Педагогическая антропология И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 09:31, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся. Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25

1.1 Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25

1.2 Гуманистический характер философии И. Канта и его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70

1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86

Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109

2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109

2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127

2.3 Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта………………………………………………148

Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166

3.1 Этическая саморефлексия обучающихся как стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166

3.2 Моральная культура и моральный долг – педагогические проекции………………………………………………………………………196

3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214

3.4 Средства и методы воспитания…………………………………………246

Заключение……………………………………………………………………304

Библиография………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Доктоская Сусловой И.Б., 2012 г..docx

— 532.31 Кб (Скачать файл)

Существенный вклад в осмысление проблематики исследования внесло также изучение тематических выпусков Калининградского госуниверситета «Кантовский сборник», содержащих анализ этического учения философа в смысловом поле проблемы этико-воспитательной рефлексии                     (Ю.В. Согомонов, Е.П. Потапова), анализ  идей Канта о моральном воспитании под углом зрения проблемы формирования творческой личности (И.С. Кузнецова), освещение принципа категорического императива и системы моральных законов (Г.Н. Гумницкий).

Интерес в рамках данной работы представляют разработки по теме трансцендентально-философского обоснования принципов обучения и воспитания с точки зрения использования этико-философского наследия Канта (Л.И. Тетюев), исследование преломления трансцендентальных идей философа в социальной педагогике Пауля Наторпа (В.Н. Белов), общая характеристика педагогических взглядов Канта (З.И. Ефремова), осмысление преломления идей философа и общечеловеческих ценностей в отечественной педагогике (О.В. Кузнецова).  Рассмотрены также общая характеристика системы нравственного воспитания Канта, представленная в публикации   Н.Е. Воробьева,  А.Ю. Щачиной, идеи нравственного воспитания в рациональной этике Канта (А.Ю. Буталова),  проведено исследование проблемы человека в философии Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX – первой трети XX вв. (Г.Г. Кругликова).

Методы исследования: в соответствии с целями и задачами исследования применялись исторические и логические методы, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, метод систематизации и обобщения историко-педагогических материалов, источников и научной литературы.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось  в период с 2007 по 2011 годы и включало в себя три этапа:

на первом этапе (2007-2008 гг.) изучалась теория и практика гуманизации образования в России и за рубежом, исследовались теоретические разделы педагогической антропологии, этики и философии образования, выявлялись этико-педагогические и этико-философские концепции, способные дать ключ к решению проблем, вставших перед современным образованием, пополнить теоретическую основу процесса его гуманизации. В качестве одной из таких концепций было определено этико-педагогическое учение И. Канта. Уточнялась формулировка темы, определялись цель и задача исследования.

На втором этапе (2008-2009 гг.)  осуществлялось углубленное изучение источников, накопление исследуемого материала, его системный анализ в соответствии с намеченным планом, апробировались основные положения исследования. Параллельно изучалась психолого-педагогическая, философская, этическая, религиоведческая литература, что позволило обеспечить научную интерпретацию и оценку философских и  этико-педагогических взглядов И. Канта.

На третьем этапе (2009-2011 гг.) обобщались результаты исследования, уточнялась логика изложения, завершалось литературное оформление диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем. Выявлен комплекс педагогических целей, составляющих ядро теоретического потенциала этико-педагогического учения И. Канта,  одна из определяющих среди которых -  воспитание добродетельной личности, способной к этической рефлексии на базе освоенной системы моральных понятий. Под углом зрения проблематики  гуманизации образования, духовно-нравственного воспитания обучающихся выделены и охарактеризованы основные принципы этико-педагогической доктрины       И. Канта: служения индивидуума идее всеобщего блага; самореализации и саморазвития обучающихся; параллельного, пропорционального и взаимоопределяющего развития педагогического процесса и иерархии человеческих способностей; рациональности в воспитании и обучении и др.

На основе исследования критического рационализма И. Канта представлен новый научный взгляд на проблему педагогической рациональности. Установлено, что звенья логической триады И. Канта «Критический разум – практический разум – универсальный разум», могут  определять сегодня рациональные стиль и методы учебной деятельности обучающихся, соответственно: приобретение и развитие навыков логического мышления - совершенствование нравственной культуры - формирование личностных ценностей, установок, идеалов, интеллектуальное самовоспитание.

С привлечением эвристического потенциала этико-педагогических, этико-философских воззрений И. Канта выявлены новые аспекты значений актуальных в контексте теории гуманизации образования понятий: «сущность человека», «достоинство человека», «нравственная культура», «высшее благо».

Новое осмысление получила проблематика педагогической антропологии - способы познания человека как воспитателя и воспитуемого; воспитание человека человеком и обществом, в результате чего разработана концепция морально-нравственного воспитания личности, восходящая к этико-педагогическим воззрения философа.

Показано, что принципы духовно-нравственного самовоспитания личности зиждятся на этико-философской  категории «долга» как уважения к моральным законам, моральное воспитание осмысляется как «культивация совести».

Охарактеризованы основные принципы построения этической «Я-концепции» обучающихся, базирующиеся на осознании этических обязанностей личности перед собой, среди которых – воспитание ответственности перед собой, семьей, человечеством; господства над инстинктивно-эмоциональным началом; интеллектуальное самовоспитание; воспитание представления о любви и благорасположении как о нравственном долге и др. Отмечено, что нравственное совершенствование личности  возможно лишь при условии «окультуривания» или «цивилизования» человека.

Указаны методы нравственного воспитания, такие, как непрерывность педагогического взаимодействия с духовно-нравственной сферой сознания обучающихся, планомерность и целенаправленность воспитательных воздействий, учет возрастной специфики воспитуемых, необходимость задействования в процессе воспитания практической школы этики, использование образа и примера педагога. К основополагающим воспитательным средствам отнесены: языковое воспитание, трудовое воспитание, игра как способ построения коллективных отношений, приобщение обучающихся к национальной культуре и национальным традициям.  Выявлена область педагогического применения этико-философских воззрений И. Канта, названы основные условия функционирования этико-педагогических принципов И. Канта в образовательном процессе.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыт  гуманистический потенциал этико-педагогического  учения И. Канта, включая рационалистическую модель сочетания принципов необходимости и свободы как способа экспликации системы педагогических целей нравственного воспитания; императивные установки на развитие  представлений участников педагогического процесса о сущности человеческих добродетелей, способности к нравственной рефлексии; принципы нравственного воспитания; концепцию формирования моральной культуры воспитанника как способа рационалистического мышления;

- раскрыто  содержание основополагающих принципов  этико-педагогического учения И. Канта: служения индивидуума идее  всеобщего блага; параллельного, пропорционального  и взаимоопределяющего развития  педагогического процесса и иерархии  человеческих способностей; рациональности  в воспитании и обучении; диалога  с разумом обучаемого; первенства  для  личности моральной веры  по отношению к религиозной;

- выделены  и интерпретированы в контексте  актуальных проблем гуманизации  образования педагогические установки  философа: саморазвитие и самореализация  индивидуума; пробуждение, активизация  и совершенствование конструктивной  личностной и педагогической  рефлексии; осмысление нравственного  воспитания как процесса «культивации  совести» и др.;

Исследование проблемы рациональности в трактовке И. Канта позволяет говорить о преломлении рационального начала в педагогике в виде блока проблем. Логическая триада «Критический разум – практический разум – универсальный разум» взаимоувязана с тремя три узлами позиций рационального стиля учебной деятельности (приобретение и развитие навыков логического мышления - совершенствование нравственной культуры - формирование личностных ценностей, установок, идеалов, интеллектуальное самовоспитание).

На основе эвристического потенциала этико-философского наследия И. Канта сформирована концепция морально-нравственного воспитания личности, которая предполагает развитие следующих аспектов – осознание морального долга, самосовершенствования, коммуникабельности, эстетического и религиозного воспитания. В качестве ключевого понятия нравственной культуры личности определено понятие «добродетель», которая мыслится как «моральная способность свободного самопринуждения». Выделены основные принципы воспитания добродетельной личности  – привить уважение к долгу, добиться осознания этических обязанностей перед собой. Показано, что нравственное совершенствование личности  становится возможным лишь при условии «окультуривания» человека, т.е., действенной, активной рецепции им культурных ценностей.

Уточнены и конкретизированы теоретические позиции педагогической антропологии в аспектах обоснования ее предмета и объекта, педагогических норм, осмысления векторов педагогической рациональности, воспитательного воздействия в рамках гуманизации  образования.

Конкретизирован ряд актуальных в рамках этического аспекта философии образования понятий: «сущность человека», «достоинство человека», «нравственная культура», «нравственный долг», «высшее благо». Понятие «сущность человека» осмыслено как морально-этический, творческий потенциал личности, реализация которого предполагает активность субъективной доброй воли, служение окружающим путем следования моральным законам.

Образование охарактеризовано как действенный метод объективации человеком своей бытийственной сущности. Новую научную интерпретацию получила этико-философская установка Канта «служения индивидуума идее высшего блага», конкретизирована ее сущность, представляющая понятийное единство двух векторов саморазвития личности: ее самоактуализации и стремления к активному претворению принципов добродетели.

В объем понятия «достоинство человека» включен в качестве неотъемлемого начала принцип полезности окружающим («быть полезным звеном мира» - И. Кант). Нравственная культура личности охарактеризована как «культивация совести».

Показана область педагогического применения основных этико-педагогических разработок И. Канта (педагогическое целеполагание, формирование педагогического мышления и развитие способности к педагогической рефлексии как важнейших компонентов педагогической культуры и факторов гуманизации современных образовательных систем; этика профессиональной деятельности педагога; осмысление с  позиций гуманистической педагогики понятия «рациональность»; теория и практика  нравственного воспитания и интеллектуального развития учащихся; теоретические разделы этики, педагогической антропологии и философии образования).

Существенность отличий научной новизны от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем: в системном анализе этико-педагогических и этико-философских воззрений И. Канта в контексте проблематики современного образования; в определении педагогических принципов и этических установок философа, имеющих существенное значение для теории и практики гуманизации образования, педагогической антропологии, этики и философии образования. Проведено историко-педагогическое исследование, позволяющее определить этапы формирования этико-педагогических принципов философа, выявить факторы, предопределившие характер и специфику данной части его научного наследия.

В концептуальном поле проблематики педагогической рациональности новое осмысление получили: понятие «рациональность», теории интеллектуального развития обучающихся, педагогические технологии оптимизации стилей учебной деятельности.

Указано, что смысловая соотнесенность этапов и стилей учебной деятельности со звеньями логической триады И. Канта «критический разум – практический разум – универсальный разум» открывает перспективы построения новых педагогических технологий, основанных на балансе воспитательного воздействия и векторов рациональности. 

Конкретизированы и осмыслены в понятийном пространстве этики и философии И. Канта актуальные для теории гуманизации образования понятия: «сущность человека», «достоинство человека», «нравственная культура», «нравственный долг», «высшее благо» и др. Выявлен эвристический потенциал этико-философского наследия И. Канта, что позволило выстроить концепцию духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Определены ключевые понятия концепции – моральная культура, моральный долг, личностное достоинство, «культивация совести», интеллектуальное самовоспитание.

Указаны средства и методы воспитания, восходящие к этико-педагогическим идеям философа, актуальные сегодня в рамках воссоздания облика высоконравственной личности, занимающей активную гражданскую позицию.

Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе и обобщении этико-педагогических и этико-философских воззрений И. Канта, имеющих значение в определении и конкретизации концептуальных основ гуманизации современного образования. Исследование позволяет с новых теоретических позиций осмыслить процесс гуманизации современного образования и его сущностные характеристики. 

Исследование призвано пополнить теоретические разделы педагогической антропологии и философии образования в области обоснования морали и педагогических норм, конкретизировать их теоретико-концептуальную базу, выявить новые грани педагогической рациональности, придать моральным регулятивам и сущностным понятиям этики и философии образования новые боле емкие смысловые коннотации, значимые в рамках профессиональной этики будущих специалистов, всех участников педагогического процесса.

Информация о работе Педагогическая антропология И. Канта