Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа
Отсюда целью настоящего исследования является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
Поставленная цель, предмет научного поиска и рабочая гипотеза предполагают решение ряда основных задач:
выявить научно-теоретические основы изучения лексики в современной начальной школе;
рассмотреть действующие учебные программы по русскому языку, с целью определения места лексической работы в начальной школе;
проанализировать сущность и содержание понятия «художественная лексика» и определить ее значение для речевого развития младшего школьника;
описать основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Научно-методические основания изучения лексики в современной начальной школе
1.2. Место лексики в структуре современных программ по русскому языку и культуре речи
1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника
ГЛАВА II: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ
2.1. Основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
2.2. Критерии отбора дидактического материала для обучения младших учащихся использованию художественной лексики в письменных творческих работах
2.3. Содержание работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в письменных творческих работах
ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальное обучение
3.2. Анализ результатов экспериментального обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С.А. ЕСЕНИНА»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Лисицына Надежда Игоревна
Обучение младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах
Научный руководитель:
доцент
Тимченко Оксана Григорьевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Научно-методические основания изучения лексики в современной начальной школе
1.2. Место лексики в структуре современных программ по русскому языку и культуре речи
1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника
ГЛАВА II: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ
2.1. Основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
2.2. Критерии отбора дидактического материала для обучения младших учащихся использованию художественной лексики в письменных творческих работах
2.3. Содержание работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в письменных творческих работах
ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальное обучение
3.2. Анализ результатов экспериментального обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям народа осознается сегодня образовательным сообществом как одна из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает родной язык. Его постижение как культурного кода нации, хранилища народной мудрости становится одной из целей языкового образования в целом и начального образования - в частности. В основных документах, определяющих содержание курса русского языка в начальных классах, отмечается, что младшие школьники должны не только освоить систему знаний о языке, овладеть орфографическими умениями, но и развить данную им от природы языковую интуицию, проникнуться чувством сопричастности к сохранению чистоты родного языка [33;20]. В связи с этим, в последнее время значительно активизировалось внимание исследователей к вопросам культуры речи как одной из проблем обучения и воспитания человека.
Необходимость совершенствования и обогащения речевых навыков школьников на лексическом уровне бесспорна. Возросший интерес к работе над оформлением художественной лексики учащегося на уроках чтения, русского языка и развития речи во многом определяется многозначностью и глубиной художественного слова, вызывающих затруднения у читателей в его адекватном восприятии.
Изучение эмоционально-
Однако, как отмечает ряд исследователей, в современной школьной практике речевым явлениям уделяется недостаточное внимание. Причинами такого отношения к работе над образными средствами языка являются необеспеченность программного материала понятиями, которые характеризуют образную природу слова, отсутствие или недостаточность упражнений, направленных на формирование у школьников умений, связанных с определением выразительности и уместности употребления слова и использованием образных выражений в собственной речи, недостаточный уровень теоретической подготовки учителей к организации и осуществлению данной работы.
На наш взгляд, усвоение огромного лексического фонда не может проходить стихийно. Здесь одной из важнейших задач развития письменной речи в начальной школе должно является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников за счет усвоения художественной лексики. Необходимо формировать у учащихся творческое отношение к языку, повышать уровень общей речевой культуры, научить их планомерно использовать эмоционально-экспрессивные средства языка с целью повышения образности своей речи.
Необходимость преодоления данных затруднений в работе над образными средствами языка и определяет актуальность исследуемой проблемы.
Таким образом, объектом курсового проекта являются процесс обогащения речи младших школьников образными средствами языка (художественной лексикой). Предметом - содержание лексической работы в школе и методические приемы обучения младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что целенаправленно и систематически организованное изучение художественной лексики может способствовать обогащению и активизации словаря школьника, совершенствованию его речевой культуры, стимуляции ее использования школьниками в творческих письменных работах.
Отсюда целью настоящего исследования является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
Поставленная цель, предмет научного поиска и рабочая гипотеза предполагают решение ряда основных задач:
В соответствии с поставленными задачами в процессе проведения курсового исследования использовались следующие методы: теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ русского языка и литературного чтения для начальных классов; целенаправленное наблюдение за процессом обучения учащихся младших классов на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения и анализа устных и письменных высказываний учащихся; обучающий эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической основой исследования являются: работы по лексике русского языка (В.И.Абаев, Ю.Д.Апресян, О.С.Ахманова, В.В.Виноградов, А.Д.Григорьева, Э.В.Кузнецова, Д.Н.Шмелев, Н.М.Шанский и др.); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория развивающего обучения (Г.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); коммуникативно-деятельностный, ценностный, личностно-ориентированный, когнитивный подходы к процессу обучения школьников родному языку (Е.С. Антонова, М.Т. Баранов, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина, Н.И. Демидова, Т.К. Донская, Т.М. Зыбина, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, Е.Н. Пузанкова, Т.Г. Рамзаева, Р.Б. Сабаткоев, О.В. Сосновская, Е.П. Суворова, Г.А. Фомичева, Л.А. Ходякова, Т.И. Чижова и др.). Лингвометодическую основу исследования составила теория принципов речевого развития (М.Р. Львов).
Исследование проводилось в течение I полугодия 2007 года в начальных классах (3 и 4 кл.) средней школы № 23 города Новомосковска Тульской области.
Первый этап – изучение лингвометодической литературы, опыта учителей, обоснование теоретической базы исследования, его цели, задач, гипотезы, определение методов и приемов экспериментального обучения, разработка заданий и упражнений для учащихся, подбор дидактического материала.
Второй этап – проведение обучающего эксперимента по разработанной программе, внедрение системы упражнений, использование отобранного дидактического материала, применение целесообразных методов и приемов работы для развития речи учащихся на основе изучения художественной лексики и ее применения в творческих письменных работах.
Третий этап – анализ и обобщение результатов исследования, оформление курсовой работы.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении методологических и методических оснований преподавания лексически русского языка в начальной школе. Практические результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ по русскому языку и развитию речи младших школьников, в том числе и при разработке элективных курсов по методике преподавания русского языка.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Научно-методические основы изучения лексики в современной начальной школе
______________________________
Лексика - это раздел науки о языке, изучающий его словарную систему, с другой же стороны - это реальная совокупность слов конкретного языка. Лексике (лексикологии) соответствует методика лексики, а также методика словарной или лексико-семантической, или лексико-морфологической, или лексико-орфографической работы.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения: их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, сферы применения в процессе общения, их экспрессивно-стилистического характера. Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
На современном этапе
проблемы лексической подготовки младших школьников
соотносятся, исходя из уровней системы
языка, с лексико-морфологическим уровнем
развития речи детей (по М.Р. Львову).
В последнее столетие отдельные лексические
понятия и представления, направленные
на всестороннее развитие личности учащихся,
в том числе и на развитие их речевой культуры
то включались в программы, то исключались,
если задачи ограничивались изучением
грамматики и на их основе формированием
орфографических и пунктуационных навыков.
Поэтому методисты время от времени рекомендовали
учителям работать над лексическими понятиями
как на уроках письма, так и на уроках чтения.
Однако эти предложения носили, по преимуществу,
факультативный характер, и существенного
влияния на методику развития речи (в ее
историческом развитии) не оказали.
Отсутствие лексики как самостоятельного раздела программ языковой и речевой подготовки младших школьников объясняется тем, что лексикология как раздел языкознания, начал складываться в нашей стране только в 30-е годы XX века (после выхода в свет «Курса русского литературного языка» Л.А. Булаховского, раскрывающего все лексикологические категории русского литературного языка), а особенно в 50-60-е годы, когда были проведены фундаментальные исследования, которыми были установлены системные отношения в самой лексике и системные связи лексики с другими уровнями языковой системы.
В 60-е годы, когда были разработаны основы лексикологии современного литературного языка, методика получила возможность разрабатывать содержание и приемы изучения лексики как раздела науки о языке в школе. В это время проведены методические исследования, направленные на выяснение:
Работа по лексике в современной начальной школе имеет огромное значение. Образовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, языковой системе, месте лексики в ней, показывает объективно существующие связи лексики с другими языковыми уровнями, формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса, тем самым формируя материалистический взгляд на язык как развивающееся явление.
Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент, как фрагмент словарной системы положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по практической стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значению и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над изобразительно-выразительными средствами изучаемых литературно-художественных произведений на уроках чтения и риторики, формирует общеучебные умения в пользовании толковым словарем.