Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 09:31, диссертация
Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся. Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25
1.1 Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25
1.2 Гуманистический характер философии И. Канта и его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70
1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86
Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109
2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109
2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127
2.3 Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта………………………………………………148
Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166
3.1 Этическая саморефлексия обучающихся как стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166
3.2 Моральная культура и моральный долг – педагогические проекции………………………………………………………………………196
3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214
3.4 Средства и методы воспитания…………………………………………246
Заключение……………………………………………………………………304
Библиография………………………………………………………
В качестве своеобразного
резюме к вышесказанному нам представляется
уместным привести цитату из
книги
Таким образом, связав нравственность с автономией морали, возвысив личностное начало в человеке как средоточие надындивидуальных нравственных принципов, И. Кант делает следующий важный шаг на пути развития мировой гуманистической традиции. В своих этико-педагогических разработках великий немецкий мыслитель выступает как подлинный гуманист, всячески подчеркивая, что человеческая личность имеет абсолютную ценность в связи со своей разумностью и причастностью к человеческому роду. Так же и педагогика, согласно представлениям философа, должна служить обеспечению духовно-нравственного прогресса человечества, полагая в качестве своей цели воспитание личности, которая сможет способствовать достижению общественного блага. Увидев в идее всеобщего блага главную цель педагогического процесса, И. Кант углубляет гуманистические разработки своего времени. Сконцентрировав все педагогические разыскания вокруг единого центра – личности воспитанника, ребенка, обучаемого, И. Кант, как истинный гуманист и новатор в области педагогики, учит направлять педагогические усилия на процесс саморазвития, самореализации формирующейся личности, справедливо ожидая в результате развития ее интеллекта, совершенствования духовно-нравственных оснований.
Поиск
и объективация высшего
В настоящее время этико-философская и этико-педагогическая проблематика крайне актуальны для процесса гуманизации российского образования.
В рамках настоящего исследования под гуманизацией образования мы будем понимать такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения посредством удовлетворения ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями. В основе понятия гуманизация лежат основные гуманистические ценности, такие, как доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, самоуважение и уважение других людей, то есть, духовность как проявление высших общечеловеческих нравственных и моральных качеств [142, C. 69].
Представляется целесообразным различать понятия «гуманизация как процесс» и «гуманизация как результат» [115, C.16]. Под первым понятием подразумевается незаконченный в своем цикле акт деятельности или взаимодействия субъектов образования. Второе понятие характеризует итоги социального взаимодействия людей, специфические способы жизнедеятельности в образовательной сфере. Мы различаем также смыслы понятий «гуманистичность образования», «гуманитаризация образования» и «гуманизация образования». Первое означает направленность образовательного процесса на взаимное уважение его участников, воспитание человеческого достоинства и социальной ответственности индивидуума (И.А.Зимняя, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров). Второе понятие выражает увеличение в учебном процессе объема гуманитарных и социальных наук по отношению к естественно-научным и инженерно-техническим блоком. Третье понятие (гуманизация образования) связано с восстановлением в условиях развития современного мира идеала развития целостного человека: информированного, свободного в принятии решений и ответственного за свои поступки и их последствия (А.А. Гусейнов, Н.А. Бенедиктов, Ю.Г. Волков).
Примечательно в этой связи, научное творчество И. Канта отражает человека как некую целостность, как «целое в себе, свободное, моральное, мыслящее существо» [119, C.90]. По И. Канту, цель, целостность заключены не в природе, не в чувственности, но в трансцендентном. Благодаря ему цель в человеческом существе изначальна. Материя, полагает Кант, сама по себе представляет собой разрозненный агрегат элементов. Только благодаря тому, что все познавательные и воспринимающие органы человека пронизаны трансцендентностью, целостностью, всеобщностью, мы воспринимаем мир в своем опыте как мир целостных предметов и можем мыслить природу как целесообразную. Именно благодаря трансцендентному мы мыслим наше знание как всеобщее и необходимое.
По справедливому замечанию Н.Ю. Максимовой, гуманизация – термин современный, но проблема далеко не нова [115, C.3]. При смене исторических эпох всякий раз возникала проблема образа человека, соответствующему духу времени. В истории проблемы, констатирует исследователь далее, различаются: библейский прогуманизм, античный гуманизм, гуманизм Возрождения и гуманизм Просвещения. Современный гуманизм, бесспорно, отличается многомерностью, что связано в первую очередь с «разнообразием культур, множественностью представлений о мире, поиском диалога между носителями различных нравственных ценностей» [142, C.3].
Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, содержание образования и процесс его реализации должны быть гуманизированными, а все его компоненты – обращены к человеку как к творцу и субъекту всего ценностно-смыслового и материального поля современной цивилизации. По мнению многих авторов, это обеспечивает личностно-ориентированное образование [18]. C точки зрения авторов, оно является прообразом педагогических теорий XXI века, а его особенности проявляются в следующем:
- меняется
общий взгляд на образование
в направлении более глубокого
понимания его как культурного
процесса, суть которого проявляется
в гуманистических и
- изменяется
представление о личности, которая
кроме социальных качеств
- подвергается
пересмотру отношение к
- в педагогике
становятся востребованными
Нам представляется наиболее адекватной позиция Максимовой в отношении определения смысловых рамок этого понятия. Гуманизации образования, утверждает она, в большей степени соответствует не принцип удовлетворения образовательных потребностей «абстрактной» личности, а принцип диалога, учета интересов различных социальных слоев и групп, оказывающих влияние на интересы и потребности конкретной личности. Однако это вовсе не означает, уточняет исследователь, что личность обучаемого заменяется социальной группой – она справедливо подчеркивает лишь тот факт, что на современном этапе отношения «личность-государство» становятся более сложными и опосредованными, в качестве же промежуточного звена здесь как раз и выступает социальная группа и общество в целом.
Говоря о личностно-ориентированном образовании, А.С. Петелин, в частности, справедливо отмечает, что в рамках данной парадигмы проектируются педагогические условия, содействующие «рефлексивному освоению человеком мира культуры», при этом само это освоение выглядит как реализация человеком его собственного жизненного проекта [210]. Существенным нам представляется также тот факт (отмеченный Петелиным), что в педагогическом проектировании ЛОО находят отражение этическая и эстетическая позиция педагогов. Проектный замысел, уточняет исследователь, появляется не только как ответ на возникшую проблему, но и – как предвосхищение возможного развития потребности общества. Личностный мир педагога становится «частью содержания образования» [210].
Гуманистические ценности, функционирующие в системе образования, отличаются от других ценностей по ряду признаков:
- как высшая форма бытия, они надисторичны, что отличает их от повседневных политических и экономических ориентиров;
- гуманистические ценности самодостаточны – они не подчиняются политическим, религиозным, научным принципам и догмам;
- гуманистические
ценности выражают диалог, происходящий
внутри общества, диалог отечественной
и мировой культур и
- если гуманистические
ценности реализуются
Нельзя не согласиться с Т.И. Петраковой, утверждающей, что включенные в содержание образования гуманистические ценности как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, «присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении» [210]. На наш взгляд, этико-педагогические воззрения И. Канта призваны способствовать выявлению, приятию, структурированию и дидактической переработке системы гуманистических ценностей современными педагогами в качестве личной системы ценностей. Они могут также способствовать утверждению гуманистической парадигмы ценностей в качестве основы ценностной ориентации обучаемых.
По справедливому замечанию Г.Н. Араловой, гуманизация образования «требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции» [8, C.16]. Ей приводится также очень точная, на наш взгляд, мысль В.П. Бездухова о том, что гуманизация образования – это переосмысление содержания образования в соответствии с потребностью ребенка в самореализации, в осознании своего «Я» в изменяющемся мире [8, C.17]. Под содержанием образования нами понимается содержание триединого целостного процесса образования личности (обучение, воспитание, развитие), включающее в себя содержание учебного материала и характер учебной деятельности (В.С. Леднев).
В контексте нашего исследования важно понять, что природе гуманизации образования присущи инвариантные характеристики: рефлексивность на полюсе педагога и на полюсе обучающегося; гуманистический подход к личности обучающегося; соучастие педагога в развитии у формирующейся личности аксиологических норм по отношению к миру; соотнесенность деятельности педагога с процессом развития и становления ребенка. Доминирующими в процессе гуманизации образовательных систем становятся, таким образом, человекоориентированные установки в системе отношений участников процесса, в организации педагогической деятельности и в управлении всей образовательной системой [8].
Следует отметить, что гуманистический смысл образования не существует сам по себе – его предстоит создавать в поступках и мыслях человека [115, C.86]. Права Максимова, утверждающая, что отношения учитель-ученик предстоит наполнить добротой, отзывчивостью, любовью. В гуманистической парадигме образования в известном смысле учитель перестает восприниматься в качестве такового, что в той же мере относится и к ученику; педагогическая дистанция, по справедливому замечанию исследователя, оказывается наделенной гуманистическим смыслом.
Как отмечают исследователи, в системе современного российского образования объективировался ряд противоречий: между нормативностью стандарта и свободой педагогического творчества, между гуманистической направленностью образования и его стандартизацией (И.Г. Пустильник), противоречие между уникальностью личности и стандартами потребления [115], в том числе, как представляется, стандартами потребления «образовательных услуг», противоречие между общественной потребностью в духовно развитом выпускнике вуза, акценте на приоритетности нравственного воспитания и традиционным подходом к профессиональной подготовке специалиста и др. Петракова справедливо указывает на ряд противоречий в сфере духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, среди которых она выделяет следующие: между
- новыми возможностями
в современной школе и
- необходимостью
усиления внимания со стороны
государства и общества к
- традиционными
для России гуманистическими
ценностями и новыми
- становлением
в российском обществе новой
системой ценностных