Урок истории обладает возможностями
влиять на становление духовно-нравственных
качеств личности. Урок организовывается
таким образом, чтобы учащиеся постоянно
оказывались в ситуации решения вопроса
о том, как отнестись к данному историческому
событию. При этом ученик проводит как
фактический анализ (выявляет объективные
свойства исторических событий и процессов),
так и ценностно-оценочный анализ, определяя
значение данного события для развития
общества и личности. В ходе занятия ставится
цель выработать умение использовать
при оценках систему общечеловеческих,
социально значимых и личных ценностей,
соотносить их, чтобы выработать ответственность
за принятое решение. Создавая на уроке
ценностно-проблемные ситуации, ученик
ставит перед выбором с помощью каких
критериев дать оценку тому или иному
историческому событию. При этом, у ребёнка
должен возникнуть личный интерес.[11]
Проблемный
подход стимулирует активную познавательную
деятельность учеников, заставляет их
делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
что, несомненно, отразится на гражданской
позиции школьников.
Чувство патриотизма,
гражданственности, ответственности каждого
за судьбу России формируется на уроках
истории при изучении тем «Движение декабристов»,
«Смутное время в России в конце XVI – начале
XVII вв.», «Борьба народов нашей страны
против иноземных захватчиков в XIII веке»
и многих других. На примере героических
подвигов нашего народа и отдельных героев
– Александра Невского, Михаила Ярославича
Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского,
Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила
Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича
Жукова и многих других - у учащихся формируется
чувство патриотизма, преданности интересам
своего народа и своей Родины, что в последнее
время стало утрачивать ценность среди
молодёжи. А ведь патриотизм, нравственность
являются важнейшими качествами гражданина
– достойного члена общества.
Ведущей педагогической идеей
является вовлечение учащихся на уроках
истории и православной культуры в решение
задач освоения современных моральных
норм и принципов. При этом используются
различные пути актуализации субъективного
опыта ребёнка, его творческих возможностей,
дальнейшего усложнения, обогащения и
наращивания этого опыта в максимально
возможном диапазоне.
Несомненно, нравственная позиция
ребенка, его моральный облик формируется
всеми условиями его жизни. Однако, именно
исторические факты, получившие нравственную
оценку общества, осмысленные им, привлекают
внимание личности к вопросам морали,
прививают интерес к высшим жизненным
ценностям, способствуют повышению нравственной
культуры и тем самым помогают развивать
моральное самосознание личности. Поэтому
можно выразить уверенность в том, что,
акцентируя внимание учащихся на проблемах
морали на уроках истории и православной
культуры, учитель помогает им сформировать
устойчивые морально-ценностные установки,
продуманные убеждения, учу сознательно
и разумно относиться к нравственным проблемам.
1.3. Методы, средства,
формы нравственного воспитания учащихся
на уроках истории.
Существуют группы методов
воспитания, которые необходимо использовать
на уроках истории: 1) методы убеждения;
2) методы организации деятельности учащихся;
3) возрастно-оценочные. Они сформулированы
в работе Л. И. Маленковой.[27; 124]
Методы убеждения направлены
на рациональную сферу отношения. Убеждение
это процесс логического обоснования
какого-либо суждения, умозаключения.
Убеждение предполагает наличие содержательной
информации в сообщении педагога и сознательное
отношение к ней учащихся, воспринимающих
информацию исторического характера.
Процесс убеждения предполагает изменение
сознания ученика, которое создает готовность
защищать данную точку зрения и действовать
в соответствии с нею. Следовательно, необходима
явная или скрытая дискуссия, цель которой
состоит в достижении понимания и переживания.
Основное назначение методов
убеждения - убеждать учащихся в объективности,
истинности, в жизненной необходимости
овладения общественно-ценными идеями,
взглядами, нормами поведения, критериями
оценки окружающее мира, прошлого.
Существуют 4 группы методов
убеждения:
1) информационные, когда
учащимся предлагаются в готовом
виде понятия и представления
о добре и зле, истинности и
ложности, прекрасного и безобразного
(например, этика «Домостроя» или
«Наука побеждать» А. В.Суворова);
2) поисковые, когда учащиеся
включаются в поиск ответов
на поставленные проблемы (например,
что есть положительное или
отрицательное в изучаемой эпохе,
периоде Отечественной истории,
деятельности ряда исторических
личностей: Ивана Грозного, Петра I,
Екатерина II, Сталина, Горбачева и
т.д.;
3) дискуссионные, когда учащимся
предлагаются различные пути
решения нравственных, этических, религиозных
проблем (например, по какому пути
могла пойти Россия в 1917 году,
если бы не произошла Октябрьская
революция и т.д.);
4) взаимного просвещения,
когда понятия обогащаются взаимным
участием через различные организационные
формы доклады, устные журналы, дневники,
выставки творчества, коллективные газеты,
диспуты и т.д.).
Выбор и результативность методов
убеждения определяется технологией и
педагогической техникой их исполнения.
Назовем некоторые из них:
- компетентность и убежденность
самого педагога в предмете
убеждения;
- актуальность избранной
темы;
- опора на имеющийся
ученика опыт;
- тщательный отбор содержания,
обеспечение активной позиции
ученика;
- общий позитивный фон
(такт, тон, стиль);
- учетно-возрастные и
половые особенности детей;
- ставка на индивидуальность;
- оснащенность пособиями
и техническими средствами;
- этико-эстетическая выразительность
педагога (речь, внешний вид, организационная
четкость).
Другая группа методов - методы
организации деятельности учащихся, которые
призваны воздействовать на поведенческую
деятелъностную сферу формирующегося
отношения. Их цель научить учащихся определенным
навыкам умениям, формам поведения от
простейших действий до сознательных
актов. В их основе лежит практический
опыт людей, которые приобретали его деятельно.
Богатая палитра этих методов выглядит
так:
1) педагогическое требование
- перевод воспитания от внешнего
к внутреннему и превращение механизма
воспитания в самовоспитание. Содержание
требования определяется общественными
нормами истины, добра, красоты. По форме
они могут быть прямыми (предписания, инструкции,
памятки) и косвенными (просьба, совет,
намек, рекомендация, подсказка);
2) приучение - организация
выполнения учащимися определенных
действий, превращающихся в привычные
формы поведения в логике истины,
добра и красоты. Приучения могут
осуществляться в форме следования
определенным правилам культуры
поведения, выраженных в обычаях,
традициях, правилах этикета;
3) упражнения многократные
повторения, закрепления, упрочения
и совершенствования социально-ценных
и личностно-значимых действий
и поступков нравственного поведения;
4) создание воспитывающих
ситуаций, в которых ученик становится
в ситуацию выбора определенного
решения, варианта поведения;
5) пример из истории
в форме социальных правил, предписаний,
оценок, традиций, обычаев.
Методические правила позволяют
педагогу технологически верно инструктировать
различные варианты методов организации
деятельности учащихся. Вот некоторые
из них:
- цель организации должна
быть полезна для общества, других
людей и субъективно переживаться
как личностно-значимая, приносящая
удовлетворение каждому из участников,
коллективная деятельность
предпочтительнее индивидуальной;
- обеспечение активности
каждого ученика как участника
деятельности, технологическая четкость;
- позитивная оценка и
постоянный педагогический анализ
и корректировка;
- скрытая педагогическая
позиция учителя, организующего
деятельность детей.
Третий вид методов получил
название возрастно-оценочных, сущность
которых сводится одобрению и осуждению,
поощрению и наказанию. Их назначение,
регулирующее через эмоционально-волевую
сферу проявляющихся положительных и
отрицательных качеств личности учащихся:
стимулирование положительных и торможение
отрицательных.
Основными формами
нравственного воспитания являются: урок
- лекция, беседа, диспут, кинофильмы, читательские
конференции, рассказы и др.
Лекции призваны
способствовать формированию нравственных
чувств и понятий школьников, в доступной
и занимательной форме раскрыть основные
понятия этики, нравственности, толерантности
и т.д.
Беседа – широко
распространенная форма нравственного
воспитания, позволяющая включить в нее
учеников, задавать вопросы, выслушивать
мнения, приводить факты, доказывать свое
убеждение – эта форма оставляет глубокое
впечатление и след в душе и сознании школьников.
Диспуты,
являясь активной формой нравственного
просвещения, позволяет формировать нравственные
понятия и убеждения и создают хорошую
базу для воспитания убежденности, самостоятельности
в суждениях, оценках, принципиальности.
Кинофильмы, книги с последующим
обсуждением, в процессе которого школьники
горячо и заинтересованно высказывают
свое мнение, защищают и отстаивают свою
точку зрения, являются полезной формой
нравственного воспитания. Они помогают
уточнять необходимые в жизни нравственные
понятия, обогащают нравственный опыт.
Читательская
конференция – интересная форма нравственного
просвещения старших школьников. Обычно
она посвящается общим вопросам нравственного
воспитания и вопросам этики.
Специфическими формами
нравственного воспитания школьников
являются все формы организации занятий:
кружки, секции и другие.
Группы
средств нравственного воспитания: художественные
такие как художественная литература,
изобразительное искусство, кино, мультфильмы,
музыка; социально-средовые - события, происходящие
в окружении ребенка, обычаи, традиции,
субкультура, поступки и оценки взрослых,
развивающая среда; деятельностные, то
есть разные виды детской деятельности,
праздники, развлечения.
Условия,
обеспечивающие действенность средств
воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная
насыщенность, адекватность уровню развития
детских интересов и др. Принципы сочетания
средств воспитания: интеграция, изолированность,
дифференциация, умеренность, степень
воздействия и др.
II. Обобщение педагогического
опыта по нравственному воспитанию
учащихся на уроках истории.
2. 1. Воспитание нравственности
личностью учителя.
Как повысить нравственную
значимость школьного урока? Ответ на
этот вопрос составляет основу данного
раздела в обобщении педагогического
опыта. С нашей точки зрения, не смотря
на сложность поставленной задачи на уроке
её можно решить практически, действуя
в 3-х направлениях: 1) через самого педагога;
2) через саму историю; 3) через форму подачи
материала. Использование всех направлений
в совокупности дает максимальную эффективность
в реализации нравственно-воспитательных
целей урока. Если по каким-то причинам
сделать этого нельзя, то любое из выбранных
направлений может стать источником нравственного
воспитания. В широком смысле учитель
должен стремиться к тому, чтобы каждый
урок по истории стал уроком нравственности,
а в узком смысле, задача учителя сводится
к попытке пробудить в учениках желание
нравственного самосовершенствования.
Сложность данной задачи объясняется
тем, что процесс нравственного воспитания
происходит невидимо, незаметно, в недрах
души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать.
Но эффективность нравственного воспитания
столь велика, что это необходимо делать
на всем протяжении учебно-воспитательного
процесса, так как никто не знает, когда
и при каких обстоятельствах ученик проявит
свои нравственные задатки.
Ведущую роль в этом направлении
занимает личность учителя. Как педагог
может стать источником нравственного
воспитания? Вправе ли учитель навязывать
свою систему ценностей ученикам? Что
делать, если понятия о взглядах на поведение
человека в ряде ситуаций у учителя и ученика
не совпадают? На эти и другие вопросы
мы попытаюсь ответить в этом разделе.[4;
250]
Стержневой мыслью, связанной
с преподаванием, как главным видом педагогической
деятельности учителя является, с нашей
точки зрения, формула В. О. Ключевского:
любить то, что преподаешь и любить тех,
кому преподаешь. Вторая часть этой формулы
касается в основном возрастно-оценочных
методов. Урочная система не сама цель,
не идол, которому раболепно поклоняются,
она должна пониматься инструментально.
Урок должен мыслится, как встреча детей
и педагога. Если учащиеся любят своего
учителя, то главное, что происходит на
уроке это сама встреча с ним, содержание
которой может стать источником нравственного
воспитания.
Воспитание личностью есть
воспитание своим примером. Учащиеся очень
внимательны и чутки к самым мельчайшим
деталям человеческой натуры. Характерные
речевые обороты, манеры, привычки одеваться
- все это в тонкостях подмечается детьми.
Педагог должен стремиться к максимальному
раскрытию всех своих положительных сторон.
Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка
многих учителей заключается в том, что,
входя в класс, они становятся, как бы другими
людьми, изображая того, кем в действительности
не являются. А дети должны видеть в своем
учителе живого человека. Важно, чтобы
слова педагога не расходились с его делами
или тем, что преподает учитель.
Русская педагогика оставила
нам в наследство величайшее сокровище
педагогической мысли, которое необходимо
использовать для формирования в учениках
нравственных качеств, ценностей. Ниже
предлагается текст памятки учителям,
составленной на основе русских педагогических
идей, воплощенных в трудах А.Радонежского,
К. Победоносцева, С. Рачинского, К. Ушинского,
Н. Ильминского. Вот её текст:
1. Учитель, ты делаешь
великое дело и нельзя его
делать с пренебрежением.
2. Помни, учитель не тот,
кто наставляет словом, а тот,
кто учит делом. Многие учат, но
не у всех учатся.
3. Плодотворно то образование,
которое не только развивает ум, но и облагораживает
сердце.