Обучение младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Отсюда целью настоящего исследования является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
Поставленная цель, предмет научного поиска и рабочая гипотеза предполагают решение ряда основных задач:
выявить научно-теоретические основы изучения лексики в современной начальной школе;
рассмотреть действующие учебные программы по русскому языку, с целью определения места лексической работы в начальной школе;
проанализировать сущность и содержание понятия «художественная лексика» и определить ее значение для речевого развития младшего школьника;
описать основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Научно-методические основания изучения лексики в современной начальной школе
1.2. Место лексики в структуре современных программ по русскому языку и культуре речи
1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника

ГЛАВА II: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ

2.1. Основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
2.2. Критерии отбора дидактического материала для обучения младших учащихся использованию художественной лексики в письменных творческих работах
2.3. Содержание работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в письменных творческих работах

ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Экспериментальное обучение

3.2. Анализ результатов экспериментального обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Обучение младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

5. Научно обоснованные  критерии отбора дидактического  материала для уроков (идеографический; парадигматический; частотный; градуальный и   др.)   позволили   структурировать   языковой   дидактический   материал, содержащий  художественную лексику,  и разработать на его основе  четырехуровневую систему  упражнений,  обеспечивающую  формирование  образности  речи учащихся в единстве с развитием их языковой способности и последующее грамотное использование художественной лексики в творческих письменных работах.

6. Предложенная система  работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах скоординирована со стабильной программой по русскому языку. В качестве важнейшего содержательного компонента методической системы были определены умения, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения, и их уровневая градация.

7. Результаты обучающего эксперимента позволили констатировать эффективность    экспериментального    обучения,   в результате    которого изучение художественной лексики на уроках русского языка стало основой ее более грамотного использования в творческих письменных работах.

8. Материалы исследования могут быть использованы для составления учебных программ, пособий и учебников по русскому языку для 3-4 классов школ, а также для средних и высших педагогических   учебных  заведений, при разработке курса методики преподавания русского языка, спецкурсов и спецсеминаров.

9. Выполненная курсовая работа не могла, естественно, охватить всех вопросов, связанных с исследуемой проблемой. Дальнейшая ее разработка, возможно, будет продолжена в итоговом дипломном проекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М.: Вербум-М, 2004. – 192 с.
  2. Ачкасова В.А. От образа языкового к художественному// Русский язык в школе. – 2005. - №3. – С. 25-29.
  3. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. – 1997. – № 5. – С.35-39.
  4. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.–1996.– № 9. – С.45-47
  5. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2002-№:6.- С.76- 80
  6. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная   школа – 2003- № 4- С.47- 52.
  7. Бобылев Б.Г. Метафорическое использование грамматических категорий и форм в художественном тексте// Русский язык в школе. – 2004. - №1. – С.64-70.
  8. Большакова Т.Л. Уроки сочинительства // Начальная школа. – 2001. – №6. – С.74-75.
  9. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.: Гослитиздат, 1959. – 654 с.
  10. Воробьёва Е.В. Детское словотворчество и языковая игра // Начальная школа. – 2001. – №9. – С.44-50.
  11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 91 с.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956.- 392с.
  13. Гребенченко Л.В.  Виды заданий по формированию связной речи // Начальная школа. –2001. – №9. – C.100-102.
  14. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учащихся // Начальная школа. –2001. – №6. – C.46-50.
  15. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества // Начальная школа. –2000. –  №12. – C.44-48.
  16. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
  17. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. – 2000. – №7. – C.66-71.
  18. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. – С.35- 40.
  19. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1975. – 255 с.
  20. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 – С.47- 52.
  21. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: ACADEMA, 2000. – 461 с.
  22. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 201с.
  23. Майская А.З.  Методические рекомендации к написанию сочинений // Начальная школа. – 2001. – №9. – C. 40-44.
  24. Макарова М.Н. Языковая образность как признак социальной культуры индивида. – М., 2001. – 138 с.
  25. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: АКАДЕМИЯ, 2004. – 208 с.
  26. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.  - М., 1997. – 944 с.
  27. Применение знаний в учебной практике школьников/ Под ред. Н.А. Менчинской. - М., 1961 -  202с.            
  28. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань, 1975. – 379 с.
  29. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа/Сост. Вохмянина Л.А., М.: Дрофа, 2001. – 320 с.
  30. Прудникова А.В. Лексика  в школьном курсе русского языка.- М.:Просвещение, 1979.- 144с.
  31. Психология. Учебное пособие для пединститутов./ Под ред. А.Г. Ковалева, Степанова А. А., Шабалина С. Н..-  М., 1966 - 184с.
  32. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская. - М.: Просвещение, 1993.- 383с.
  33. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное образование. Русский язык // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004. – С. 20.
  34. Федоренко Л.П. Совершенствование речи учащихся: принцип выразительности речи// Русский язык в школе. – 1980. - №6. – С. 39-42.
  35. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.

 


Информация о работе Обучение младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах