Педагогическая антропология И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 09:31, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся. Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25

1.1 Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25

1.2 Гуманистический характер философии И. Канта и его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70

1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86

Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109

2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109

2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127

2.3 Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта………………………………………………148

Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166

3.1 Этическая саморефлексия обучающихся как стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166

3.2 Моральная культура и моральный долг – педагогические проекции………………………………………………………………………196

3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214

3.4 Средства и методы воспитания…………………………………………246

Заключение……………………………………………………………………304

Библиография………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Доктоская Сусловой И.Б., 2012 г..docx

— 532.31 Кб (Скачать файл)

Безусловное влияние на дух кантовской философии и его характер этико-педагогических воззрений оказали такие известные немецкие мыслители, как Х. Вольф, М. Кнутцен. В частности, большой отклик и дальнейшее осмысление нашла у Канта апелляция Вольфа к разуму, познавательной способности человека, вера в возможности человеческого разума, идеи М. Кнтутцена и педагогическая деятельность содействовали развитию критического мышления философа, позволили оточить его аналитический инструментарий, пробудили дремавший в нем интерес к естественным наукам.

Значение педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо для развития собственных представлений Канта в этой области трудно переоценить. Воспринятые философом в атмосфере пробуждения общенационального интереса к педагогике, педагогические идеи Руссо нашли в лице Канта своего гениального последователя. Формирование его этико-педагогических воззрений происходит на волне деятельности новой плеяды немецких педагогов-гуманистов, таких, как В.-А. Вольф, А. Бек И.Б. Базедов и др., идеи и плоды деятельности которых вдохновляли И. Канта на дальнейшую разработку и конкретизацию своей собственной теории.

Теснейшим образом педагогическая концепция Канта связана с его этическим учением и во многом вырастает из него. Этика немецкого философа – результат  осмысления им всех этических интенций Нового времени и Просвещения. Однако, с другой стороны, построения Канта в области дидактики невозможно помыслить также в отрыве от его критической философии в целом, отправным пунктом которой стал живой интерес к деятельному сознанию субъекта.  Новаторская для своего времени, глубоко гуманная по духу, поражающая глубиной мысли и системностью аналитического подхода к проблемам воспитания,  его педагогическая теория – не только отклик на деятельность известных педагогов своего времени, но и новое веское слово в мировой педагогической теории.

Фундаментальной идеей Просвещения становится осознание необходимости устремления индивида и общества к обретению нравственного идеала или естественного закона, заложенного в мироздании, который постигается индивидом и обществом в процессе образования и самообразования, нравственного совершенствования. Моральная проблематика становится смысловым центром философской и педагогической мысли эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Гуманистический характер философии И. Канта и его этико-педагогических воззрений

По мнению многих современных исследователей, гуманизация образования выводит на первый план задачи духовно-нравственного развития человека. Концепции гуманизации образования базируются на идеалах гуманизма. В переводе на русский язык латинское humanus (гуманизм) означает «человеческий, человечный». «Гуманизм» - ключевое понятие гуманистической философии. Попытка определить его суть показывает, что у данного понятия существует несколько значений. По утверждению Т.И. Бабаевой, И.Б. Котовой, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова и др. [102], понятие «гуманизм»,  употребляется, по крайней мере, в десяти смысловых значениях:

- название  эпохи Возрождения и различных  культурных движений,       идейных течений, направлений общественной  мысли;

- название  области теоретического знания, которая отдает предпочтение  гуманитарным наукам;

- характеристика  пролетарского мировоззрения, пролетарской  идеологии, социалистического образа  жизни;

- обозначение  нравственных качеств личности;

- определение  важнейшего фактора всестороннего  развития личности;

- выражения  особого отношения к человеку  как высшей ценности жизни;

- название  практической деятельности, направленной  на достижение общечеловеческих  идеалов и др.

В рамках нашего исследования мы выделили определение гуманизма, данное В.А. Рыбиным как наиболее полное, точно фиксирующее основные характеристики этого понятия. «Гуманизм, - пишет он, - это мировоззрение, включающее в себя убеждения в том, что:

- человек  – исключительная ценность как  для общества, так и для себя  самого;

- человек  имеет право на счастье;

- человек  имеет право на свободное и  ответственное участие в жизни  общества и в своей жизни;

- отношения  с окружающим миром и с другими  людьми могут характеризоваться  только человеколюбием, состраданием, отзывчивостью, уважением, толерантностью, милосердием и справедливостью;

- суть общественных  отношений заключается, с одной  стороны, в максимальном удовлетворении  материальных и духовных благ  человека, а с другой – в  создании условий для развития  и проявления его положительной  потенции и творческих способностей» [106, С.38].

Как полагает В.Д. Щадриков, гуманизм есть продукт или следствие естественно присущей человеку гуманности, человечности [197]. В качестве главного признака фундаментального  характера гуманизма Рыбин справедливо, на наш взгляд, выделяет то его свойство, что «личность делает исключительно важный выбор себя в качестве не просто индивидуального «Я» (что происходит в обычном акте самосознания), а «Я» человечного, достойного и равнодостойного всем ценностям мира» [153, С.40].

Соответственно, нам представляется, что система (этическая, мировоззренческая, философская), ориентирующаяся на обозначенные выше гуманистические цели, ценности и ориентиры как на смыслообразующие, ведущие, ключевые принципы и понятия, имеет гуманистический характер. В этой связи, уже знаменитые три основные вопроса, сформулированные И. Кантом: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я смею надеяться?», сводимые им же к четвертому: «Что есть человек?», говорят об исходной, изначальной гуманистической направленности всей системы его этико-философских построений. Великое гуманистическое зерно его философии заключено уже в осуществленном им «коперниканском перевороте» в недрах своей любимой науки – в постановке проблемы человека, его сознания, его морали в центр всех философских разысканий.

По точному замечанию Рыбина, философское осмысление сути понятия «гуманизм» закономерно выводит человеческий разум на этические учения, гуманизм неизбежно приобретает статус этического понятия, связанного с нравственностью. Философские построения И. Канта пронизывает мысль, что теоретические суждения ниже жизни, воли, действия, а этические проблемы являются основными проблемами философии. Справедливо в этой связи Д.М. Гринишин и С.В. Корнилов отмечают, что Кант продолжил гуманистическую линию Данте и Петрарки, Эразма Роттердамского и Рабле, Бруно и Монтеня, однако его гуманизм углубляет понимание достоинства личности и прав человека [40, C.88].

Гуманизм Канта тесным образом связывает нравственность с автономией морали, что является новым словом для этических разработок его времени. Как известно, предшествующие теории были гетерономны, то есть, выводили мораль из внешних по отношению к ней принципов. Одни теоретики видели исток морали в божественной субстанции, другие же утверждали, что мораль – следствие целей, которых добивается человек. Иммануил Кант провозглашает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Исходным же понятием его этики становится автономная добрая воля.

На страницах своих произведений философ настойчиво повторяет ту мысль, что принципы нравственности не выводятся из опыта – они априорны, заложены в разуме человека. Человек для него есть свободное, суверенное и автономное существо. Принципом его оценки, следовательно, не может выступить принцип полезности, поскольку человек не может быть использован в качестве средства со стороны любой воли, в том числе, и воли общества. Человек во всех своих поступках должен рассматриваться как самоцель. Cущественным здесь нам представляется вывод М.В. Ковальчука о том, что для понимания человека как целостности и личности И. Канту понадобилось введение понятия «трансцендентального мира как мира свободы, вечности, целостности, всеобщности» [87, C. 98].

На наш взгляд, весомым вкладом в развитие идей гуманизма стало кантовское  понимание и отображение  личностного начала в человеке. Личностное, согласно представлениям философа, есть то, что возвышает человека над самим собой, делает его существом свободным, нравственным, суверенным. «Человек может свободно располагать своим состоянием (Zustand), но не своей личностью (Person), - пишет он, - ибо он сам есть цель, а не средство» [76, C.123]. «У нас есть причина для небольшого мнения о своей личности, но в отношении нашей человечности нам следует быть высокого мнения» [76, C.127].

Итак, человеческая личность имеет абсолютную ценность в связи наличием у нее самосознания (трансцендентальное единство апперцепции), выделяющего человека из мира вещей и неразумных животных, а также вследствие своей принадлежности, причастности к человеческому роду, к всеобщности, к «идее человечности». Именно эта причастность к человечеству и выводит личность на принципы категорического императива. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеческому и в своем лице и в лице всякого другого также,  как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству», - гласит знаменитая максима И. Канта [83, C.104]. Эта возвышенная идея личности показывает, по мысли философа, сущностное назначение человека.

Так же и от педагогики Кант потребовал, по выражению Б.М. Бим-Бада, «обеспечения прироста высших человеческих достоинств». И действительно, задачами педагогической науки становится у немецкого мыслителя разработка таких способов формирования личности, которые позволили бы каждому новому поколению превзойти своим совершенством предшествующее, то есть, педагогика должна служить обеспечению духовно-нравственного прогресса человечества. Кант полагает также, что воспитывать детей следует, имея ввиду идею всеобщего блага и того совершенства, «к которому предназначено человечество и к которому оно имеет все данные» [86, C.452]. Справедливо отмечая, что ни правители, ни родители не ставят перед собой подобных целей, Кант в то же время словно бы пытается убедить читателя – идея всеобщего блага не только не может повредить нашему личному благу, но, напротив, именно благодаря ей мы содействуем своему благу в настоящем. Таким образом, репрезентация идеи всеобщего блага в качестве основной педагогической цели, близко к самой философской сути понятия «гуманизм». В гуманистической системе ценностей достижение сторонами блага – процесс бидоминантный: общественное (всеобщее) благо является здесь благом отдельно взятого гражданина, который, в свою очередь, реализует свой творческий потенциал и положительные задатки, способствуя тем самым достижению блага общественного.

«Сообразно с этим и учреждение школ должно бы было зависеть исключительно от мнения наиболее просвещенных специалистов, - продолжает развивать свои мысли философ, - <...> Только при содействии лиц самых широких взглядов, которые сочувствуют всеобщему благу и способны понять идею лучшего будущего, возможно постепенное приближение человеческой природы к ее цели» [86, C.453]. С этими положениями трудно не согласиться. Целью же человеческой природы является, согласно Канту, моральное совершенство человечества. В связи с этим адекватным представляется утверждение Л.Н. Моздалевского, что философия И. Канта сообщила педагогике нравственное основание [120, C.193].

Большую гуманистическую ценность представляют собой также отдельные этико-педагогические разработки философа, в которых он показывает, как трудно взрастить, сформировать истинно нравственную, добродетельную личность, не дать прорасти в душе ребенка семенам ревности и недоброжелательности к другим, себялюбия и эгоизма. «Когда родители ставят детям в пример других, - читаем мы в «Лекциях по этике», - они культивируют в них ревность…<...> Добро должно быть представлено детям в том виде, как оно существует в себе и для себя, независимо от того, будут ли другие лучше или хуже» [76, C.195]. Именно так, по мысли философа, можно выпестовать у индивида абсолютную склонность к добру, потребность, а также привычку соотносить все поступки (свои и чужие) с моральным законом.

Идеи о безусловной самоценности человеческой личности и морального долга, положенные в основу этической системы Канта, -   краеугольный камень его гуманизма. Этот принцип смыкается с главной характеристикой гуманизма как такового, однако И. Кант углубляет гуманистическую традицию, репрезентировав личность как носителя морального долга. Первую обязанность перед самим собой философ называет также всеобщей: «…располагать собою так, чтобы быть способным к соблюдению всех моральных обязанностей, чтобы, следовательно, твердо установить в себе моральную чистоту и принципы и стараться действовать согласно им» [76, C.127]. Человеку следует также, согласно Канту, изучить источник своих настроений: какими мотивами продиктован поступок личности (честолюбивыми, суеверными настроениями, моральными принципами). «Пренебречь этим – значит принести великий вред моральности», - категоричен философ [76, C.127].

В педагогической части его учения личность становится именно той сущностью, вокруг которой выстраивается вся остальная система ценностей. «Следует стремиться, - устанавливает Кант очень существенное положение, чтобы питомец поступал хорошо, исходя из собственных принципов» [86, C.479], а принципы, продолжает он, должны рождаться в самом человеке. Кант, как  замечательный, уникальный в своем роде педагог-практик, постоянно  акцентирует наше внимание на значениях: «сам», «самостоятельно», «делает сам», настаивая, что именно средствами актуализации самостийного творческого потенциала формирующейся личности, путем создания педагогических условий для ее саморазвития, мы сможем добиться очень важного результата – реального прироста ее духовно-нравственной культуры,  развития сознания воспитанника.

При углублении в этические разыскания И. Канта читателем все больше и больше овладевает впечатление, что мораль – некий вид религии, которой служит философ. И действительно, как будет показано ниже, моральная вера становится у Канта главенствующей по сравнению с верой религиозной. В этой связи академик Т.И. Ойзерман очень точно назвал данную часть учения Канта этикотеологией. Именно как представитель «умопостигаемого», чистого мира трансцендентальных оснований нравственности, человек в кантовской философии «выше всякой цены» - ведь он не есть просто средство для целей других членов человеческого сообщества, он не является также средством для своих собственных целей -  человек – это «цель самое по себе». Именно причастность ноуменальному, сверхчувственному миру  духовных истоков разума и морали, по мысли философа, снабжает человеку достоинство, возвышающее его над всеми прочими существами. «…Кантовская философия человека, - пишет            Л.А. Чухина, - при всем присущим ей реалистически трезвом осмыслении пороков и зла, пульсирующих в человеческой истории, в своей главной идейно-мировоззренческой направленности была заряжена страстными поисками заложенной в человеке духовно-нравственной энергии, творящей мощи добра как сущностных черт подлинно человеческого начала» [199, C.19]. С нашей точки зрения, именно поиск,  объективация и утверждение в качестве сущностного нравственно-разумного  начала в человеке придает этико-философскому творчеству  И. Канта большой гуманистический пафос.

Информация о работе Педагогическая антропология И. Канта