Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа
Описание работы
Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного. Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Содержание работы
Введение. I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. 1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания. 1.2. Воспитательный потенциал уроков истории. 1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории. II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории. 2.1. Воспитание нравственностью учителя. 2.2. Воспитание историей. 2.3. Методика и технологии нравственного воспитания. Заключение. Список литературы.
2. История есть священная
книга народов, зеркало их бытия
и деятельности, скрижаль откровений
и правил, завет предков потомству,
дополнение, изъяснение настоящего
и пример будущего.
Н.М.Карамзин
3. История есть ключ
к пониманию народов.
П. Я. Чаадаев
4. История души человеческой
едва ли не любопытнее и
не полезнее истории целого
народа.
М. Ю. Лермонтов
5. История не упрекнет
вас злом, которое и до нас
существовало, она накажет нас
за собственные злодеяния.
Н. М. Карамзин
6. У наемного историка два зеркала:
одно увеличительное - для своих, другое
- уменьшительное - для нас. Но потомство
разобьет вдребезги оба и выставит свое,
в котором мы не будем называться пигмеями.
А.В.Суворов
7. Изучение истории превращает
юношу в мудреца, не наделяя
его морщинами и сединой, доставляет
ему жизненный опыт до того,
как он столкнется со всеми
слабостями и немощами преклонных
лет.
Фуллер
8. Изучая дедов, узнаем
внуков, то есть, изучая предков,
узнаем самих себя. Без знания
истории мы должны признавать
себя случайностями, незнающими, как
и зачем мы пришли в мир,
как и для чего, мы живем, как
и к чему, мы должны стремиться.
В. О. Ключевский
9. Без зачатков положительного
и прекрасного нельзя выходить
человеку в жизнь, без зачатков
положительного нельзя пускать
поколения в путь
Ф.М.Достоевский
10. Школой примера является
весь мир, а наставники в этой
школе - история и опыт. История
абсолютно необходима, чтобы подготовить
нас к усвоению опыта и сопровождать
нас, пока мы приобретаем его.
Болингброк
11. История это не знания,
которые следовали одно за
другим. Она проникновение в душевный
мир других людей, взгляд на
ситуацию, в которой они находились
их глазами и решение для
себя вопроса, правилен ли был
способ, с помощью которого они
хотели справиться с этой ситуацией.
Коллингвуд
12. Сейчас люди живут
не только в своем пункте, но
и во всей стране и не
своим веком только, но и всеми
столетиями своей истории.
Д.С.Лихачев
13. История проходит через
Дом человека, через его частную
жизнь. Не титулы, ордена или царская
милость, а самостоянье человека превращает
его в историческую личность.
Ю. М.Лотман
Памятка «Мысли об истории»
систематизирует исторические высказывания,
произнесенные в разные эпохи. Приведенные
выше фразы свидетельствуют о нравственном
смысле истории и раскрывают разные грани
этого смысла. Такую памятку можно использовать
постепенно по мере изучения содержательной
части исторического наследия и применять
его либо в качестве эпиграфов к уроку
или как аргумент в пользу воспитательной
цели урока.
Так мнение М. Ю. Лермонтова
может быть использовано для изучения
любой исторической личности, а фраза
Ф. М. Достоевского может быть применена,
для побуждения извлекать из истории положительный
опыт. Афоризм А. В. Суворова прекрасно
работает на уроках, где учащиеся встречаются
с откровенной фальсификацией истории.
Ещё лучше эту мысль применить на уроке
в 11 классе при изучении вопроса о причинах
Великой Отечественной войне, где в качестве
точки зрения фигурирует мнение другого
Суворова - Резуна, бывшего советского
сотрудника внешней разведки, бежавшего
из СССР на Запад в годы холодной войны.
Мысль Ю. М. Лотмана можно использовать
на уроках, которых затрагивается частная
жизнь людей. А мнение Д. С, Лихачева будет
не лишним при обсуждении вопроса об ответственности
перед историей за свою жизнь.
Чтобы побудить учащихся к разрешению
вопроса о необходимости своего поиска
смысла жизни, лучше всего обсудить фразу
В. О. Ключевского, чтобы ещё лучше представлять
связь времени и связь поколений ушедших
и современных.
Данная памятка помогает учителю
истории выйти на разрешение воспитательных
задач нравственного характера, затрагивая
опыт всех цивилизаций от древних до современных
и подойти к решению этой проблемы с разных
сторон.
Памятка № 5. Мысли о русской
истории.
1. Истинный защитник России
- это история.
Ф.Тютчев
2. Клянусь честью, что
ни за что на свете я не
хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю наших
предков, которую дал нам Бог
А.С. Пушкин
3. Всемирная история великими
воспоминаниями украшает мир
для ума, а российская украшает
Отечество.
Н.М.Карамзин
4. Русская история имеет
значение всемирной исповеди. Она
может читаться как житие святых.
H.С.Аксаков
5. Спросим человека, с
кем он знаком, и мы узнаем
человека, спросим народ об его
истории, и мы узнаем народ... Русский
народ - более чем народ. Это народ,
собирающий вокруг себя народы.
С. Соловьев
6. Гражданин не состоится
в человеке, который оторван от
корневой системы своего народа.
Л. Леонов
7. Для меня история
священна и неделима.
Б. А. Рыбаков
8. Опыт страданий и
опыт духовной радости - вот чем
богата история России. Как важно
сохранить его для человечества.
Памятка № 5 включает в себя
ряд высказываний о роли русской истории
в истории всемирной. Как нам представляется,
изучение российской истории должно быть
приоритетным направлением в гуманитарном
образовании в России. Знакомство с патриотическими
ценностями должно находится в основании
воспитания подрастающего поколения.
Только освоение таковых сделает понятным
общечеловеческие ценности.
Один философ высказал такую
мысль о том, что Россия вырастила поколение
людей на своей земле, думающих о ней на
языке других цивилизаций. Отсюда и начинается
не понимание собственных истоков и пренебрежение
ими. Поэтому ложно иметь славную историю
Отчества, но оставаться не способным
её понимать, а значит обречь себя на отрыв
от него. Подобная мысль принадлежит перу
Гете: «Кто был хорошим гражданином своей
эпохи, тот имеет наибольшее основание
быть современником всех эпох будущего.[17;
81]
Русский философ И. Ильин пишет
о том, что истинное величие всегда почвенно:
«Истинный гений всегда национален».
Ф. М. Достоевский, к примеру,
покорил японцев не тем, что в его творчестве
были японские мотивы, а тем, что он был
подлинно русским гением. Взойдя на гору
своей земли, он открыл миру другие земли,
но одновременно, стал, виден отовсюду.
Патриотизм открывает глаза на своеобразие
других народов и прививает уважение к
их ценностям. Вывод очевиден: от патриотических
ценностей к общечеловеческим ценностям,
а не наоборот.
Памятка № 5 усиливает потребность
в поиске нравственного потенциала русской
истории. Фраза Ф. Тютчева говорит о том,
что все лучшее, что создано в России хранится
в её истории и в любой момент этот нравственный
дух встанет на её защиту.
Почему Н. С. Аксаков сравнивает
историю России с житиями святых? Очевидно,
что нравственный потенциал русской истории
так велик, что его хватит для других народов,
ибо святые интернациональны. Что может
послужить источником нравственного воспитания?
И православное наследие русской истории,
и отечественная культура, и патриотический
опыт русских и советских полководцев,
и русская иконопись, и шедевры русского
искусства, и нравственное содержание
советского кинематографа, и народные
обычаи и традиции, и деятельность выдающихся
деятелей науки и т.д.
Расширение диапазона исторических
знаний нацеливает учеников на один результат
пробудить любовь к Отечественной истории.
Для этого можно использовать памятку
№ 6. «Любить историю».
1. Любить историю - это
любить ту землю, которая подняла
тебя на ноги, и на которой
ты вырос.
2. Любить историю - это
любить природу, которая отдала
тебе свою силу и богатство.
3. Любить историю - это
любить страну, чьи ценности ты
унаследовал.
4. Любить историю это
любить народ, к которому ты
принадлежишь, который дал тебе
жизнь.
5. Любить историю - это
уважать то и тех, что было
до тебя, без чего не было
бы тебя.
6. Любить историю - это
учиться у прошлого, жить здесь
и сейчас.
7. Любить историю - это
понимать время и тех, кого
сейчас нет, чувствовать их рядом
с собой и любить тех, кто
ныне рядом с тобой.
8. Любить историю - это
заботиться о грядущем и вечном.
Использование памятки № 6 позволяет
показать горизонты, которые даются ученика
для постижения смысла истории, для того,
чтобы учащиеся почувствовали связь времен
на себе. Эта памятка носит побудительный
характер. Смысл этих положений сводится
к тому, чтобы обратить ученика к качественной
самооценке своей жизни, анализируя прошлое,
жизнь людей, которые решали жизненные
проблемы, находясь в разных исторических
ситуациях.
История должна дать ученику
истинные представления о вере народа
(ценностях), истоках народа (откуда он
пошел, и что сделало его сильным), качествах
народа (то, что отличало его от других),
ошибках народа (то, что ставило его под
опасность существования), о выдающихся
типах величия (полководческое, государственное,
творческое, научное, святое), о выдающихся
достижениях (о том, что оставил народ
всему миру), о роли его семьи в истории
народа.
На уроке должна прослеживаться
ось: смысл жизни страны – смысл жизни
изучаемых личностей – смысл твоей жизни.
Изучая исторические личности,
целесообразно изменить подход к оценке
величия этих людей. Мы предлагаем четыре
критерия этой оценки:
1.Длина жизни (годы жизни)
2.Ширина жизни (сделанное
в жизни)
3.Высота жизни (соотношение
целям жизни достигнутому)
4.Глубина жизни (испытание
вечностью)
А вот текст памятки №7 «Величие
в истории».
1.Много разных имен
в истории, но разная слава
стоит за ними.
2.Величие людей зависит
от их дел, а история только
напоминает деяния. Дела одних
светятся и поныне, согревая светом
целые народы, а дела иных продолжают
источать зло.
3.Говоря о гениях и
героях, не забывай о простых
людях, чьи имена не вошли в
учебники, но они по праву принадлежат
истории.
4.Чтобы осмыслить достоинства
и недостатки человека ушедшей
эпохи, надо посмотреть, что он
после себя оставляет.
5.Каждый велик на своем
месте, но долг одного не может
быть обязанностью другого.
6.Полководец велик своими
победами, политик народным благом,
творческий человек - своими творениями,
святой - глубиной любви к Богу
и человеку.
7.Часто люди смотрят
на свое прошлое из далекого
будущего, но сами при этом
находятся позади этого прошлого
и по образованию, и по культуре
, и по чувству чести, которое потеряно
во времени.
8.Не думай о том, что
тебя не знают люди, беспокойся
о том, достоин ли ты, чтобы
тебя знали.
9.Часто величие человека
распознается после его смерти.
10. Как бы высоко ты
не поднимался, помни, что ты всегда
на пути к вершине.
11. В минуту опасности
народ призывает созидателей
и защитников Отечества, а не
говорунов и разрушителей.
12. В геометрии есть 4 измерения:
длина, ширина, высота и глубина.
Человеческую жизнь можно измерить
по тем же параметрам и их
присутствие определяет качество
жизни.
13. Можно оставить след
в истории, а можно наследить.
14. Любое деяние человека
можно оценить историей.
Памятка «Величие в истории»
помогает расширить кругозор, углубить
знания, проникнуть и понять смысл поступков
разного типа личностей в истории. Она
так же ориентирует учащихся на осмысление
своих запросов, потребностей и ценностей
на фоне исторических персонажей и выбрать
для себя положительный или отрицательный
опыт, оставленный в истории. Подробности
о том, как применить эту памятку на уроках
будет рассказано в разделе о технологиях,
применяемых на уроках истории.
Ниже приводится текст памятки
№ 8, составленной на основе законов психологии,
философии и истории, которая конкретизирует
некоторые особенности психологического
развития человека и тех законов, с которыми
он сталкивается.
Памятка № 8. Духовные законы
в истории.
1. Закон жизни и смерти.
Человек должен осознать смысл
своей жизни и понять смысл истории человечества.
2. Закон истины.
Истина - это то, что является
главной ценностью в жизни и считается
одновременно предметом поиска. Ради неё
можно жить и умирать.
3.Закон цели и средства.
Цель - это идеальный результат,
предмет устремлений человека. Средства
– это то, при помощи чего человек идет
к своей цели. Человек должен решить для
себя: оправдывает ли цель средства, которые
он использует на пути к ней.
4. Закон выбора
Выбор - это направление воли
человека в сторону того или иного варианта.
Выбор это работа разума, сердца, совести,
направленная на достижение конкретного
результата. Выбор совершает человек,
народ, государство.
5. Закон взаимосвязи.
Взаимосвязь - это осознание
того, что от выбора зависит судьба того,
кто его делает и жизнь других людей. Любое
действие предполагает новое действие
и имеет свои причины и последствия.
6. Закон главного и
второстепенного.
Забота о главном — это черта
мудрости. Отличительная особенность
главного в том, что оно является фундаментальной
основой для всего остального. Второстепенное
влияет на события и человека косвенно.
Суть закона сводится к тому, чтобы побудить
человека концентрироваться на главном,
а не на второстепенном. Главное - видеть
главное.
7. Закон пути и платформы.
Платформа это основание, на
котором стоит человек, определяющее его
систему взглядов, принципов, ценностей,
а путь - это способ движения по этой платформе.
8. Закон побуждения к
добру и злу.
У добра и зла разные клинки.
Побудители к добру и злу тоже разные:
люди, книги, события, болезни, мысли о
смерти, обстоятельства, идеи и т.д. Главное
выявить, что для человека явилось толчком
в сторону добра или зла.
9. Закон испытания.
Испытание проверка на прочность
выбранных ценностей, сопряженное с определенными
трудностями, проверяющими на прочность
выбранные ценности и их действия.