Нравственное воспитание на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного.
Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Содержание работы

Введение.
I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания.
1.2. Воспитательный потенциал уроков истории.
1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории.
2.1. Воспитание нравственностью учителя.
2.2. Воспитание историей.
2.3. Методика и технологии нравственного воспитания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нравствненное воспитание школьников на уроке истории.docx

— 149.97 Кб (Скачать файл)

       Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организовывается таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставится цель выработать умение использовать  при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик ставит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом, у ребёнка должен  возникнуть личный интерес.[11] 

    Проблемный подход стимулирует активную познавательную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в сложных ситуациях, что, несомненно,  отразится на гражданской позиции школьников. 

    Чувство патриотизма, гражданственности, ответственности каждого за судьбу  России формируется на уроках истории при изучении тем «Движение декабристов», «Смутное время в России в конце XVI – начале XVII вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке» и многих других. На примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев – Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова и многих других - у учащихся формируется чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины, что в последнее время стало утрачивать ценность среди молодёжи. А ведь патриотизм, нравственность являются важнейшими качествами гражданина – достойного члена общества.

Ведущей педагогической идеей является вовлечение  учащихся на уроках истории и православной культуры в решение задач освоения современных моральных норм и принципов. При этом используются различные пути актуализации субъективного опыта ребёнка, его творческих возможностей, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.

Несомненно, нравственная позиция ребенка, его моральный облик формируется всеми условиями его жизни. Однако, именно исторические факты, получившие нравственную оценку общества, осмысленные им, привлекают внимание личности к вопросам морали, прививают интерес к высшим жизненным ценностям, способствуют повышению нравственной культуры и тем самым помогают развивать моральное самосознание личности. Поэтому можно выразить уверенность в том, что, акцентируя внимание учащихся на проблемах морали на уроках истории и православной культуры, учитель помогает им сформировать устойчивые морально-ценностные установки, продуманные убеждения, учу сознательно и разумно относиться к нравственным проблемам.

 

1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.

 

Существуют группы методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные. Они сформулированы в работе Л. И. Маленковой.[27; 124]

Методы убеждения направлены на рациональную сферу отношения. Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера. Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.

Основное назначение методов убеждения - убеждать учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого.

Существуют 4 группы методов убеждения:

1) информационные, когда  учащимся предлагаются в готовом  виде понятия и представления  о добре и зле, истинности и  ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или  «Наука побеждать» А. В.Суворова);

2) поисковые, когда учащиеся  включаются в поиск ответов  на поставленные проблемы (например, что есть положительное или  отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических  личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и  т.д.;

3) дискуссионные, когда учащимся  предлагаются различные пути  решения нравственных, этических, религиозных  проблем (например, по какому пути  могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская  революция и т.д.);

4) взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).

Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения. Назовем некоторые из них:

- компетентность и убежденность  самого педагога в предмете  убеждения;

- актуальность избранной  темы;

- опора на имеющийся  ученика опыт;

- тщательный отбор содержания, обеспечение активной позиции  ученика;

- общий позитивный фон (такт, тон, стиль);

- учетно-возрастные и  половые особенности детей;

- ставка на индивидуальность;

- оснащенность пособиями  и техническими средствами;

- этико-эстетическая выразительность  педагога (речь, внешний вид, организационная  четкость).

Другая группа методов - методы организации деятельности учащихся, которые призваны воздействовать на поведенческую деятелъностную сферу формирующегося отношения. Их цель научить учащихся определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит практический опыт людей, которые приобретали его деятельно. Богатая палитра этих методов выглядит так:

1) педагогическое требование - перевод воспитания от внешнего  к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание. Содержание требования определяется общественными нормами истины, добра, красоты. По форме они могут быть прямыми (предписания, инструкции, памятки) и косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка);

2) приучение - организация  выполнения учащимися определенных  действий, превращающихся в привычные  формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут  осуществляться в форме следования  определенным правилам культуры  поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета;

 

 3) упражнения многократные  повторения, закрепления, упрочения  и совершенствования социально-ценных  и личностно-значимых действий  и поступков нравственного поведения;

4) создание воспитывающих  ситуаций, в которых ученик становится  в ситуацию выбора определенного  решения, варианта поведения;

5) пример из истории  в форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.

Методические правила позволяют педагогу технологически верно инструктировать различные варианты методов организации деятельности учащихся. Вот некоторые из них:

- цель организации должна  быть полезна для общества, других  людей и субъективно переживаться  как личностно-значимая, приносящая  удовлетворение каждому из участников,

коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной;

- обеспечение активности  каждого ученика как участника  деятельности, технологическая четкость;

- позитивная оценка и  постоянный педагогический анализ  и корректировка;

- скрытая педагогическая  позиция учителя, организующего  деятельность детей.

Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится одобрению и осуждению, поощрению и наказанию. Их назначение, регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

     Основными формами нравственного воспитания являются: урок - лекция, беседа, диспут, кинофильмы, читательские конференции, рассказы и др.

     Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия этики, нравственности, толерантности и т.д.

      Беседа – широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение – эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании школьников.

       Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. 

Кинофильмы, книги с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

        Читательская конференция – интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики.

        Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий: кружки, секции и другие.

        Группы средств нравственного воспитания: художественные такие как художественная литература, изобразительное искусство, кино, мультфильмы, музыка; социально-средовые - события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда; деятельностные, то есть разные виды детской деятельности, праздники, развлечения.

        Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития детских интересов и др. Принципы сочетания средств воспитания: интеграция, изолированность, дифференциация, умеренность, степень воздействия и др.

 

II. Обобщение педагогического  опыта по нравственному воспитанию  учащихся на уроках истории.

 

 

2. 1. Воспитание нравственности личностью учителя.

 

Как повысить нравственную значимость школьного урока? Ответ на этот вопрос составляет основу данного раздела в обобщении педагогического опыта. С нашей точки зрения, не смотря на сложность поставленной задачи на уроке её можно решить практически, действуя в 3-х направлениях: 1) через самого педагога; 2) через саму историю; 3) через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Если по каким-то причинам сделать этого нельзя, то любое из выбранных направлений может стать источником нравственного воспитания. В широком смысле учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок по истории стал уроком нравственности, а в узком смысле, задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования.

Сложность данной задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно, в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но эффективность нравственного воспитания столь велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает, когда и при каких обстоятельствах ученик проявит свои нравственные задатки.

Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают? На эти и другие вопросы мы попытаюсь ответить в этом разделе.[4; 250]

Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с нашей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Вторая часть этой формулы касается в основном возрастно-оценочных методов. Урочная система не сама цель, не идол, которому раболепно поклоняются, она должна пониматься инструментально. Урок должен мыслится, как встреча детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания.

Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка многих учителей заключается в том, что, входя в класс, они становятся, как бы другими людьми, изображая того, кем в действительности не являются. А дети должны видеть в своем учителе живого человека. Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, что преподает учитель.

Русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств, ценностей. Ниже предлагается текст памятки учителям, составленной на основе русских педагогических идей, воплощенных в трудах А.Радонежского, К. Победоносцева, С. Рачинского, К. Ушинского, Н. Ильминского. Вот её текст:

1. Учитель, ты делаешь  великое дело и нельзя его  делать с пренебрежением.

2. Помни, учитель не тот, кто наставляет словом, а тот, кто учит делом. Многие учат, но  не у всех учатся.

3. Плодотворно то образование, которое не только развивает ум, но и облагораживает сердце.

Информация о работе Нравственное воспитание на уроке истории