Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа
Отсюда целью настоящего исследования является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в творческих письменных работах.
Поставленная цель, предмет научного поиска и рабочая гипотеза предполагают решение ряда основных задач:
выявить научно-теоретические основы изучения лексики в современной начальной школе;
рассмотреть действующие учебные программы по русскому языку, с целью определения места лексической работы в начальной школе;
проанализировать сущность и содержание понятия «художественная лексика» и определить ее значение для речевого развития младшего школьника;
описать основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Научно-методические основания изучения лексики в современной начальной школе
1.2. Место лексики в структуре современных программ по русскому языку и культуре речи
1.3. Художественная лексика и ее значение для речевого развития младшего школьника
ГЛАВА II: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ
2.1. Основные методы и приемы обучения художественной лексике в младшей школе
2.2. Критерии отбора дидактического материала для обучения младших учащихся использованию художественной лексики в письменных творческих работах
2.3. Содержание работы по обучению младших школьников использованию художественной лексики в письменных творческих работах
ГЛАВА III: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальное обучение
3.2. Анализ результатов экспериментального обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конечно, младшим школьникам недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной лексики, но овладение элементарными средствами выразительности вполне отвечает их возможностям. Никаких логических определений и терминов детям не дается, вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане.
Выполнение самостоятельных заданий по поиску нужных слов будет постоянно поддерживать у детей интерес к слову, показывать, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем эта работа может вызвать стремление к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов. А словесное творчество будет помогать углубленному восприятию художественных средств лексики русского языка.
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
I. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что детям младшего школьного возраста доступно употребление ряда образных средств. Актуализация различных образных слов детьми (на разных этапах онтогенеза) рассредоточена во времени: сначала усваиваются простейшие формы образной речи, затем – устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации.
II. Овладение детьми среднего дошкольного возраста понятийным значением слова происходит при действенном педагогическом руководстве с соблюдением ряда последовательных этапов: от первичного, целостного представления о слове на основе его предметного соотнесения к дифференцированному восприятию особенностей предметов, а затем к обобщению существенных предметных признаков.
III. Для того чтобы компоненты художественной лексики прочно закрепились в памяти младших школьников, а также могли быть использованы для дополнения и совершенствования в среднем звене, они должны быть сформированы в некую индивидуальную систему образов – средств, которыми учащийся будет пользоваться в процессе всего обучения, пополняя и корректируя его.
IV. Вычленение, осознание и использование учащимися языковых средств выразительности играют существенную роль в становлении связной монологической речи. К старшему школьному возрасту у детей накапливается значительный запас слов. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи, они постепенно овладевают ее образными элементами.
V. В процессе формирования словарного запаса учащегося большое значение имеют развитие его чувственно-наглядного опыта и воспитание образного видения мира, под чутким профессиональным руководством учителя.
VI. Добиться точной и выразительной речи учащихся можно при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата, поэтому следует развивать речь учащихся, работая над образными средствами языка.
VII. Важно научить детей понимать художественное слово, то есть понимать не только то конкретное его значение, которое известно или неизвестно из повседневной жизни, но и тот его смысл, который вложил в него писатель в данном произведении. Такой подход к художественному слову как творческому инструменту имеет особое значение для развития речи учащихся. Отсюда основной задачей учителя является отличная ориентация в особенностях организации учебного процесса, способствующего осуществлению планомерного языкового образования младшеклассника.
ГЛАВА II: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ
2.1. Основные принципы и методы обучения художественной лексике в младшей школе
При создании методической системы, способствующей эффективному усвоению лексического разнообразия русского языка и последующему активному использованию в процессе речевого общения младшими школьниками, был всесторонне изучен широкий круг общедидактических и методологических принципов организации учебного процесса и выявлены возможности их реализации на практике.
Среди важнейших дидактических
принципов следует назвать прин
Базовыми общеметодическими принципами современной лингвометодики являются: коммуникативный принцип, когнитивный и социокультурный.
Разрабатывая собственную методическую систему, направленную на повышение образности речи младших школьников и развитие навыков использование сформированного словарного запаса на практике, мы, прежде всего, опирались на такие общеметодические принципы обучения русскому языку, как коммуникативный, когнитивный и социокультурный. Так, использование различных конструкций образных средств русского языка и их значений позволяет реализовать когнитивный принцип, поскольку выстраивание образа (в том числе, и в большей степени, художественного) является одной из важнейших мыслительных операций; обращение к образным сравнениям, а также работа с такими малыми жанрами устного народного творчества, как пословицы, поговорки и загадки - социокультурный принцип; а использование художественных текстов в качестве основной единицы обучения - коммуникативный принцип.
Рассмотрим названные принципы более подробно.
Формирование коммуникативной компетенции является одной из основных целей языкового обучения, поэтому коммуникативный принцип рассматривается сейчас как один из ведущих принципов обучения родному языку. Коммуникативный подход связан, прежде всего, с изучением языка как средства общения. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). В соответствии с коммуникативным подходом продуктом речевой деятельности человека и, соответственно, основной дидактической единицей является текст, а задачей речевого развития учащихся обучение восприятию и порождению текстов.
Выясняя педагогические условия и разрабатывая средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует помнить о двух сторонах работы над развитием речи; это, во-первых, формирование у учащихся правильной речи и, во-вторых, формирование хорошей, коммуникативно-целесообразной речи [1], Эти две стороны культурноречевой работы традиционно сложились и выделяются учеными, работающими в области культуры речи и методики ее развития (см. работы В.Н. Головина, М.Р. Львова, Л. П. Федоренко, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.).
Когнитивный принцип - это
подход к обучению русскому языку
с позиций когнитивной лингвист
В рамках когнитивного подхода могут эффективно решаться вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, проблемы интеллектуального и речевого развития, воспитания креативности (способности к творчеству) и развития творческих способностей учащихся. Именно поэтому, рассматривая художественную лексику как когнитивную стратегию, мы можем с полной уверенностью заявить, что именно посредством возможности творческого применения полученных знаний происходит как ее наиболее активное закрепление, так и открывается возможность дальнейшего совершенствования и развития словарного запаса учащихся.
Социокультурный принцип в современном языковом образовании означает, что в процессе обучения родному языку реалии социума и культуры (как духовной, так и материальной) должны быть осмыслены личностью посредством языка как ценности бытия. Социокультурный принцип предполагает внимание ко всему тому, что составляет «культурный код родного языка» [1] (образным средствам, прежде всего метафоре и сравнению, феномену языковой игры, клише и стереотипам и. безусловно, тексту как транслятору культуры). В соответствии с этим принципом в задачи обучения родному языку входит постижение через текст языковых фактов и, наоборот, с помощью текстов, отражающих социокультурные реалии, формирование адекватной языковой картины мира. Результатом социализации личности посредством языка является социокультурная компетенция, в понятие которой входит:
К общеметодическим принципам обучения родному языку относятся также принципы, разработанные профессором Л.П. Федоренко. Перечислим их:
Принципы методики обучения языку были выведены проф. Л.П. Федоренко из сформулированных ею закономерностей усвоения речи, которые «проявляются в объективной зависимости результата усвоения речи от степени развитости речетворческой системы организма человека» [34; 20], от его общею развития. Напомним их суть.
Усвоение речи ребенком зависит от: натренированности мускулатуры его органов речи; понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка [34; 20].
Существует и обратная зависимость: развитие речи не только обусловливает общее развитие ребенка, но и ускоряет дальнейшее развитие его речевых умений. Этот процесс наиболее продуктивен, если осуществляется через создание высокого развивающего потенциала речевой среды и системы обучения.
Создание методической системы формирования образности речи, адекватной современным воззрениям на язык и речь, сделала очевидной необходимость опоры на теорию принципов речевого развитии учащихся проф. Е.В. Архиповой. Именно принципы речевого развития определяют условия, при которых обеспечивается переход от зоны актуального речевого развития ребенка к зоне ближайшего развития под влиянием обучения родному языку [1].
Остановимся подробнее на тех из них, которые представляются важными в аспекте изучаемой нами проблемы.
Одним из важнейших принципов развивающего обучения родному языку и речи является принцип градуальности. Он соответствует закономерностям усвоения родной речи (Л.П. Федоренко), в частности, закономерности ускорения темпов усвоения речи по мере ее развития. Суть принципа заключается в следующем: речь развивается, если содержание обучения, его методы и приемы учитывают градацию между зоной ближайшего и зоной актуального развития ребенка.
«Учет принципа градуальности необходим при определении всех компонентов методической системы. Принцип позволяет уточнить необходимый минимум содержания обучения на разных этапах, установить оптимальное соотношение методов и приемов на каждом этапе обучения» [1;38].
Градуальность реализуется также в отборе текстов-образцов и в типологии упражнений, способствующих поступательному развитию всех компонентов языковой способности. В целом же принцип градуальности применительно к методике развития речевых умений, чем лингводидактический принцип учета возрастных особенностей учащихся, поскольку он одновременно определяет: соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей; соответствие средств обучения этапу обучения; степень доступности используемых: средств для конкретной группы учащихся в соответствии с уровнем развития их речи.