Нравственное воспитание на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного.
Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Содержание работы

Введение.
I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания.
1.2. Воспитательный потенциал уроков истории.
1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории.
2.1. Воспитание нравственностью учителя.
2.2. Воспитание историей.
2.3. Методика и технологии нравственного воспитания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нравствненное воспитание школьников на уроке истории.docx

— 149.97 Кб (Скачать файл)

7. Война - священное дело  для тех, кто предпринимает её  по необходимости в защиту  правды и Отечества.

8. Солдат войны не выбирает.

9. Пойми одного солдата, и ты поймешь всю войну.

10. Смотри всегда за  собственной войной и никогда  не думай о том - будет ли  война.

Порядок работы с этой памяткой может быть очень разнообразным. Так, если встреча учащихся с очевидцем одной из войн может происходить под эпиграфом из 9 пункта памятки. Можно предложить ветерану войны блиц-опрос, ответы на который могут стать новой памяткой о войне.

А можно озадачить учеников таким заданием, как составление памятки «Уроки войны» самостоятельно, предложив им ответить на следующие вопросы:

- что такое война?

- может ли война быть  священной?

с чем у вас ассоциируется любая война? почему на земле продолжаются войны? и т.д.

В рамках этой технологии рекомендуется использовать памятку № 10 «События и человек». Вот её текст:

1.Помни, что события и  люди взаимосвязаны; эта связь  может быть минимальной или  максимальной в зависимости от  человека и события.

2.Определи, какое место  в событиях занимали конкретные  люди, живущие в ту историческую  эпоху.

3.Выяви, какие мотивы были  у человека в связи с его  участием в данном событии,

4.Определи, какие события  стали следствием участия человека  в разбираемом событии.

5.Проанализируй, как это  событие повлияло на ход истории.

6.Проанализируй как повлияли поступки людей конкретно на тебя, связанные с этим событием.

7.Оцени, исходя из своей  системы ценностей влияние события  на человека и человека на  события.

Цель данной памятки заключается в том, чтобы ученик научился анализировать роль взаимодействия события на человека и человека на события. Разбирая жизнь людей, живущих в разные исторические периоды, учащиеся анализируют

собственные возможности влияния на жизнь и людей, с которыми он соприкасается. Нравственная проблема здесь может быть выражена так: человеком руководят обстоятельства или человек руководит обстоятельствами?

Чтобы яснее представлять необходимость того или иного выбора учащимся следует дать памятку № 11 «Люди и трудности» (или «Мой выбор»). Вот как она выглядит:

1. Определи, что побуждало  действовать людей так, а не  иначе.

2. Выскажи мнение о  причинах, почему одни люди смиряются  с

действительностью, а другие сопротивляются судьбе?

3. Попытайся найти мотивы выбранных действий (обстоятельства, страх,

жажда славы и т.д.) теми людьми и что двигает тобой?

4. Предположи, какие дилеммы  возникали перед людьми в момент  принятия ими решения.

5. Выскажи свое мнение  о том, чтобы ты сделал в  подобных обстоятельствах.

6. Определи, что можно  предпринять в сфере обучения, чтобы избежать повторения печальных  событий или повторить положительный  опыт.

Разумеется, что ряд событий одних людей делают счастливыми, а других несчастными. Часто жизнь требует от людей своего выбора условий, которые предлагаются людьми, находящимися в состоянии конфликта. История полна таких примеров, когда человеку надо было выбрать, то или иное решение. Например, Александр Невский оказался перед выбором открытой войны с немецкими и шведскими рыцарями или мира с ними на условиях рыцарей - меченосцев. Ему же предстояло сделать выбор между покорностью перед татарами или борьбы с ними. Ученикам можно предложить задание: почему в первом случае Александр выбрал военное противостояние, а в другом случае - предпочел избегать войны и придерживаться тактики «соломенного мира». Лучше всего сделать это, анализируя несколько точек зрения.

Учащимся так же предстоит изучать в курсе Отечественной истории восстания, крестьянские войны, дворцовые перевороты, революции, мировые войны, в основе которых лежит конфликтное состояние общества. Поэтому я предлагаю использовать при изучении этих тем памятку № 12 «Конфликт и его разрешение»:

1. Знай, что любой конфликт  имеет свои истоки.

2. Проанализируй видимые  и невидимые причины данного  конфликта.

3. Определи участников  конфликта, как явных, так и скрытых  и его заинтересованные стороны.

4. Рассмотри цели и  методы конфликтующих сторон.

5. Попытайся встать на  позицию всех участников конфликта  и попытайся понять их позиции.

6. Проанализируй итоги  этого конфликта и возможные  последствия.

7. Определи, что ты считаешь  идеальным решением этого конфликта, удовлетворил ли он все конфликтующие  стороны.

8. Рассмотри все фазы  конфликта и определи, на какой  стадии его можно было предотвратить.

9. Ответь на вопрос: чему  тебя научил этот конфликт.

Несмотря на то, что события мирной жизни по популярности уступают место конфликтным ситуациям в освящении учебников, они играют важнейшую роль в нравственном плане для людей. События мирной жизни негромко воспитывают многие поколения людей, живущих в разные эпохи. К событиям можно отнести появление творений искусства. Однако особенностью нынешнего времени является то, что люди не понимают его язык и не хотят у него учиться.

Памятка № 13 «Как читать произведения искусства» призвана помочь ученикам осознать внутреннюю ценность произведений искусства, их нравственный смысл. Вот её содержание:

1. Ознакомься с сюжетом  данного произведения.

2. Попытайся раскрыть  смысл образа.

3. Определи, что связывает  данный образ или изображение  лично с тобой.

4. Ответь на вопрос  о том, что ты чувствуешь от  соприкосновения с этим образом  духовно, и какие нравственные  чувства возникают в душе.

5. Подумай, какую цель  ставил автор этого произведения, создавая его, и как ему это  удалось.

6. Если имя автора неизвестно, задайся вопросом, в чем здесь  причина (беспамятство или тайна  истории).

7. Признайся сам себе, хватает ли тебе необходимых  знаний, чтобы по достоинству  оценить это произведение.

8. Предположи, сохранит ли  время этот образ, останется ли  он актуальным в будущем.

Пользование такого рода памяткой дает учащимся дополнительный стимул к осмыслению произведений искусства разных эпох, начиная с творений древнерусских зодчих и иконописцев и заканчивая современными модернистскими направлениями. Более подробно эта тема будет рассмотрена ниже.

Подводя итог применению технологии «Исторические события глазами разных людей» замечу, что любое событие истории можно рассматривать через нравственную призму. Любое событие поучительно, нужно только пробудить в учениках желание узнать о нем как можно больше и глубже, чтобы оно не прошло мимо их внимания.

2. Технология переноса в изучаемую  эпоху или событие.

Назначение данной технологии связано с максимальным воспроизведением реалий изучаемого события, явления, человека и т.д. Ученики как бы переносятся из современности в те события, о которых идет речь на уроке. Ученики говорят, чувствуют, мыслят на языке тех, кто является героем или участником изучаемой эпохи. Диапазон её очень широк. Главное выполнить одно условие на уроке - создать атмосферу, изучаемого времени до мельчайших деталей.

Так историю второй мировой войны можно рассказать языком разных политиков, людей, жертв и т.д. Основная задача учителя грамотно распределить роли, которые будут обыгрывать ученики. Например, на диспут о разных причинах и содержании 11 мировой войны приглашаются учащиеся в различных ролях - Гитлера, Сталина, Рузвельта, Паулюса, узника концлагеря, матери, у которой убили на войне 3-х сыновей. Герои могут быть реальными и воображаемыми (например, мальчик, не родившийся на свет из-за гибели матери в блокадном Ленинграде) и т.д. Каждый рассказывает свою историю войны и то, как она повлияла на его жизнь. Учитель оговаривает круг тем, которые будут содержаться в речи приглашенных участников, чтобы не увести разговор за рамки темы.

Урок можно построить на воспроизведении трагедии Освенцима, Бухенвальда и показать мучения людей, прошедших эти лагеря путем детального рассказа о частной жизни людей, прошедших эти места. Учитель может задать вопрос, действующий на чувства детей, например, - что, чувствовали люди, оказавшиеся запертые в Хатыньском сарае и заживо сожженные фашистами, о чем они говорили в последнюю минуту жизни и чтобы вы сказали, если бы оказались в такой ситуации.

Цель урока - вжиться в образы ушедшей эпохи, приблизить её к своей жизни и попытаться почувствовать глубину трагедии людей, живущих в тяжелые времена.

Технология переноса эффективна в изучении тем, связанных с системой ценностей своего народа. 'Гак перед тем, как изучать древнерусскую культуру, можно организовать экскурсию в близлежащий храм и познакомиться изнутри с его архитектурой и элементами внутреннего убранства. Такой урок можно проводить в самом храме, где атмосфера древнерусской культуры наиболее приближена к реальности. Трудно привить любовь к тому, что далеко от тебя, а в данном случае знакомство с древнерусской иконописью и зодчеством может проходить при соприкосновении с древними ценностями.

Целесообразно учащимся прямо здесь применить памятку № 13 и освоить положения памятки № 14 Оценка века или эпохи:

1. Помни, что любая эпоха, и каждый человек обладает  определенным набором ценностей.

2. Определи, в чем заключалось  нравственное содержание изучаемого  века, эпохи или цивилизации.

3. Проанализируй и сравни, чем та или иная эпоха отличается  от предыдущей и остальных эпох

4. Узнай, какие имена стали  украшением или позором изучаемого  периода (столетия, эпохи).

5. Определи, является ли  этот век прогрессом или регрессом  в истории человечества, чья деятельность  двигала его вперед или назад.

6. Проанализируй соотношение  между материальными и духовными  приобретениями данного века, эпохи.

7. Помни, что главная цель  анализа прошедших веков это  работа над собственной системой  ценностей.

3. Технология «Духовный  эпицентр»

Сущность этой технологии сводится к рассмотрению той или иной ценности через разные промежутки времени на разных исторических отрезках. Так повторительно-обобщающий урок по курсу «История России» итогового типа можно провести на основе анализа истории Кремля или Красной площади, иконы Владимирской Божьей матери, Храма Христа Спасителя, Уникальность и нравственная ценность таких уроков связана с тем, что через эти объекты истории. проходила жизнь миллионов людей, и сами эти объекты могут стать источниками нравственного содержания. К примеру, достижения царской России и культуры той эпохи можно проследить по храму Христа Спасителя храму памяти об Отечественной войне 1812 года, где трудились сотни специалистов над его украшением. Разрушение храма в 1931 году и строительства на этом месте Дворца Советов рассказывает о символах социалистической культуры. Возрождение храма в конце XX века свидетельствует о смене ценностей в обществе. На таком уроке можно проанализировать нравственное состояние тех, кто его строил, кто его разрушал, и кто его восстанавливал. Через храм Христа Спасителя проходит более 200 лет истории российского государства, а значит, учащиеся получают возможность через этот памятник рассмотреть ценность 3-х эпох российской истории. Подробности такого урока описаны в приложении к работе.

Технология «Духовный эпицентр» помогает увидеть учащимся историю целой страны, и даже часть мировой истории в одной точке, ставшей пересечением великих событий. От того, что происходило в этих местах раньше и что в них происходит в настоящее время, зависит судьба многих поколений. Духовным эпицентром старой России были храмы, ибо в храме пересекались жизнь и смерть, тленное и вечное, небесные ценности и земные. Духовным эпицентром советской России были места, связанные с революциями (Петроград - центр 3-х революций), мавзолей Ленина и т.д. В России также есть места, которые были свидетелями великих событий в разные периоды истории, включая самодержавную Россию, Россию советскую и Россию демократическую. Они находятся в глубине России. Воссоздание истории этих эпицентров исторических событий имеет нравственное значение для людей, охраняющих память о прошлом. Ученикам можно предложить очередную памятку, побуждающую к активным действиям, связанным с сохранением памяти об исторических событиях и людях, живущих в прошедшие эпохи.

Памятка № 15 выглядит следующим образом:

«Мудрость памяти»

1. Нельзя жить не зная.

2. Помни имя свое человек.

3. Забвение разоряет все, что создано руками наших предков.

4. Сохраните только память  о нас, а мы ничего не потеряем, уйдя из жизни.

5. Можно умереть, но остаться  жить для людей, а можно жить, но быть не хуже мертвеца.

6. Нельзя быть равнодушным  к великой памяти.

7. Беспамятство там, где  расстояние между высокими словами  ничтожными поступками сведено  к нулю.

8. Народ, пренебрегающий  памятью, лишает себя памяти и  не имеет будущего.

9. Часто зло повторяется  по причине забвения.

10. Помня войну, мы помогаем  миру.

11. Дням доброй жизни  есть конец, но доброе имя пребывает  вовек.

12. Память заботливо хранит  только то, что с трудом досталось  человеку.

3. Технология «Духовного эпицентра» может быть применена на уроке. Дата в календаре может стать предметом исследования событий, происходивших в одно и тоже время в различные эпохи. Например, 7 ноября можно изучать сразу с нескольких сторон. Если в 1917 году этот день стал началом Октябрьской революции, то в 90-е годы он стал днем примирения и согласия и включен в число государственных праздников. В 1612 году этот день по некоторым исследованиям стал началом освобождения Москвы от польских захватчиков. Учитель может связать эти даты и попытаться выяснить вместе с учениками, что их связывает, а что разделяет, какое нравственное значение они имеют. Конечной точкой в рассуждении о том, что когда-то было, должна мысль о том, чем каждый из нас наполняет дату сегодняшнего дня (или 7 ноября предстоящего года). Учитывая частую смену календарей в России, целесообразно обсудить специфику системы летоисчисления до Рождества Христова, т. е. от сотворения мира и особенности юлианского и григорианского календарей.

Информация о работе Нравственное воспитание на уроке истории