Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 09:31, диссертация
Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся. Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25
1.1 Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25
1.2 Гуманистический характер философии И. Канта и его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70
1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86
Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109
2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109
2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127
2.3 Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта………………………………………………148
Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166
3.1 Этическая саморефлексия обучающихся как стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166
3.2 Моральная культура и моральный долг – педагогические проекции………………………………………………………………………196
3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214
3.4 Средства и методы воспитания…………………………………………246
Заключение……………………………………………………………………304
Библиография………………………………………………………
Как будет показано ниже, универсальный гуманистический потенциал этико-педагогических воззрений И. Канта позволяет внести ценные в содержательном отношении коррективы в систему современных педагогических целей как на глобальном, так и на инстументально-технологичном уровнях. Усвоение же образовательно-культурным пространством учебного заведения этических и педагогических идей И. Канта способствует его гуманизации.
Исследователи справедливо подчеркивают тот факт, что гуманистический педагогический процесс способствует реализации школьниками и студентами своего «Я», создает условия для их самопознания и правильной ориентации в современном мире. По мнению Ю.М. Орлова, самопознание – осмысление того, что мы делаем, как делаем и почему делаем [210], т.е., процесс познания личностью себя как субъекта практической и познавательной деятельности, познание своих индивидуальных характеристик, и, как таковой, он, несомненно, тесным образом связан с феноменом личностной рефлексии. Развитие самосознания обучаемых выступает таким образом важным элементом гуманизации педагогического процесса. Как известно, большое значение в системе педагогических ценностей И. Канта имеет обучение учащихся навыкам самостоятельного мышления, активизация процесса конструктивной личностной рефлексии, развитие самосознания. Мыслитель предлагает конструктивные, теоретически выверенные пути решения этих проблем.
Существенной среди проблем гуманизация образования нам представляется также проблема гуманизации отношений «учитель-ученик». Собственно через диалог учителя и ученика идентифицируется неисчерпаемость свойств, отношений и ценностный характер отдельного свойства (отношения) гуманистичности, верно замечает Максимова [115, C.76]. Она указывает на наличие разных уровней реальности – конкретного учителя и ценностного понятия о нем. Гуманистический смысл отношений «учитель-ученик» определяется в конечном счете «способностью разрешать противоречия между индивидуальным и общим, сплачивать людей, не подавляя своеобразие каждой личности» [115, C.82]. Исследователь права также в том, что культурная форма этих отношений не пассивна – «С поразительной чуткостью и точностью» она впитывает в себя культуру каждой эпохи, все ее характерные черты. Изменения в культурной форме данного диалога происходят под непосредственным влиянием всех процессов, протекающих в обществе, в том, числе, сдвиги в общественной психологии.
Гуманизация профессиональной деятельности педагога становится, по справедливому мнению Г.В. Рыбиной, фактором духовно-нравственного воспитания учащихся. В данном случае очевидна также правота Т.Н. Розовой: в приятии обучаемых такими, какие они есть, в уважении к их личностям, права на свободу, развитие и реализацию своих способностей заключается педагогический гуманизм [150, C.68]. Она отмечает также, что только в обстановке диалога, свободного творческого поиска происходит саморазвитие и самореализация личности каждого.
Для того чтобы воспитать самореализующуюся личность, наставник должен научить обучаемого: понимать и принимать социокультурные ценности мира, общества; адекватно оценивать себя, свои возможности, способности, склонности, отношение к себе окружающих; находиться в активно-деятельном отношении к миру и самому себе; формировать положительную «Я-концепцию». Саморазвитие личности зависит таким образом от степени творческой направленности образовательного процесса. При этом справедливо отмечают исследователи, педагог, воспитатель, наставник выражает заинтересованность в судьбе обучаемых, оптимистическую веру в них, терпимость к недостаткам, исключает прямое принуждение, создает личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической ответственности педагога [98, C.65].
Успешность педагогической деятельности, верно замечает Г.Н. Аралова, тесно связана со способностью учителя, педагога к рефлексии [8, C.66]. Педагог может и должен рефлексивно относиться не только к самому себе, но и к окружающему миру и образовательно-культурному пространству. И поскольку объектом рефлексии у педагога являются люди и ситуации взаимодействия между ними и с ними, то с гуманистической точки зрения это предполагает высокие ценностные критерии и ответственность, справедливо заключает исследователь. Педагогическая рефлексия выступает таким образом в качестве профессионального средства решения педагогических задач, разрешения противоречий в педагогическом пространстве.
Этика и педагогические воззрения И. Канта представляют собой, на наш взгляд, большую ценность с точки зрения совершенствования этико-профессиональной культуры современных педагогов, т.к., как это будет показано ниже, человеческая личность, личность педагога всегда является у философа субъектом духовной, этической, профессиональной рефлексии, субъектом этического совершенствования и творческого преобразования духовно-культурного пространства образовательного учреждения.
Перед гуманистической педагогикой сегодня также встает проблема национального образования и воспитания. Еще Н.Я. Данилевский полагал, что образованию, как первой стадии Единого, зарождению, присущ экзистенциальный центр – национальное начало [115, C.57]. Исследователи справедливо отмечают сегодня, что универсализация образования, сближение разных образовательных систем должны дополняться сохранением и развитием национальных традиций [210]. Не следует забывать известное философское положение, что общее существует лишь в отдельном и через отдельное. Можно согласиться с мнением, что, что на настоящий момент Россия еще не обрела утраченный системообразующий национальный стержень, удерживающий государство в устойчивом состоянии. И сегодня русская школа по-прежнему подвергается давлению денационализированной массовой культуры, «языковой оккупации». Большое негативное значение имеет, на наш взгляд, также ярко выраженное пропорциональное уменьшение количества учебных часов русского языка по сравнению с английским (для старшеклассников -1:4), нивелировка роли русской литературы, обучение детей в школах по разного рода учебникам и пособиям меценатских изданий с непроверенным содержанием. Многие учебники истории написаны наспех, на «потребу дня», антисоветские интенции зачастую перерастают в них в антирусские, а «достоверная» информация черпается из газетных источников. В этой связи некоторые современные авторы высказывают адекватные мнения, что подобные учебные пособия формируют у молодого поколения негативное отношение к прошлому своей страны, даже к самым святым его страницам, внушают молодежи чувство исторической вины, национальной ущербности, цивилизационной отсталости, что также чревато ростом настроений цинизма и агрессивности в молодежной среде.
Именно национальную культуру многие авторы понимают сегодня началом, могущим стать сегодня основой процесса гуманизации образования, обновления и возрождения общественной жизни (Г.М. Купчина, Т.П. Лизнева, А.С. Метелица, А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова, и др.). Непростые процессы, происходящие в общественной жизни, актуализируют, по мнению Сманцера, необходимость научить молодежь разбираться в таких проблемах, как место и роль нации в жизнедеятельности общества, социальное и этническое в национальном сознании, национальное сознание и национальный характер, национальное сознание: стереотипы, патриотизм, интернационализм, национализм и др. Проблему восстановления своей истинной духовности Россия может решить только через национальное образование, справедливо резюмируют специалисты.
Среди животрепещущих проблем, стоящих перед современным образованием, заслуживает внимания также проблема гуманизации естественнонаучного образования. Гуманитарная подготовка формирует концептуальное мышление специалистов, способствует глобализации их сознания. «Духовный нигилист, вооруженный современными технологиями» - вот опасность, которую таит в себе узкопрофессиональная специализация [190, 210]. Еще П.Ф. Каптерев подчеркивал, что образование не есть изучение предметов, а есть «развитие личности предметами». Сам по себе гуманитарный потенциал математики и других наук сам по себе проявляться на может – он требует своей актуализации, верно замечают некоторые авторы [134]. В этой связи решающая роль в гуманизации образования принадлежит самим гуманитарным наукам, изучающим собственно человека (от лат. humanitos - человечество).
Вопрос о гуманизации технологического общества был поднят Э. Фроммом еще в 1969 г., отмечает С.И. Уляев [177, C.21]. В педагогической российской энциклопедии гуманитаризация определяется как система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых [177, C.24]. Гуманитаризацию образования как преподавание в первую очередь комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студент приобщается к гуманитарной культуре, С.В. Девятова справедливо рассматривает в качестве одного из путей гуманизации всей системы образования. Интересна в этой связи позиция авторов (Т.М. Елканова, А.Ю. Белогуров), согласно которой гуманитаризация образования заключается в формировании стиля мышления и деятельности, ориентированных на освоение, развитие и использование любого знания в качестве средства гуманизации жизни [177, C.25]. Однако достижение подобного уровня личностного и духовного развития возможно, на наш взгляд, на базе гуманизации личности обучаемого. «Гуманизацию личности студента» исследователь …справедливо относит сегодня к разряду первоочередных проблем образования.
В силу разного рода общественно-социальных причин современное образование в России столкнулось с нелегкой проблемой поиска путей синтеза между образованием и религией. Как известно, в Советском Союзе атеизм считался официальной государственной идеологией. Но в постсоветской России все повторилось с точностью до наоборот. «Наше еще недавно атеистическое государство на глазах превращается в клерикальное» [190, C.29]. С одной стороны, справедливо, что пропаганда антинаучных воззрений, способствующих росту иррационализма и невежества, недостойно цивилизованного общества, однако, на наш взгляд, это совершенно не означает, что религия не должна изучаться в современных школах. Вопрос состоит в том, как ее следует изучать – культурологически, как форму общественного сознания, или функционально, для отправления религиозных обрядов. Ясно, что речь может идти только лишь о первом аспекте, т.е., о религиоведении и истории религии.
Широкий спектр проблем, касающихся гуманизации образования, выявленный научными дискуссиями и исследованиями последних лет, центрируется на проблеме формирования всесторонне и гармонически развитой личности как концепции гуманистической доктрины. «В современном значении, - пишет Н. Кожеурова, - гуманизация синонимична гармонизации, преодолению одномерности человека» [93, C.70]. Этот возрожденческий идеал по справедливому мнению многих исследователей требует сегодня своей реанимации, поскольку современному социуму нужны высококультурные образованные люди с развитым мировоззрением, способные творчески работать, раскрывать свои способности, принимать ответственное участие в делах общества. «В конце концов, ставший в наши дни идеалом состоявшийся потребитель, - точно замечает Чарушников, - на поверку оказывается всего лишь несостоявшейся личностью» [190, C.35]. В настоящее время педагогика должна преодолеть антиномичность целей образования, разрешить противоречие между потребностью в углубленной специализацией и необходимостью всестороннего развития, справедливо утверждает он.
Интерес представляет позиция Максимовой. Будущее образовательной системы в России, пишет она, возможно, связано с неогуманизмом или новым гуманизмом, расширяющим рамки антропологического подхода, ставящим в центр мироздания не просто человека, а человека в экосистеме. Неогуманизм, уточняет исследователь, заставляет человека отказаться от индивидуальной этики потребителя и заменить ее заботой о сохранении планетарных форм жизни. Правота Максимовой очевидна, на наш взгляд, также в следующем утверждении: «Формирование неогуманистических ценностей и их функционирование в образовательной системе России возможны только при условии включения общества в процесс глобализации, сближения с западной цивилизацией при сохранении преемственной связи с культурно-историческими традициями» [115, C.76].
Выделенные проблемы гуманизации современного образования в России, с нашей точки зрения, актуализируют необходимость обращения к этико-педагогическим воззрениям И. Канта, гуманистический и научно-культурный потенциал которых поможет сегодня осмыслить многие проблемы отечественной педагогики.
Выводы по 1 главе.
На формирование этико-философских и этико-педагогических воззрений И. Канта оказали значимое влияние следующие факторы:
- интерес немецких
просветителей к проблематике
морального сознания и
- влияние семьи
Канта – мировоззрение
- гуманистические
теории мыслителей немецкого
Просвещения Х. Вольфа, М. Кнутцена,
педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо,
деятельность новой плеяды
- переосмысление
философом этических концепций
известных мыслителей своего
времени – английских
Гуманистические ценности функционируют в этике, философии и педагогике Канта в качестве смыслообразующих, поскольку проблемы человека, его сознания, морали - центр всех его гносеологических интенций. Весомым вкладом в развитие идей гуманизма стало кантовское понимание и отображение личностного начала – Кант исключает принцип полезности из критериев оценки человека, исходным понятием его этики становится автономная добрая воля. Два фактора определяют данные позиции философа: наличие у человека разума и причастность к человеческому роду, или «идее человечности», они лежат в основе принципов категорического императива. Соответственно, педагогика, согласно убеждениям Канта, должна служить обеспечению духовно-нравственного прогресса человечества, а идея всеобщего блага репрезентирована им в качестве основной педагогической цели, что близко к самой философской сути понятия «гуманизм». В своем педагогическом трактате философ выстраивает вокруг личности всю остальную систему ценностей. Связав в неразрывное единство категории свободы и ответственности понятием морального долга, Кант углубляет гуманитсические тенденции. Гуманизм великого немецкого мыслителя состоит, несомненно, и в том, что тема человека рассматривается им в контексте темы человечества.
С привлечением этико-философских и этико-педагогических идей Канта:
- дополнены теоретико-