Педагогическая антропология И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 09:31, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся. Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25

1.1 Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25

1.2 Гуманистический характер философии И. Канта и его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70

1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86

Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109

2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109

2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127

2.3 Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта………………………………………………148

Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166

3.1 Этическая саморефлексия обучающихся как стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166

3.2 Моральная культура и моральный долг – педагогические проекции………………………………………………………………………196

3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214

3.4 Средства и методы воспитания…………………………………………246

Заключение……………………………………………………………………304

Библиография………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Доктоская Сусловой И.Б., 2012 г..docx

— 532.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное научное учреждение

«Институт образовательных технологий» Российской академии образования

 

На правах рукописи

 

 

 

 

Суслова Ия Борисовна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИММАНУИЛА

КАНТА – СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКЦИИ

 

13.00.01 – общая  педагогика, история педагогики  и образования

 

 

 

 

Д и с с е р т а ц и я

на соискание ученой степени доктора педагогических наук

 

 

 

 

 

 

Сочи – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей  Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25

 

1.1 Культурно-образовательное  пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25

 

1.2 Гуманистический  характер философии И. Канта и  его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70

 

1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86

 

Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109

 

2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109

 

2.2  Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127

 

2.3 Антропологическое  обоснование педагогических норм  с позиций рациональной этики  И. Канта………………………………………………148

 

Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166

 

3.1 Этическая  саморефлексия обучающихся как  стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166

 

3.2 Моральная  культура и моральный долг  – педагогические проекции………………………………………………………………………196

 

3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214

 

3.4 Средства  и методы воспитания…………………………………………246

 

Заключение……………………………………………………………………304

 

Библиография…………………………………………………………………310

Приложения…………………………………………………………………..326

 

Введение

Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся.  Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна. К таковым относятся: необходимость коррекции теоретико-концептуальной основы образовательной стратегии, заформализованность систем отчетности и управления образовательными процессами, превалирование данных видов  деятельности над контролем качества обучения, низкий уровень задействования воспитательных технологий в образовательных системах на фоне общей дегуманизации человеческих отношений, сакцентированность  педагогических векторов воздействия на узкопрофессиональной подготовке обучающихся и проч.

В ментально-нравственном пространстве современной России, и в образовательном пространстве в частности, с новой силой возникает запрос на проблематику обоснования морали как нравственного императива личности. Преодолев испытания новыми редакциями критического рационализма и характером новейших социальных устремлений,  интерес к онтологическим аспектам моральной философии обретает все большую остроту. Сегодня очевидной становится рефлексия социальных групп о природе и степени безусловности морально-нравственных нормативов. В переходные для общества периоды, а также во времена последующего закрепления и стабилизации новых социально-экономических реалий заново переосмысляются этические постулаты нормативно-регулятивного характера. В этой связи попытка философского исследования свойств моральных регулятивов с опорой на рациональность обретает особую актуальность, как в поле социальной философии, так и на уровне образовательного пространства. Особенно остро стоит проблематика духовно-нравственного воспитания обучающихся, педагогическое сообщество, выполняя социальный заказ, находится в состоянии поиска оптимальных инновационных технологий и методик в этой области. В качестве первоочередной задачу  духовно-нравственного развития выводит теория гуманизация образования.

Гуманизм как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности, приобретает в настоящее время значимость общественного идеала. В общекультурном плане гуманизация рассматривается как процесс восхождения человека к себе, к человеческой сущности. С позиций широкой трактовки образования гуманизация означает перенесение центра внимания к интересам и роли личности – учащегося, педагога, а также создание  необходимых условий для их разностороннего развития. При всем многообразии подходов к выявлению сущностных характеристик процесса гуманизации образования (М.Н. Берулава,             И.А. Зимняя, Т.С. Козлова, А.А. Коркмазов, Т.И. Котло, Б.Т. Лихачев,      А.М. Столяренко и др.), исследователи едины в одном: это «очеловечивание человека», формирование личности, обладающей лучшими человеческими качествами – уважением к себе и другим людям, толерантностью, ответственностью, честностью, добротой, творческими способностями.

Соответственно, к оценке системы образования необходимо подходить с точки зрения функционирования в ней гуманистических ценностей. Вместе с тем, в отдельные периоды истории человечества гуманистические ценности могут приобретать разное смысловое значение. Для современной России характерно обращение к западным гуманистическим ценностям. Однако, как отмечают исследователи      (З.А. Малькова, Б.Л. Вульфсон), определение их ценностно-смыслового содержания и педагогического наполнения сопряжено с определенными трудностями, поскольку современный западный гуманизм переживает глубокий кризис, порожденный абсолютизацией принципа индивидуализма,  эгоцентризма и произвола личности, забвением интересов социального целого, коллектива, человечества. В работах зарубежных авторов доминируют психологические и экономические представления о природе гуманистических ценностей и их проявлений в образовательной сфере (А. Маслоу, Р. Мертон, Т. Парсонс, Э. Шилз).

Опыт великих соотечественников В.Н. Сороки-Росинского,                 В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого представляет богатейший материал для осмысления проблемы духовно-нравственного развития. Все чаще педагоги-исследователи обращаются к философским воззрениям    Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского,                  И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева,                     В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и других. 

Несмотря на довольно обширную литературу, посвященную аспектам духовно-нравственного развития, проблемы воспитания современных школьников, студенческой молодежи остаются малоисследованными. В настоящий момент важна актуализация и новое прочтение тех гуманистических теорий и этико-философских концепций великих мыслителей прошлого,  которые могут внести вклад в решение проблематики гуманизации образования, конкретизировать теоретические аспекты педагогической антропологии, этики и философии образования. Таким потенциалом обладает система этико-педагогических и этико-философских воззрений великого немецкого философа и ученого-гуманиста Иммануила Канта (1724-1804 гг.).

Обращение к духовному, научному наследию И. Канта, посвятившему значительную часть своего философского творчества осмыслению феномена человеческого разума, его познавательной способности, функционированию и развитию сферы рационального, исследованию онтологии морального законодательства, представляется исторически востребованным и закономерным фактом. Рациональная этика, моральная философия Иммануила Канта, его гениальный проект обоснования морали на базе свободного воления и автономии нравственного субъекта позволяет сегодня более полно и углубленно осмыслить теоретико-концептуальные основы блока педагогических наук.

Состояние разработанности проблемы исследования. Философия и этика И. Канта, его жизненный путь привлекали внимание многих отечественных и зарубежных исследователей, в то время как педагогические воззрения великого философа незаслуженно остались в тени. На настоящий момент мы располагаем лишь некоторыми исследованиями, посвященными различным аспектам данной проблематики.

Различные аспекты этико-философской концепции Канта нашли свое освещение в работах отечественных и западных философов: проблема добродетели у И. Канта  (В.В. Васильев), теологические истоки категорического императива И. Канта (Ю.М. Бородай), онтологические истоки истины и заблуждения в сфере автономии нравственного сознания (М.А. Киссель), «этикотеология» И. Канта (Т.И. Ойзерман), трансцендентальные проблемы этики Канта, субъективная дедукция нравственной нормы как теорияценности (А.К. Судаков), концепция свободы в этике Канта (Т.А. Кузьмина), сравнительный анализ этических концепций И. Канта и В. Соловьева (В.В. Лазарев), проблема человека в философии И. Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX – первой трети XX века (Г.Г. Кругликова), своеобразие кантовской религиозной концепции (В.Д. Шмелев),  проблемы философии морали у Канта (Т. Адорно), соотношения категорий моральности и счастья в этико-интеллектуальной рефлексии И.Канта (М. Форшер), морали и нравственности в свете современной дискурс-этики (И. Хабермас), проблема высшего блага у Канта (Г. Кунико), совести как источнике нравственных суждений (Г. Гофмейстер) и др.

Тематические выпуски Калининградского госуниверситета «Кантовский сборник» содержат публикации,  посвященные анализу этического учения философа в смысловом поле проблемы этико-воспитательной рефлексии (Ю.В. Согомонов, Е.П. Потапова), анализу идей Канта о моральном воспитании под углом зрения проблемы формирования творческой личности (И.С. Кузнецова), осмыслению принципа категорического императива и системы моральных законов                        (Г.Н. Гумницкий).

Интерес представляют разработки по теме трансцендентально-философского обоснования принципов обучения и воспитания с точки зрения использования этико-философского наследия Канта (Л.И. Тетюев), исследование преломления трансцендентальных идей философа в социальной педагогике Пауля Наторпа (В.Н. Белов), общая характеристика педагогических взглядов Канта (З.И. Ефремова), осмысление преломления идей философа и общечеловеческих ценностей в отечественной педагогике (О.В. Кузнецова).  Общая характеристика системы нравственного воспитания Канта представлена в публикации Н.Е. Воробьева,  А.Ю. Щачиной. Рассмотрены идеи нравственного воспитания в рациональной этике Канта (А.Ю.  Буталова),  проведено исследование проблемы человека в философии Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX – первой трети XX вв. (Г.Г. Кругликова).

Однако до настоящего момента не было проведено системного анализа этико-педагогической доктрины великого немецкого философа и его этико-философских воззрений в контексте современных проблем, вставших перед отечественным образованием, что, несомненно, обедняет теоретическую базу современного гуманистического образования.

Проблема исследования. Каков педагогический потенциал философии гуманизма И. Канта, его этико-философской теории? Каковы характерные черты этико-педагогической концепции И. Канта? Какова область педагогического применения принципов воспитания и обучения, выделенных И. Кантом? Какие черты рационализма И. Канта и особенности трактовки им проблемы рационального могут быть полезными для педагогических реалий настоящего времени? Каковы предпосылки функционирования этико-педагогических принципов философа в современном образовательном процессе?

Объект исследования – этико-педагогические, этико-философские  воззрения И. Канта, идеи его педагогической антропологии в их соотнесенности с современной проблематикой гуманизации образования.

Предмет исследования – этико-педагогический, этико-философский проект И. Канта и его теоретико-концептуальная проекция на актуальные проблемы гуманизации образования.

Цель исследования – историко-педагогический анализ этико-педагогического и этико-философского учения И. Канта, определение возможностей его использования в теории и практике гуманизации образования.

Задачи исследования:

1. Выявить  педагогический потенциал гуманизма  философии И. Канта, определить сущностные  черты его этико-педагогической  а также этико-философской концепции.

2. Исследовать  проблему рациональности в философии  и педагогике   И. Канта, охарактеризовать  особенности трактовки им проблемы  рационального, представляющие теоретическую  значимость для педагогических  реалий настоящего времени.

3. Выявить эвристический потенциал концептов моральной философии И. Канта, исследовать этико-педагогические грани его соотнесенности с проблематикой гуманизации образования.

4. Выявить  область практического применения  и предпосылки функционирования  этико-педагогических  принципов И. Канта в современном образовательном процессе.

Теоретико-методологическая основа исследования: гуманистическая философия образования, философские и психолого-педагогические теории личности (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, М.А. Розов,    Б.Г. Юдин), положения о личности как о субъекте деятельности и саморазвитии           (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский,                   С.Л. Рубинштейн), концепции гуманизации образования, теории нравственного воспитания (В.И. Блинов, Г.Я. Козловская,        В.М. Коротов,  Б.Г. Лихачев, А.М. Новиков, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин), этико-гуманистические концепции отечественных и западных мыслителей         (Р.Г. Апресян, Е.В. Золотухина-Аболина, И.Я. Лернер, Д.С. Лихачев,         О.Г. Дробницкий, О.Ф. Больнов, А. Маслоу, Р. Мей, Э. Эриксон,                     Э. Венигер, А.А. Гусейнов, Й. Дерболав,  К.Х. Дикоп, В. Дильтей,  Й.Лангевелд, Г. Ноль, В. Флитнер, В. Франкл,  К. Роджерс, К. Хорни,           А. Швейцер, Э. Фромм, У. Штерн, и др.).

Исследование опирается на гуманистические теории развития личности (А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, К.А. Абульханова – Славская, В.Э. Чудновский, В.П. Зинченко, И.В. Зимняя, А.Г. Асмолов,    В.Д. Щадриков и др.), концепции западных неогуманистов (М. Грин,               Дж. Холт,  Дж. Неллер, М. Фантини, А. Комбс, Р. Бернс), теории гуманизации образования зарубежных (Р. Кекк, Р. Гольц, Х. Реттер) и отечественных исследователей (И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бондаревская,    И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, А.В. Петровский,                         И.С. Якиманская, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).

Исследование базируется также на следующих идеях: аспекты этико-философской концепции Канта, нашедшие свое освещение в работах отечественных и западных философов: проблема добродетели у И. Канта  (В.В. Васильев), теологические истоки категорического императива И. Канта (Ю.М. Бородай), онтологические истоки истины и заблуждения в сфере автономии нравственного сознания (М.А. Киссель), «этикотеология»            И. Канта (Т.И. Ойзерман), трансцендентальные проблемы этики Канта, субъективнаядедукция нравственной нормы как теория ценности               (А.К. Судаков), концепция свободы в этике Канта (Т.А. Кузьмина), сравнительный анализ этических концепций И. Канта и В. Соловьева         (В.В. Лазарев), проблема человека в философии    И. Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX – первой трети XX века (Г.Г. Кругликова), своеобразие кантовской религиозной концепции (В.Д. Шмелев),  проблемы философии морали у Канта (Т. Адорно), соотношения категорий моральности и счастья в этико-интеллектуальной рефлексии И. Канта (М. Форшер), морали и нравственности в свете современной дискурс-этики (И. Хабермас), проблема высшего блага у Канта (Г. Кунико), совести как источнике нравственных суждений (Г. Гофмейстер) и др.

Информация о работе Педагогическая антропология И. Канта