ученикам предлагается обсудить этические
постулаты, предложенные в эпоху позднего
Средневековья И. Макиавелли, который
в своем трактате «Государь» обосновывает
необходимость применения силы, лжи, клеветы
и обмана властью в целях поддержания
порядка и спокойствия в стране.
Учащимся совместно с учителем
можно обсудить тезис западного политика
Талейрана, который считал язык средством
скрывания мыслей человека. Думать одно,
говорить - другое, делать по третьему
- вот как выглядит принцип политика талейрановского
типа. Позволено ли власти поступать именно
так, как учит Талейран? Равнозначна ли
ложь и клевета, исходящие из уст государственного
лидера и обычного человека?
Как отнесутся ученики к этим
вопросам и как они воспримут положения
очередной памятки (№ 28 Памятка о речи).
Вот как она выглядит:
1. Помни, что слово может
обладать созидательной и разрушительной
силой, так как воздействует не
только на разум собеседника,
но и на сердце.
2. Помни, что каждый человек
слышит только то, что хорошо
понимает, говори на понятном
для собеседника языке.
3. Говори только то, что
хорошо знаешь и понимаешь.
4. Думай, что говоришь.
5. Не говори того, чего
не думаешь.
6. Не всё, что думаешь,
говори. Каждому слову свое время.
7. Думай, что говоришь, где
говоришь, кому говоришь, и какие
будут из этого последствия.
8. Умей молчать, когда
нечего сказать.
9. Знай, что по языку
узнается народ, а по речи - человек.
Таким образом, технология выхода
на вечную тему предполагает выход на
предметы обсуждения философских, психологических
тем, связанных с историей и с системой
ценностей человека. Если учащийся ещё
не определился с ответами, надо дать ему
время на размышление, которое может продлиться
на неопределенный срок. Важно обратить
внимание на динамику развития решения
этой нравственной проблемы и следить
за тем, пришел учащийся к решению или
оно находится в стадии формирования.
Главное, чтобы это возможное решение
зрело у него изнутри, а не навязывалось
извне.
8.
Технология познания духовных
ценностей в опережающем порядке
Её суть в том, чтобы идти от
изучения духовных ценностей к познанию
всех остальных. В основном такая технология
базируется на культурологической теории,
в которой ценностно-культурный подход
противопоставляется формационному и
цивилизационному. В любом случае такая
теория чаще всего применяется к изучению
духовных ценностей людей, общества, их
традиций, обычаев, нравов. Стержневым
здесь становится принцип познания духа
народа, его внутренних и внешних характеристик.
Так при изучении истории Русского народа
целесообразно изучить базовые ценностные
характеристики: языческие, христианские,
коммунистические и демократические,
так как они лежат в основе различных периодов
русской истории.
Христианство сопровождало
человека с самого рождения и провожало
его в последний путь, когда он уходил
из жизни. Из христианства выросли православная
воинская доблесть (смотри «Науку побеждать»
А. В. Суворова), православная семья (смотри
«Домострой»), православная трудовая этика,
православная культура (зодчество, иконопись,
литература житийного содержания и т.
д.), святые, являющиеся украшением Отечественной
и мировой истории христианства (Сергий
Радонежский, Александр Невский, Дмитрий
Донской, Федор Ушаков, Андрей Рублев,
Тихон Задонский, Николай II и т. д.). Без
понимания сути христианского вероучения
учащиеся не поймут, почему архитектура
древнерусских городов возводилась по
типу земного Иерусалима (например, Киев,
Суздаль), а Московский Кремль строился
по книгам Ветхого Завета, где указаны
параметры небесного Иерусалима. Учащиеся
не смогут оценить значимости русского
храма в эпоху средневековья и т д., если
не постигнут смысл строительства храмов
на местах, где они возникали (например,
храмы на крови возникали на месте, где
раньше происходили великие сражения,
в которых решалась судьба России и строившиеся
для сохранения молитвенной памяти о тех,
кто погиб за Отечество). Например, храм
Христа Спасителя, на который собирала
деньги вся страна. Учащиеся не могут оценить
величие Александра Невского, который
сумел соединить в своем лице политику
и нравственность. Учащиеся не поймут
глубину подвига князей Бориса и Глеба,
не сумевших поднять меч на старшего брата,
усыновленного их отцом, которые предпочли
умереть, нежели нарушить заповедь отца.
Учащиеся не сумеют осознать, в чем смысл
смерти князя Михаила, который не поклонился
монголо-татарским идолам в Золотой орде.
Учащиеся не смогут обосновать идеалы
Святой Руси и столпы русской державности,
которые не могли сокрушить ни татары,
ни поляки, ни турки, ни французы, если
не будут знать содержания православных
ценностей русского народа. Они не ответят
на вопрос о том, почему Русь называют
Святой и почему так никогда не называли
Англию, Америку, Италию, Францию и т.д.
без осознания православных идеалов, по
которым старались жить на Руси русские
люди и князья. Без знания христианских
заветов А. В. Суворов останется только
талантливым полководцем, а вот причины
его гениальности находятся в его исповедании
христианских идеалов, о которых он никогда
не скрывал. Почему 2001 году русский флотоводец
Ушаков будет канонизирован, как святой
праведный воин? Почему российский царь,
прозванный Кровавым, удостоился венца
мученика - страстотерпца вместе со своей
семьей в 2000 году? Почему 19-ти летний юноша
Евгений Родионов, погибший в чеченском
плену будет канонизирован в современное
время ,как святой мученик за Христа? Что
является источником святости Серафима
Саровского, Серафима Вырицкого, блаженной
Матроны? Почему русская литература XIX
века в трудах А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского,
А. II. Чехова заслужила мировое признание?
Ответ очевиден. Необходимо ясно представлять
ту культуру и те ценности, которые лежали
в основе произведений, ставшими гениальными
творениями, надо ясно осознавать, что
определяло поступки тех или иных людей,
перечисленных выше.