Обучение младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Отсюда целью настоящего исследования является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
Поставленная цель, предмет научного поиска и рабочая гипотеза предполагают решение ряда основных задач:
выявить научно-теоретические основы изучения лексики в современной начальной школе;
рассмотреть действующие учебные программы по русскому языку, с целью определения места лексической работы в начальной школе;
проанализировать сущность и содержание понятия «художественная лексика» и определить ее значение для речевого развития младшего школьника;
описать основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Научно-методические основания изучения лексики в современной начальной школе
1.2. Место лексики в структуре современных программ по русскому языку и культуре речи
1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника

ГЛАВА II: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ

2.1. Основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
2.2. Критерии отбора дидактического материала для обучения младших учащихся использованию художественной лексики в письменных творческих работах
2.3. Содержание работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в письменных творческих работах

ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Экспериментальное обучение

3.2. Анализ результатов экспериментального обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Обучение младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что  при анализе лексического значения слова, начиная со 2-го класса, самое серьезное внимание, по мнению Т.В. Некрасовой, Л.И. Тимченко и В.В. Репкина, должно быть уделено разнообразным формам работы с учебным словарем русского языка, который является неотъемлемым компонентом комплекса по русскому языку по программе Д.Б. Эльконина - В.В Давыдова.

Обращая внимание на содержание общериторической подготовки младших школьников, следует отметить, что курс «Детская риторика» (Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская, И.В. Сафонова), не выделяя в автономный раздел лексическую работу, предполагает усвоение детьми норм этики речи и общения средствами слова, когда специфика лексической работы обуславливает группировку слов в тематические группы по коммуникативно-этическому принципу: в частности, при работе над разделами «общение» (виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная речь), «речевые жанры».

По нашему мнению, наиболее интересной на сегодняшний день системой, расширяющей не только круг лексических знаний и представлений, но и конкретных лексических умений, является авторская программа «Речь» (Л.Д.Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова), основанная на уровневой системе работы по развитию речи, разработанной М.Р. Львовым.

Названная программа предполагает:

  1. В первом классе: знакомство детей с основными лексическими понятиями (слово, значение слова, многозначные слова, слова – «родственники», слова – «друзья» (синонимы), слова, противоположные по значению (антонимы). При этом сообщение детям минимума теоретических сведений не является самоцелью, а лишь средством, с помощью которого предполагается решение практических задач: формирование разнообразных лексических умений и навыков. Особое место в работе над словарем занимает изучение группы так называемых «волшебных» слов (такое адаптированное название носит этикетная лексика);
  2. Во втором и третьем классе дети знакомятся с нейтральной и эмоционально-окрашенной лексикой, изобразительно-выразительными средствами языка и речи, их функций в тексте, учатся работать с толковым словарем. Наибольшая научно-методическая новизна программы проявляется именно здесь: дети на интересном, доступном материале знакомятся с лексическими и фразеологическими явлениями (например, крылатыми словами, терминологией, элементами этимологии, лексикографии);
  3. В четвертом классе у детей формируется лексико-стилистические знания, представления, умения и навыки.

Позитивной особенностью обеих программ, направленных на формирование у детей комплекса специальных речевых умений, являются, прежде всего, то, что и программа Т.А. Ладыженской, и программа Л.Д. Мали и их творческих коллективов, обращены «лицом» к ребенку, поскольку учитывают не только реальные потребности общества в целом и школы в частности, но и уважают личность ребенка, свойственные его возрасту вкусы и интересы.

Таким образом, анализ действующих учебных программ по русскому языку и культуре речи для младшей школы показал, что, несмотря на, казалось бы, особую важность развития образной речи учащихся и активного использования ими средств художественной лексики, в их дидактическую сущность материал исследования включен не достаточно. Очень часто имеющиеся в методическом арсенале вопросы сводятся лишь к упрощенной схеме: как понимать следует выражение? Какие чувства она вызывает? Какие предметы сравниваются? Уместно ли сравнение? Мы же считаем, что для развития лексической компоненты речевой базы личности ребенка необходимо более глубокое разноплановое вхождение в глубины лексического разнообразия русского языка. Учащийся должен не просто описывать конкретный факт, но делать это, прежде всего, так, чтобы мысль его не просто легко и приятно читалась, но образно могла быть представлена, красочно и ярко воплощена в безграничных просторах человеческой фантазии.

1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника

________________________________________________________________

 

В данной курсовой работе, первостепенно важным мылиться определение предмета исследования, то есть выяснение смысловой нагрузки и общего значения такого достаточно собирательного понятия, как художественная лексика.

Таким образом, под художественной лексикой мы, в свою очередь, будем понимать некую совокупность образных (изобразительных) средств языка.

В современной лингвистике  слова «образность» и «образный» используются в разных значениях. Образность в широком смысле слова – как живость, наглядность, красноречивость – неотъемлемый признак искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала; образность речи – частное ее проявление.

Несомненно, в основе изучения понятия «образность» лежит философская концепция: в философии образ является результатом и идеальной формой отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ возникает из стремления к сохранению наглядности восприятия, которая вызывает не только мысль, но и чувство.

Образность троиться на ассоциативных связях, которые  возникают в сознании людей при  сопоставлении предметов и явлений. На чувственной ступени познания образ – это ощущение, восприятие, представление, в то время как  на уровне мышления он представлен в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Средством для обозначения  предметов, сопоставляемых и взаимоотражающихся в образе, является слово. Под образностью слова понимается способность языкового знака выразить неязыковое содержание посредством целостного наглядного представления.

Образность речи, таким  образом, - это выразительно-изобразительные  качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами, фигурами). Образная речь является средством как чувственно-эмоциональной переработки информации, так и трансформации представлений о мире.

Языковой образности как «свойству определенных единиц языка чувственно изображать абстрактную  сущность познания явлений, предметов окружающей нас действительности» [24;56], как считает М.Н. Макарова, присущи следующие качества:

  1. Экспрессивность (свойство языковых средств осуществлять изобразительную функцию при передаче значения слова);
  2. Наглядность;
  3. Абстрактность и отвлеченность (результат постепенного исчезновения наглядного характера образности);
  4. Эмоциональность (выражение всех оттенков душевного состояния);
  5. Эстетичность (образность часто служит целям украшения речи) [24;58].

Общеизвестно, что самыми распространенными изобразительными (образными) средствами лексики русского языка являются тропы - приемы изменения основного значения слова, помогающие автору по-особенному показать самые обычные предметы. Тропы, в данном случае, есть форма употребления слова или выражения в переносном, образном смысле; в более узком значении - словопреобразование, посредством которого достигается эстетический (художественный) эффект выразительности в речи. Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию младших школьников.

Тропы, как часть художественной лексики, расширяют границы употребления слов, так как используют множество вторичных оттенков, усиливают эмоциональную окраску речи и углубляют представления о том или ином явлении.

Одним из простейших видов тропов является сравнение, когда одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим. Сравнение обычно соединяется союзами: как, как будто, словно, точно и тому подобными, но может существовать и без союза.

Среди средств художественной выразительности сравнение является основным. Из него вырастают другие виды тропов (метафора, метонимия). Конечно, младшие школьники еще не вполне осознают эти средства, не знают их названий, но практически они уже готовы к их пониманию. На наш взгляд, работа над таким художественным приемом, как сравнение, в методике речевого развития должна стать одним из центральных звеньев.

Примеров таких сравнений  можно привести много. Если сначала  обратить внимание ученика на сравнения в литературном произведении, а затем привлечь к самостоятельному, придумыванию сравнений, это повлияет на эстетическое развитие и подготовит к более глубокому восприятию средств художественной выразительности в русском языке. Подобные задания на придумывание сравнений, эпитетов помогают детям почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический и наоборот.

Употребление сравнений  в русской речи обусловлено образным восприятием действительности. Важно отметить, что образность проявляется не только тогда, когда сравниваются явления или предметы, от природы имеющие сходство, но и тогда, когда это сходство вдруг проявляется в какие-то моменты: сравнительное выражение может возникнуть при сопоставлении объектов, объединенных общим признаком; при сопоставлении явлений, относящихся к отдаленным логико-понятийным сферам; более того, образная ощутимость художественного сравнения возрастает при расширении границ тематических сфер, к которым принадлежат компоненты сравнительной конструкции.

Особым компонентом  художественной лексики являются устойчивые сравнения. Фразеологические сравнения придают повествованию непринужденность. Устойчивые сравнения выражают во внутренней форме определенные черты некоторой ситуации, закрепленной в языковом сознании носителя данной нации. Фразеологизмы прямо или образно (через соотнесенность ассоциативно-образного основания с эталонами, символами, стереотипами) несут в себе культурную информацию о мире и социуме[9].

Таким образом, сравнения «нужны для иллюстрации сложных идей. Яркий и неожиданный образ помогает пониманию, запоминанию, в нем сильно убеждающее начало. Открывая мир, сравнения как бы диктуют определенное настроение» [25;150].

Синонимические возможности русского языка также исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед школьниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности, в том числе и в самостоятельных творческих письменных работах. Когда ученики почувствуют многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, они будут выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли. Будучи не только фундаментальным свойством языка, но и ключевым элементом категоризации мышления, восприятия и речи, переносное значение слова, являющееся основой изобразительно-выразительных средств языка, играет важную роль в объединении вербальной и чувственно-образной систем маленького человека.

Исследования психологов по проблеме развития речи учащихся путем ее обогащения образными средствами языка, восприятия ими выразительности слова позволили выявить наличие у младших школьников психологических черт, определяющих их готовность к восприятию и осознанию образных значений слова: открытость непосредственным впечатлениям, доставляемым органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам; смена преобладания наглядно-образного мышления, для которого характерны яркая, образная память и богатство воображения, формированием логического мышления, способствующего пониманию переносных метафорических значений; появление в психическом развитии такого новообразования, как процесс формирования системы понятий и оперирование ими; переход от изобразительно-художественной  речевой деятельности к художественно-эстетической как ведущей, предполагающий постепенное возрастание интереса и чувствительности к форме выражения речи, к поиску ярких, образных средств для выражения собственных мыслей.

Тем же целям служит и ознакомление с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова (веселый - грустный, печальный; холодный - теплый, горячий) и т. п. Такие противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, явлений природы. Знакомство с антонимами и подбор их дают понимание эмоциональной контрастности слов.

Такой прием, как изменение  слова, помогает школьникам уловить тонкости смысловых нюансов (ручей - гремучий, прозрачный; ручеек - маленький, звонкий; ручеёчек - крошечный, веселый) и т. п. Здесь главная задача - дать ребенку почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие.

Система художественных образов реализует себя во всех компонентах художественной лексики и является центральным понятием, которое выводит на ее идею. Специфика собственно речевых умений заключается в том, что они являются и своеобразным речевым действием, и результатом учебной деятельности. Научить младшего школьника воспринимать мудрость жизни, заложенную в художественной лексике русского языка - одна из важнейших задач современного учителя.

Такое обращение к образу, проникновение  в него обеспечивает углубленное понимание содержания лексической компоненты русского языка и одновременно осознание средств художественной выразительности. Раскрывая перед учащимся художественную ткань языка, особенности художественней речи, мы обеспечиваем не одностороннее (только познавательное), а целостное восприятие произведения в единстве его содержания и художественной формы.

Для углубления восприятия художественной лексики необходимо, давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Информация о работе Обучение младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах