Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа
Отсюда целью настоящего исследования является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
Поставленная цель, предмет научного поиска и рабочая гипотеза предполагают решение ряда основных задач:
выявить научно-теоретические основы изучения лексики в современной начальной школе;
рассмотреть действующие учебные программы по русскому языку, с целью определения места лексической работы в начальной школе;
проанализировать сущность и содержание понятия «художественная лексика» и определить ее значение для речевого развития младшего школьника;
описать основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Научно-методические основания изучения лексики в современной начальной школе
1.2. Место лексики в структуре современных программ по русскому языку и культуре речи
1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника
ГЛАВА II: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ
2.1. Основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
2.2. Критерии отбора дидактического материала для обучения младших учащихся использованию художественной лексики в письменных творческих работах
2.3. Содержание работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в письменных творческих работах
ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальное обучение
3.2. Анализ результатов экспериментального обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В системе письменных работ
сочинения творческого
Творческие сочинения в
Таким образом, система
Сочинение должно быть написано по своим собственным наблюдениям. Опыт наблюдения, накопление ярких представлений и работа по расширению активного словаря за счет точных и образных слов и словосочетаний неизменно сказываются в таких сочинениях. Они становятся разнообразнее, чаще встречаются оригинальные сравнения. Предложения более развернутые, появляется ритмическая связность их.
Одним из показателей
самостоятельности мысли в
Учащимся предлагается написать небольшую сказку на сюжет интересной и удачной по форме басни, например, «Петушок». Здесь нужно было усилить описательные моменты, ученики могли добавить что-либо от себя или передать сюжет по своему усмотрению.
Наиболее легкими для учащихся являются сочинения по картинам-пейзажам. Учащиеся дополняли впечатления от картины впечатлениями из личного опыта, и это делало сочинения более живыми и разнообразными. В сочинении нужно описать содержание картины, по возможности ярко и выразительно, придумать рассказ, к которому сама картина могла бы быть иллюстрацией. При этом можно выйти за пределы той ситуации, которая изображена на картине (то есть придумать, что было и что будет). Форма сочинения во многом определяется выбором картины.
Подготовка к выпуску литературного журнала проводится несколько месяцев. Для этого в классе выпускаются тематические стенные газеты. Для выпуска стенгазет учащиеся объединяются по своему желанию в группы по 2-4 человека. В классе вывешиваются стенгазеты, а учитель делает их разбор и дает оценку. В стенгазетах могли быть заметки и рисунки, выполненные самостоятельно, сочинения, стихи и другое. Должна быть установка на то, чтобы каждый ученик принял участие в журнале, написав специально для него рассказ, сочинение, стихи на любую тему. Из сочинений, написанных в порядке учебной работы, могли быть отобраны наиболее интересные. В целях подготовки к выпуску журнала на индивидуально-групповых занятиях читаются стихи, проводятся игры и упражнения, таким образом, по содержанию эти занятия в известной мере приближаются к занятиям творческих литературных кружков. Можно связать индивидуально-групповые занятия с учебной работой: проводить консультации, обсуждать содержание некоторых сочинений.
Формирование
у школьников
Следует особо подчеркнуть,
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
I. Основой системы работы над художественной лексикой в аспекте ее усвоения и последующего использования младшими школьниками в творческих письменных работах стал методический принцип оценки выразительности речи и принципы речевого развития (градуальности, опоры на модели языка, алгоритмы речи и др.), что позволило разработать методическую систему обучения.
II. Общий способ формирования умений заключается в нахождении образных выражений. Решение частных задач осуществляется посредством системы учебных действий, представляющих собой определение основы и условий для создания художественности текста.
III. В качестве наиболее широкого понятия в содержании обучения введено понятие «образное выражение», что позволило построить систему упражнений от абстрактного к конкретному. Конкретным является последующее методически уточненное понятие различных компонентов художественной лексики.
IV. Были обоснованы критерии отбора языкового дидактического материала: идеографический, парадигматический, частотный, градуальный, сензетивный, концептный, дидактический и иноформативный.
V. Создана градуальная система упражнений, позволяющая реализовать метода и приемы, способствующие наиболее эффективному обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
VI. Разработанная градуальная система упражнений была соотнесена с основными разделами действующей программы курса русского языка, что не потребовало выделения специальных часов на изучение художественной лексики и позволило избежать перегрузки учащихся.
ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальное обучение
______________________________
При проведении экспериментального обучения в качестве рабочей гипотезы мы рассматривали следующее положение: «уровень использования художественной лексики в творческих письменных работах в экспериментальном классе будет выше, чем в контрольном классе».
Задания, предложенные детям во время проведения эксперимента, представляют собой, с одной стороны, более упрощённый вид сочинения. С другой стороны, не обладая структурой и объёмом обыденных сочинений, данные задания являются довольно сложными с точки зрения подготовки к написанию работ. Вопросы, которые предлагаются детям, содержание этих сочинений также необычны и поначалу сложны для восприятия и осмысления. Поэтому большое значение имела беседа, проводимая непосредственно перед написанием работы. Другая особенность этих заданий была в том, что подбора материала заранее также не было. Ребенок участвовал в беседе, выслушивал задание и приступал к написанию сочинения, причем время написания ограничено не было, дети обычно сдавали работы на следующий день, хотя могли написать их в течение часа – оставшееся время они могли использовать для обдумывания и уточнения образов, проверки орфографии и т.д.
Задания предлагались по следующей схеме: введение более простого упражнения, потом – однотипного с ним, но более сложного. Первые задания объяснялись проще, к ним требования были ниже, чем к последующим. В конце объем работы увеличивался, как и сложность самого задания. Беседа состояла из наводящих вопросов и обращения к эмоциональному восприятию детьми описываемого предмета. Каждое задание было направлено на развитие какой-либо составляющей креативности, кроме того, работа была построена таким образом, чтобы получить отклик от всех органов чувств, и если в отношении зрения и слуха это было достаточно просто, то попытки описать в сочинениях запахи, вкус и ощущения на коже дали новый опыт как экспериментатору, так и испытуемым.
Были предложены задания следующего типа:
1. Образ буквы (цифры, символа)
Цель упражнения: активизировать воображение, создать эмоциональное отношение к символу. Здесь возможны два подхода: просто пофантазировать, на что похожа буква; сделать букву близкой, имеющей свой характер. Для этого можно предложить такие вопросы: какого роста буква — высокая или низкая? Толстая или тонкая? Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежды? Добрая или злая? Где живёт? С кем дружит? Что любит покушать? Чем занимается? Какое у неё хобби? И любые другие вопросы.
Пример работы:
Буква Б – очень важная. Она носит шляпу и черный костюм. У неё большой живот, и ходит она как утка, потому что она такая толстая и важная. У неё есть портфель с бумагами, куда она складывает приказы для других букв. Когда другие буквы её не слушаются, она надувается и начинает бурчать: «Б-б-б». А когда у неё хорошее настроение, она сидит за письменным столом, пишет свои приказы и напевает «Брм-бэрым».
Анна Н.
2. Образ звука
В первом упражнении мы учились создавать образы буквы, цифры, символа, находить новые подходы для создания такого образа. Но в качестве «стартового материала» мы могли использовать письменное изображение этого знака. Теперь попробуем по-разному произнести, например, одну и ту же букву и выполнить более сложное упражнение — создать образ этого звука. Не только слово, но и каждая буква, каждый звук вызывают у нас своё особое представление, могут выражать очень разные чувства.
Можно обратить внимание детей на то, как много определений связано со звуками: густой, сочный, режущий, сверлящий, чистый, ясный, пронизывающий – и предложить им охарактеризовать какой-либо звук.
Цель упражнения: активизировать воображение, создать эмоциональное отношение к звуку, показать, что на такую привычную вещь можно взглянуть совершенно по-иному, то есть сформировать гибкость и оригинальности мышления.
Пример работы:
Звук «И-и». Так восторженно ржут маленькие жеребята. Они скачут и бегают наперегонки друг с другом по полю. А издали за ними наблюдают их мамы и другие лошади в табуне. Им тоже весело – такой заразительный смех получается у жеребят. Они тоже начинают скакать и ржать.
А ещё звук «и-и» похож на то, как взлетают в Новый год маленькие ракеты и петарды. Здесь он похож на визг, иногда даже неприятно, как они взрываются.
Кирилл К.
3. Образ сложного звука
Это может быть любой звук — скрип двери, шелест листьев, весенняя капель. Чтобы описать такой звук, можно использовать те же вопросы, что и к предыдущим упражнениям.
Звонок
— весёлый, звонкий,
Или можно предложить другой подход: описать настроение, которое связано с данным звуком, выразить это настроение через ассоциации, связанные с этим звуком, передать звук через цвет, форму.
Пример работы:
В моей комнате дверь не скрипит. Она поворачивается тихо, задумчиво. По комнате пробегает ветер, когда она поворачивается и что-то тихонько шепчет. Но что она шепчет – не понять. Может, она стесняется?
Марина Б.
4. Создать образ предмета
Мышление, лишённое элементов образности, рискует стать сухим, бесплодным, формальным. Образы и понятия взаимно содержат друг друга. Созданные образы объектов обладают признаками, очень часто несущественными с точки зрения научного знания, но весьма значимыми с позиции индивидуального опыта ученика, его эмоционального отношения к воспринимаемому объекту.
Это задание предполагает разнообразные вопросы. Учитель может взять самый обыденный предмет и попытаться описать его так, чтобы какая-то особая деталь ярко характеризовала его, выявляла его индивидуальность как уникального объекта действительности, всегда пропускаемого через призму субъективного взгляда.
Пример работы:
У моей мамы есть красивое зеркало на деревянной ножке. Оно старое, ему, наверное, уже двадцать лет. Но оно всё равно очень красивое. Говорят, что зеркало показывает правду, даже пусть людям это не всегда нравится. А в это зеркало моя мама смотрелась столько лет! Наверное, иногда она смотрится в него и видит себя совсем маленькой. Если бы оно было живым, оно показывало бы людям всё, что оно помнило. Мне кажется, оно доброе и мудрое. Оно обязательно бы показывало людям хорошие вещи. Может быть, из-за этого есть примета, что когда зеркало разбивают, в доме не будет счастья семь лет? Если оно живое, с ним уходят все те вещи, которые оно видело. Если бы мама забыла, как она была маленькой, наверное, она была бы несчастлива. А ведь ещё гадают с помощью зеркала. Может быть, оно может видеть и будущее? И тогда я бы смогла увидеть, какой я стану…