Нравственное воспитание на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного.
Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Содержание работы

Введение.
I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания.
1.2. Воспитательный потенциал уроков истории.
1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.
II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории.
2.1. Воспитание нравственностью учителя.
2.2. Воспитание историей.
2.3. Методика и технологии нравственного воспитания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нравствненное воспитание школьников на уроке истории.docx

— 149.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Нравственное воспитание на уроке истории»

 

 

Выполнил студент:

Научный руководитель:

 

 

 

 

Чебоксары 2014

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.

I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.

1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания.

1.2. Воспитательный потенциал уроков истории.

1.3. Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.

II. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории.

2.1. Воспитание нравственностью учителя.

2.2. Воспитание историей.

2.3. Методика и технологии нравственного воспитания.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь – нравственного.

Нравственное воспитание – это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия. Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и следовать ей. Но такой процесс всегда представляет собой трудную морально-психологическую ломку, возможно даже душевную революцию, так как ценности и тип поведения, «впитанные с молоком матери», прочно оседают в подсознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему приобщение школьников к основам современной морали – такой важный и ответственный элемент всей системы воспитания.

Нравственное воспитание – это основа, на которой формируется полноценная и принимаемая обществом личность. В нашей же стране, к сожалению, нравственное воспитание, в школе, осуществляется минимально или же совершенно не должным образом. Особенно это видно у старшеклассников – почти сформированных личностей. Большинство из них смутно владеет знанием понятий морали, толерантности, патриотизма. У них нет гражданской позиции, и у таких детей проявляется исключительно потребительское отношение к обществу. И это - серьезная проблема.

Поэтому актуальность данной работы очень высока. Одним из инструментов решения данной проблемы является воспитание всех моральных и этических качеств, то есть нравственности, через уроки истории, что мы и собираемся проиллюстрировать в данной работе.

Анализ итогов работы по данной проблеме, которую проводили В. Н. Сухомлинский, А. А. Радонежский, Сергеева О. Ю., И. В. Павлов, В. А. Сластенин и другие, показал, что нравственное воспитание в урочной деятельности способствует формированию позитивной мотивации школьников и развивает ответственность, сотрудничество, самооценку.

Несомненно, нравственная позиция ребенка, его моральный облик формируется всеми условиями его жизни. Однако, именно исторические факты, получившие нравственную оценку общества, осмысленные им, привлекают внимание личности к вопросам морали, прививают интерес к высшим жизненным ценностям, способствуют повышению нравственной культуры и тем самым помогают развивать моральное самосознание личности. Поэтому можно выразить уверенность в том, что, акцентируя внимание учащихся на проблемах морали на уроках истории и православной культуры, учитель помогает им сформировать устойчивые морально-ценностные установки, продуманные убеждения, учу сознательно и разумно относиться к нравственным проблемам.

Таким образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – нравственное воспитание учащихся на уроках истории.

Целью же исследования является изучение особенностей нравственного воспитания учащихся на уроках истории. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:

1. Изучить сущность и  содержание нравственного воспитания учащихся.

2. Изучить роль в нравственном воспитании уроков истории.

3. Рассмотреть методы, средства, формы нравственного воспитания на уроках истории.

4. Изучить опыт учителей по нравственному воспитанию на уроках истории.

Нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта и наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории.

1. 1. Сущность и содержание нравственного воспитания.

 

Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

В современных условиях учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».

Таким образом, дело вовсе не в методике преподавания истории, не в отсутствии учебников по изучению предмета, а в целях исторического образования. Ряд педагогов бьют тревогу по вопросу о необходимости срочного пересмотра стратегии исторического образования.

Педагог Л. С. Выготский считает, что нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идет вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Его вывод таков: нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития. [2; 39]

Ряд современных ученых проводят диагностику нравственной сферы. Их выводы сводятся к следующему; не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Психолог А. Гармаев даже вывел законы, связанные с падением нравственности человека. Они выглядят следующим образом:

1) в обществе действует  закон оскудения нравственных  сил, вызванный

дефицитом добра, любви в душах людей по причине того, что у них отсутствует

источник пополнения нравственных сил,

2) закон хранения истины, суть которого сводится к попытке  отыскать

источник нравственного, чтобы выработать духовные ценности;

3) закон опережения нравственного  развития над умственным.

Вывод А. Гармаева совпадает с точкой зрения Л. С. Выготского: духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо воспитывать нравственные чувства в учениках, подключать их к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика нравственного воспитания должна строится, в основном, на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.

О роли учителя в деле нравственного просвещения рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог-историк должен: 1) развивать в ученике собственное самосознание; 2) научить понимать ученика историческую изменчивость человека; 3) показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде. А. Гуревич считает, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.

А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика - попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод - подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят к интерпретации известных фактов.

Итак, какие элементы нравственного воспитания может развивать учитель на уроке истории? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать формулировку следующим понятиям: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность.

     Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

     Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.[25; 68]

       Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек.   Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

      Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

      Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

     Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

 

    1. 2. Воспитательный потенциал уроков истории.

 

       Неоценимую роль в формировании гражданской позиции учащихся играют  и уроки истории, особенно когда знания,   полученные   на   уроках,  являются   результатом    их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков выступают практические и семинарские занятия,  традиционные уроки и викторины. При этом широко использую проблемный метод изучения истории, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого  учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся  принимать  продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. По некоторым проблемам провожу итоговые уроки в форме «круглых столов» или семинарских занятий, внеклассные мероприятия. Например, «круглый стол» по теме «Петр 1- гений или тиран?» (для учащихся 7 класса), викторина 7-8 кл. «Знатоки истории», семинар 9 кл «Можно ли было избежать гражданской войны?».

Информация о работе Нравственное воспитание на уроке истории