Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа
Описание работы
Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного. Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Содержание работы
Введение. I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. 1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания. 1.2. Воспитательный потенциал уроков истории. 1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории. 2.1. Воспитание нравственностью учителя. 2.2. Воспитание историей. 2.3. Методика и технологии нравственного воспитания. Заключение. Список литературы.
1. Возлюби Родину - Русь
больше себя, ибо она есть мать
и кормилица предков твоих, тебя
самого и ближних твоих, ибо
она для тебя есть путь к
совершенству.
2. Защищай, не щадя жизни
своей единство, целостность и
свободу Руси, ибо она есть
священное твое Отечество, твоя
милая Родина; ибо она - это ты
сам.
3. Благоговейно чти и
оберегай веру Православную, Самодержавие
Царское и Первородство Народа
Русского, ибо три они создали
Русь.
4. Помни о любви к
брату твоему русскому и помогай
ему - ты обязан помочь, ибо одной
с ним плоти, крови и духа.
5. Стремись всеми силами
твоими к выполнению и применению
первородства русских, власть и
богатство России должно принадлежать
нам.
6. Будь нравственным и
не посягай на имущество брата
своего.
7. Будь, дисциплинирован
и соблюдай законы и правила
русской власти.
8. Помни о врагах Родины:
противодействуй им всеми твоими
помыслами и силами, не имей
с ними никакого дела и помни,
что даже копейка, перешедшая
от тебя к врагам, усиливает
их, ослабляет русских и есть
измена Отечеству.
9. Работай, трудись и учись;
стремись к познанию природы
и окружающего тебя мира и
к владычеству над ним.
10. Помни, что без единой
Верховной власти - нет крепкого
неделимого государства без силы
- нет государства; без борьбы
нет жизни.
Учащимся предлагается обсудить
положение этого текста и выявить, что
актуально в этом документе до сих пор,
а что утратило свое назначение. С чем
согласится, а какие положения вызывают
спор?
Для анализа этих положений
можно взять заповеди Сталина, произносимые
им у гроба Ленина и положения морального
кодекса строителя коммунизма, созданные
при Н. Хрущеве.
Таким образом, технология этнопедагогики
помогает расширять знания и углублять
их при изучении истории Отечества, особенно
опираясь на нравственные ценности народов,
входящих в состав России.
6.
Технология изучения нравственных
качеств парода.
В основе этой технологии лежит
изучение нравственных качеств людей
и народа, которые проявлялись в те или
иные моменты истории. История России
изобилует такого рода примерами на протяжении
многих веков. О нравственных качествах
народа можно судить, как он преодолевает
выпавшие на его долю трудности. 'Го же
самое относится и к отдельно взятому
человеку. Российская история показывает,
как её народу часто приходилось защищать
свою Родину, независимость от внешних
врагов. Именно в трудные моменты русский
народ сплачивался перед общей бедой,
показывая лучшие свои качества. Именно
на историю России можно смотреть, как
на свидетельство множества подвигов
означающих движение на пути к нравственному
совершенству, неутомимое стремление
к поступкам, сопряженным с опасностью
для жизни. Народ, идущий таким путем, воплощает
в государственной и общественной жизни
свои нравственные идеалы.
Примечательно то, что нравственная
сила русского народа укрепилась в многолетних
воинах. С 1055 года по 1462 год историки насчитывают
245 известий о нашествиях на Русь и внешних
столкновениях. С 1240 года по 1462 почти ни
единого года не обходилось без войны.
Из 537 лет, прошедших со времен Куликовской
битвы до момента окончания первой мировой
войны, Россия провела в боях 334 года. За
это время ей пришлось 134 года воевать
против различных антирусских союзов
и коалиций, при чем, одну войну она вела
с девятью врагами сразу, две - с пятью,
двадцать пять раз пришлось воевать против
трех, и тридцать семь против двух противников.
Подавляющее число воин были воинами оборонительными.
Статистическая справка наглядно
показывает, почему российский народ всегда
был носителем таких качеств как патриотизм,
жертвенность, человеколюбие, милость
к поверженному противнику. Учащимся предлагается
познакомиться с нравственной формулой
русских, сформулированной митрополитом
Филаретом в XIX в.: «Люби врагов своих уничтожай
врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими».
Применение её на уроке поможет понять
сущность нравственной системы ценностей
русских в условиях войны и мира. «Любовь
к врагам» означает приверженность христианской
норме, отраженной в евангельской проповеди
Христа, а уничтожение врагов Отечества
строится на том же евангельском принципе,
суть которого выражается в словах Христа,
который прославляет подвиг гибели «за
други своя» во имя ближнего и любви к
Родине. Вот почему русские воины не боятся
смерти в бою и готовы отдать жизнь за
Родину, подобно Пересвету и Осляби в Куликовской
битве, патриарху Гермогену, погибшему
в польском плену во время Смута, Багратиону
в Отечественную войну 1812 года и т. д.
Храбрость офицеров и солдат
в бою дополняется гуманизмом в отношении
поверженного противника и попавшего
в плен. Так А. В. Суворов требовал: «В стояниях
и на походах мародеров не терпеть и наказывать
жестоко, тотчас на месте. Домов, заборов
и огородов не ломать... где случается фуражировать,
чинить то при войсках, с правилом, с крайним
порядком... Не меньше оружия поражать
противника человеколюбием» Историк П.
П. Яковлев пишет, что «история наших воин
показывает замечательное незлобимое
отношение русского солдата к своему врагу,
даже нехристианину, против которого он
шел с бесповоротной решимостью погибнуть,
если Богу угодно, и с которым он готов
разделить последний сухарь, если «бой
приостановлен или враг попал к нему в
плен». Начиная заграничные походы русской
армии в 1813 году, М. И. Кутузов, обращаясь
к своим солдатам, говорил такие слова:
«Будем великодушны, положим различия
между врагом и мирным жителем». А приказ
Александра I содержал такие слова: «Вы
русские, вы христиане. Не воздам злом
ни Франции, ни французам. Единственный
враг мой - Наполеон». И ни одна национальная
святыня Франции не пострадала, ни один
храм не был разрушен, хотя Наполеон русские
церкви в Кремле превратил в конюшни.
Данные выдержки следует подкрепить
тем, как вели себя другие армии мира. Вот,
что говорил Вильгельм Второй немецкой
армии: « Солдаты, при встрече с врагом
побеждайте! Никому не давайте пощады,
не берите пленных! Будьте беспощадны
ко всему, что попадет в ваши руки. Пусть
боятся немецкого имени, как некогда боялись
имени Аттила». Об английской армии Ф.
Энгельс сказал, что «в мире нет такой
звероподобной армии, как британская.
Грабеж, насилие, убийство являются издавна
установленной привилегией, узаконенным
правом британского солдата».
Учащимся предлагается сравнительная
характеристика методов войны и совместное
обсуждение вопроса о гуманизме на войне.
Сделать это лучше всего на основе 3-х принципов,
сформулированных К. Клаузевицем, которые
называются так: 1) не допускать ненужного
кровопролития, как со стороны своих войск,
так и со стороны противника; 2) не допускать
чрезвычайной суровости по отношению
к пленным, мародерства к убитым; 3) не трогать
местное население, не злобить его против
себя грабежами и всякого рода насилием.
Учащиеся обсуждают их применение к каждой
войне, которую изучают в курсе истории
Отечества, отмечая в каких войнах, русские
солдаты следовали этим нормам, а в каких
нет. Подходят эти принципы и для анализа
второй мировой войны, и чеченской войны.
Так учитель может предложить
ученикам для анализа памятку немецкого
солдата, данную Гитлером перед войной
с СССР. Вот её текст:
«Помни и выполняй:
1. Нет нервов, сердца, жалости
- ты солдат из немецкого железа.
2. Уничтожь в себе жалость
и сострадание, убивай всякого
русского, не останавливайся , если
перед тобой старик или женщина, девочка
или мальчик.
3. ... Уничтожай все живое,
сопротивляющееся на твоем пути.
Завтра перед тобой на коленях
будет весь мир».
Предметом нравственного анализа
может стать приказ № 227, подписанный И.
В. Сталиным в 1942 году. Почему приказ такого
рода никогда не принимался в царской
России? На эти и другие вопросы могут
ответить ученики, обсуждая нравственную
сторону методов войны. Важно, чтобы учащиеся
выразили свое личное отношение с нравственной
позиции.
Завершая тему о русских солдатах
и их доблести в условиях войны, учитель
может привести цитаты о русских воинах
зарубежных политиков;
- «Прежде чем победить
русского солдата, его следует
несколько раз повалить, а затем
убить».
Фридрих Второй
- «Дайте мне русского
солдата, и я покорю весь мир».
Наполеон
- «Русские - это не люди,
а какие-то железные существа.
Они никогда не устают и
не боятся огня».
Из дневника немецкого офицера,
убитого под Сталинградом
Они тоже могут стать предметом
дискуссии. Разговор может проходить на
основе составления памяток о патриотизме
и о народе. Вот как они могут выглядеть:
Памятка № 20. О народе:
1. Любой народ начинается
с осознания себя - своего пути,
своего долга и своей цели.
2. Народ, пренебрегающий
исторической памятью, исчезает.
3. Можно иметь славную
историю своего народа, но остаться
вне традиций своею народа.
4. У каждого народа
своя история: свои мучения и
свои мудрости, своя красота и
своя, правда, своя слава и свой
позор.
5. Быть с народом, а
не с толпой, быть гражданином
страны, а не населением - вот задача
каждого патриота.
6. Как быть народом? Для
этого надо стать личностью, дорасти
до соборности, осознать свою
ответственность и быть свободным
для любви и добрых дел.
7. Народу необходимо возрождать
то, что делало его дух могучим
и сильным, а не то, что разрушало
его основы на протяжении истории.
8. Народ познается по
отношению к своим святыням.
9. Кто был добрым гражданином
своего Отечества, тот имеет все
основания быть современником
для народа и в настоящем
и в будущем.
Такая памятка может составляться
учениками на основе следующих вопросов:
1. С чего начинается
народ?
2. Что происходит с
народом, если он пренебрегает
своими ценностями?
3. Как стать полезным
для народа?
4. Как относится к отрицательным
деяниям своего народа?
5. Чем отличается народ
от толпы, гражданин от населения?
6. Как дорасти до народа?
7. Чем надо укреплять
свой народ?
8. Как народ должен
относится к своим святыням?
9. Что первичнее? Гражданин
мира или сын Отечества?
Памятка № 21. О патриотизме.
1. Не говори о любви
к Родине, сделай доброе дело
для Родины.
2. Люби Родину не только
на хороших условиях; когда ей
трудно - помоги ей, иначе ты останешься
без Родины.
3. Помни о том, кто не
может любить своего народа - не
полюбит и чужого.
4. Любящий свою Родину,
не пожелает зла другому народу,
который то же любит свою Родину.
5. Возлюби Родину больше
себя и живи в родстве с
её духом,
6. Знать веления Родины,
совершенно их исполнять и
служить ей вот настоящая форма
патриотизма.
7. Патриотизм - это осознание
земли, на которой ты живешь, ответственность
за её благосостояние, себя в
диалоге с историей земли и
поколениями, населявшими эту землю.
8. Патриотизм - это готовность
продолжать добродетели предков
и исправлять эти ошибки для
выправления пути своего народа.
9. Отечество начинается
с места твоего рождения, откуда
пошли твои первые шаги по
Родине; Отечество начинается с
дома, где жили твои предки, с
которыми ты связан кровью
и духом.
10.Любовь к Отечеству
начинается с границ, очерченных
не на карте, а с осознания
рубежей в их исторической
перспективе, с тем жертвами, которые
были отданы на границах Родины.
11. Не иноплеменное наставление
производит добрых сынов Отечества.
Нравственные качества народа - это
достояние любого этноса. В подготовке
уроков с упорами, на изучение
нравственных качеств народа
рекомендую воспользоваться книгой
А. Буганова и М. Громыко «О воззрениях
русского народа».
А вот как выглядит памятка
№ 22 « О русском народе».
1. Только у русских
наше национальное имя – это
слово прилагательное к существительному.
2. Русский – это не
кто, а какой, и потому он заботится
не только о кровном родстве,
но и о духовном.
3. Корни русских надо
искать у славян. Славяне означают
– владеющие Словом.
4.Знаменитый род умирает
и прекращается, если унаследует
только имя, не унаследовав добродетелей.
Мало называться русским, не переняв
духа своего народа.
5. Русскость - это не набор качеств,
а духовная качественность. Русский переводится
как светоносящий.
6.Не горделивое возвеличивание
русского народа необходимо нам,
а благоговейное внимание к
его целям и к той миссии,
которую он выполняет.
7.У русского человека
своя теплопроводность. Она превращается
в духопроводность от человека к человеку,
к природе, к родной земле, к братьям меньшим,
к Богу.
8.Россия нужна не только
самой себе, но и всему миру,
как Русь Пушкина, Рублева, Суворова…
Эти критерии могут применяться
при оценке человека и народа в целом.
Памятка о величии человека
(Памятка о величии народа).
1. Много имён в истории,
но разная слава стоит за
ними.
2. Чтобы осмыслить достоинства
человека ушедшей эпохи, надо
посмотреть, что он после себя
оставляет.
3. Каждый человек может
быть великим на своём месте,
но долг одного не может
быть обязанностью другого.
4. Величие людей зависит
от их дел, а история только
напоминает деяние. Дела одних
светятся и поныне, а дела других
источают зло и ненависть до
сих пор.
5. Полководец велик своими
победами, политик – народным
благосостоянием, творческий человек
– своими творениями, а святой
глубиной любви к богу и
к человеку.
6. Человеческая жизнь
измеряется длиной, шириной, высотой
и глубиной.
7. Бессмертие состоит
в работе над вечным.
8. Велик, тот, кто познал
самого себя.
9. Под каждым надгробным
камнем история человечества 1. Любой
народ начинается с осознания
себя – своего пути, долга и
своей цели.
2. Народ, пренебрегающий
исторической памятью, исчезнет.
3. Можно иметь славную
историю своего народа, но остаться
бесполезным для народа.
4. Каждый народ вносит
в историю человечества свою
долю добра и это добро как
бы оправдывает его существование
на земле.