Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа
Отсюда целью настоящего исследования является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
Поставленная цель, предмет научного поиска и рабочая гипотеза предполагают решение ряда основных задач:
выявить научно-теоретические основы изучения лексики в современной начальной школе;
рассмотреть действующие учебные программы по русскому языку, с целью определения места лексической работы в начальной школе;
проанализировать сущность и содержание понятия «художественная лексика» и определить ее значение для речевого развития младшего школьника;
описать основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Научно-методические основания изучения лексики в современной начальной школе
1.2. Место лексики в структуре современных программ по русскому языку и культуре речи
1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника
ГЛАВА II: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ
2.1. Основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
2.2. Критерии отбора дидактического материала для обучения младших учащихся использованию художественной лексики в письменных творческих работах
2.3. Содержание работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в письменных творческих работах
ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальное обучение
3.2. Анализ результатов экспериментального обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Находить в
тексте образные средства
2. Анализировать текст с точки зрения уместности использования художественной лексики.
3. Уметь различить различные компоненты художественной лексики.
4. Использовать художественную лексику в собственных текстах различных жанров.
5. Уметь выражать оценку (в первую очередь положительную) кому-либо или чему-либо, используя образные выражения.
6. Исправлять, корректировать собственные высказывания.
На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа получила в своё распоряжение хрестоматии по большинству учебных дисциплин, различный дидактический материал, тетради с печатной основой, отдельные программированные пособия, произведения художественной литературы, теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная дополнительная литература, словари и справочники, различные виды периодических изданий.
Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:
1) Виды работ частично
творческого характера:
Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите текст, восполняя пропущенные слова «образными выражениями».
В сентябре у нас стоит …погода. … дней почти не бывает. … светит … солнце. … горят … деревья. Казалось, что они собираются на … торжество и надевают … наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, … свежесть.
Также частично творческий характер носит работа по исправлению предложений:
Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа.
2) Виды работ с творческой основой: составь письменный рассказ: на тему, из данных предложений, по картине, в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу с использованием, во всех случаях, художественной лексики.
Выполнение следующего задания также является примером работы с творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ, написать изложение от I-ого лица (от имени охотника).
Старый охотник
пошёл осенью в лес. Устал старик
и присел на пенёк отдохнуть. В
лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался
красивый звук, точно пропела тонкая струна.
Чуть погодя опять прозвучал этот же звук.
Старик удивился такой музыке. Звук слышался
с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и увидел
на опушке разбитое грозой дерево. Из него
торчат длинные щепки. Под деревом сидит
медведь. Он схватил одну щепку лапой и
потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала.
В воздухе раздался певучий звук струны.
Медведь наклонил голову и слушает. Старик
тоже с удовольствием слушал музыку. Хорошо
поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант! (По В. Бианки).
Трудность такого письменного изложения от лица одного из персонажей состоит в том, что в малом по размерам тексте недостаточно раскрывается образ этого персонажа. Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами.
3) Виды работ творческого
характера: написать сочинение
по картинкам, сочинение с
Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную каждым ребёнком тему. Необходимое условие - текст должен быть насыщен средствами художественной выразительности, чтобы благодаря умелому употреблению данных лексических выражений повествование было живым, образным, позволяющим самим представить написанное, проникнуться в его сущность.
Для развития художественной письменной речи школьников важна организация словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего, на работе воображения.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание. Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко. Так, Т.С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы. Другие, в частности Н.Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. Полнее понимают творческую работу Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин, И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников усматривает элементы творчества учащихся прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов.
Такое расхождение в определении отдельных видов творческих работ учащихся вполне естественно, так как не которые из них, действительно, являются переходными от воспроизводящих к творческим и готовят учащихся к работам собственно творческого характера. Но вместе с этим, думается, неправомерно сводить творческие работы, применяемые в практике изучения русского языка в школе, только к сочинениям.
Мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые считают главным признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности, которая, применительно к русскому языку, проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку какой-либо работы, если это требуется по заданию и тому подобное.
Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения.
Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всестороннее понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.
Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.
В-третьих, предстоящей творческой деятельности придаётся строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.
В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.
В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения письменной творческой задачи.
Учебный процесс в школе принято расчленять на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретённых знаний в общественной практике и в дальнейшей познавательной деятельности. На всех этих этапах учебного процесса должна быть реализована разнообразная познавательная деятельность учащихся, прежде всего, воспроизводящая и творческая. Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого, так как они должны протекать в органическом единстве между собою.
Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим работам. Это связано с тем, что познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным:
1. Работы на преобразование объекта. При закреплении теоретического материала учащиеся отвечают на вопросы учителя, требующие аргументации, доказательств. Например: «Какими словами мы можем охарактеризовать первый день зимы?». Из работ на практическое применение предлагается упражнение с заданием «Спишите, добавляя пропущенные образные выражения, наиболее характеризующие, на ваш взгляд, данные слова». Или задание: «Исправь ошибки». Образные выражения в некоторых предложениях этого упражнения отсутствуют или составлены неверно.
2. Работы на многозначное практическое применение требуют применения целого ряда правил. Примером работы этого типа является выполнение упражнения с заданием: «Спишите текст, заполняя пропущенные строки образными выражениями, наиболее подходящими к соседним словам, а также исправляя их неправильное употребление».
3. Изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, высказывание собственных суждений и т.д. с использованием художественной лексики. Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной музыкант». Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях. Детям даётся задание письменно изложить содержание текста от имени охотника и озаглавить текст, используя все известные средства художественной выразительности.
4. Написание сочинения-минитатюры на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание - текст должен быть насыщен образными выражениями, чтобы сделать описание более ярким, интересным, художественным. При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.
Также в рамках творческой деятельности должны создаваться речевые ситуации, обеспечивающие школьникам, во-первых, желание вступить в общение, а во-вторых, понимание того, кому, зачем и при каких обстоятельствах адресуются их высказывания. Ситуации могут быть естественными и специально создаваемыми. Естественные - это те, которые учитель организует для освоения изучаемого материала: для постановки задачи, для поисков ее решения, для отработки тех или иных учебных действий, но при этом умело использует их и для совершенствования речи, для накопления школьниками опыта речевой деятельности. Вторая же группа ситуаций специально создается учителем для развития письменной речи учащихся.
Речевая ситуация, к какому бы виду она ни принадлежала, должна определяться учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: в данном случае, по стилю – художественная, по форме - письменная, по типовому содержанию - описание, повествование или рассуждение, по жанру – это или письмо, дневниковая запись, загадка или сочинение.
Разработка системы таких ситуаций — дело творчества учителей. Мы же приведем лишь основные типы ситуаций, необходимых для совершенствования письменной речевой деятельности младших школьников.
Можно вычленить такие типы речевых ситуаций для работы над художественной письменной речью: 1) рассчитанные на появление у детей потребности поделиться с учителем, с товарищами, с близкими своими наблюдениями, впечатлениями, раздумьями; 2) рождающие у детей желание передать свое видение окружающего, свое восприятие мира.
Использование речевых ситуаций не исключает проведения специальной подготовки при создании текстов. Этот прием должен обогатить и традиционно сложившуюся практику проведения письменных сочинений, помочь ей приобрести черты, свойственные художественной речевой деятельности.
Таким образом, творческие работы служат не только цели овладения учебным материалом по разделу Лексикология, но и цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию языковой культуры.
В данном исследовании нас более всего интересует именно развитие образной письменной речи учащихся и обучение младших школьников применению художественной лексики в своих творческих письменных работах, поэтому, на наш взгляд, наиболее грамотной служит следующая организация проведения данного вида работ, направленная на более эффективное воплощение цели курсовой работы, а посему центральным вопросом процесса усвоения школьниками художественной лексики русского языка является организация системы творческих работ как деятельности, в процессе которой и в связи с которой формируются те или иные компоненты речевых навыков. Однако обозначим лишь некоторые приемы формирования образной лексической культуры младшего школьника:
Ученики часто употребляют известные им словосочетания чисто механически, не испытывая никаких чувств, не видя за словами образов. Между тем при непосредственном восприятии литературных текстов школьники любого возраста отзываются не только на содержание того или иного произведения, но и на художественную форму, хотя часто и не осознают этого. Поэтому следует организовывать систематические наблюдения учащихся, целью которых развитие наблюдательности, формирование эмоционально-эстетического отношения, накопление поэтических представлений и соответственного им словарного запаса. Чтобы хорошо писать, надо хорошо видеть. Наблюдать - это значит внимательно рассматривать: не просто смотреть, но и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не замечали. По ходу наблюдения проводится словарная работа: коллективно подбираются слова и словосочетания, которыми можно было бы описать виденное.