Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 09:31, диссертация
Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся. Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25
1.1 Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25
1.2 Гуманистический характер философии И. Канта и его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70
1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86
Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109
2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109
2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127
2.3 Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта………………………………………………148
Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166
3.1 Этическая саморефлексия обучающихся как стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166
3.2 Моральная культура и моральный долг – педагогические проекции………………………………………………………………………196
3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214
3.4 Средства и методы воспитания…………………………………………246
Заключение……………………………………………………………………304
Библиография………………………………………………………
Нам представляется сегодня, что система педагогических целей должна быть откорректирована с учетом актуальности проблематики духовно-нравственного воспитания и социального запроса на нее. Не секрет, что молодое поколение России пребывает в потерянном, дезориентированном, духовно и эмоционально дисбалансированном состоянии, программной установкой деятельности молодежи стал поиск удовольствий и обеспечение как можно более емкой материальной базы для их получения. В молодежной среде культивируется эгоизм и себялюбие, перетекающие в поведенческий произвол, моральная распущенность, есть все основания утверждать, что пропагандой насилия и вседозволенности в массмедиа значительная часть молодежи опущена сегодня до уровня инстинктов. Низок уровень духовной культуры молодежи и студенчества, слабо выражен познавательный интерес и творческая активность обучающихся (здесь не имеется ввиду малочисленный процент духовной и интеллектуальной элиты молодежной аудитории).
В подобной ситуации человекоцентрированные установки должны преобладать на всем образовательном пространстве, не на словах - в содержании образования и в учебных планах образовательных учреждений. Это означает не только обогащение учебных программ дисциплинами социально-гуманитарного цикла, но и многосторонняя, обширная по своему содержательному и практическому охвату работа по воссозданию подлинной духовной сущности человека, такого образа его внутреннего «Я», который смог бы адекватно, по-новому, с гуманистической наполненностью отразить всю сложность и проблемность социального бытия современности и сформировать свою уникальную, зрелую, востребованную обществом активную личностную позицию. Студент и выпускник современного вуза не должны иметь упрощенное мировоззрение, быть духовно незрелыми являться объектом всевозможных манипуляций нечистых на руку игроков информационного, политического, экономического пространства.
Предлагаемая
интерпретация сущности
В то
же время, при уяснении смыслообразующих
установок образования, имея отчетливое
представление о векторности
социального, экономического, политического
развития страны, восприняв типологические
особенности современной
2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)
Критический рационализм И. Канта стоит особняком в общей парадигме западноевропейского рационализма. Г. Ленк в статье «Типы и семантика рациональности» так характеризует один из ее типов: «Синтетически интегративная рациональность в смысле кантовской архитектоники разума как разумная координация и комбинация отдельных знаний в некую систематическую общую связь». [109, C.168]. Эта системная взаимосвязь отдельных знаний и уровней человеческого разума – важнейший принцип отображения И. Кантом человеческой личности как некоей целостности, цельного образа, в чем его философская антропология смыкается с мыслеобразами русской философской классики.
Еще Н.О. Лосский отмечал, что русская цельность духа противопоставляется западному дуализму, а разумность – рационализму. [109, C.130]. В этих существенных моментах – понимании целостности человеческой личности и выдвижении принципа приоритетности в системе разума морального законодательства, проистекающего из его практической ипостаси, философия Канта имеет, на наш взгляд, больше смысловых корреляций с понятиями разум, разумное (которое подразумевалось в русской философии), чем с понятиями рациональное, рацио, от лат. «ratio» - счет. Для русских мыслителей понятие разумный помимо значения мыслить, рассуждать было увязано со значением поступать в соответствии с нравственными, этическими, эстетическими, религиозными установками и принципами. И. Кант наделяет понятие разум сходными смысловыми дефинициями. Разум у него – многоуровневая верховная субстанция человеческого духа, генерирующая этические нормативы, организующая и направляющая деятельность человека, это точка соединения человека с высшим миром, с божественным началом.
Рациональность трактуется сегодня в научном мире как логичность, оптимальность, последовательность, но также и как способ анализа мира путем деления его отдельные элементы, представления о его дискретности (в противовес русской философской традиции, исходящей из образа мира как цельности). Это различие между рациональным и разумным, замеченное и проанализированное исследователем Е.Ю. Леонтьевой, на наш взгляд, весьма существенно для современной философско-антропологической и педагогической мысли. Сходной позиции в определении данных понятий придерживается также современный отечественный философ В.Н. Касатонов, который утверждает, что разумность немыслима без веры, и более того, вера является ее необходимым условием. Им отмечено также, что рациональность уже разума как нормативное, дисциплинирующее начало в его деятельности. Как известно, классический новоевропейский рационализм в скором времени выродился в гипертрофированный рационализм, породил сциентизм, что является одной из главных причин экологического и духовного кризиса современной цивилизации.
В современной отечественной философии преобладает мнение, что русские философы, рассматривая рациональность, неизменно подразумевали ее нравственную составляющую. Этот ценностный элемент рационального видения мира, по мнению Леонтьевой, помогал русской философской мысли и русской ментальности в целом избегать падения в пучину радикализма и гипертрофированного рационализма. Еще одна характеристика специфически русского понимания рациональности – внимание к ее онтологическому аспекту. Эта черта, по нашему мнению, также присуща рационализму И. Канта – практический разум, выступающий у философа как исток морального законодательства - отправной пункт его философии, этико-философская и педагогическая теории вырастают из исследований философа в области психологии, политики, морали, юриспруденции и прочих социально значимых сфер и уровней общественной жизни и бытия личности.
По вопросу, что такое рациональность среди отечественных исследователей нет четкой и согласованной позиции. Одна точка зрения сужает понятие разума и разумности до уровня мыслительной способности. В настоящей работе мы будем придерживаться позиции, когда под рациональностью (как одной из форм разумения) понимается способность мышления человека к умопостижению объективного общего, а под рационализацией, соответственно, - процесс «онтологизации разумного, нисхождения разума до уровня объективного осмысления» [109, C.134]. (Данная традиция восходит еще к Р. Декарту). Отдельные авторы высказывают сегодня сожаление, разделяемое также нами, по поводу выхолащивания исконно русского понимания разума, наблюдаемого в отечественной философии последние несколько десятилетий. Эта тенденция приводит в конечном счете к отождествлению понятий разума и рациональности, являющему собой по сути классический западный образец рационализации мира.
На современном
этапе апелляция к разуму
И. Кант понимает человеческий разум как целостное единство, однако само по себе «систематическое единство разума» является для разума его собственной целью и проблемой. Причем, как отмечает Федорова, разум у Канта представляет собой открытую систему, способную «внутренне расти», не самодостаточным образом, как у Гегеля, а «активно вопрошая природу как принципиально иное и способное к самостоятельному ответу» [178, C.17]. По справедливому замечанию Федоровой, целостность системы разума у Канта воспроизводится таким образом, что она предполагает наличие системообразующего начала как основания для развертывания идеи его систематического единства. Таким началом в кантовской системе является понятие личности, которое трактуется им как сама способность лица быть свободным, человек предстает в качестве «ноумена». Разнонаправленные усилия разума, по Канту, «вырастают из одного корня», так же, как чувственность и рассудок, и этот корень имеет практическую природу. Иными словами, объективность высшей цели заключает в себе человек, рассмотренный как ноумен, как моральное существо.
И. Кант явил собой высшую точку интеллектуального движения эпохи Просвещения. Пристальное внимание авторов 18-го века к идее разума нашла свое воплощение также в философских построениях, посвященных педагогической проблематике. Ведь именно дети, особым образом воспитанные и образованные, способны в дальнейшем реализовывать идеал разумной жизнедеятельности и жизнеустройства, основанного на принципах рациональности. Во главу угла ставится развитие и оптимизация разумных способностей, понимаемых как человеческие интеллектуальные способности.
И. Кант в трактате «О педагогике» отмечает, что, в отличие от животных, человек нуждается в собственном разуме, так как «у него нет инстинкта, и он должен вырабатывать план своего поведения» [86, C.445]. Однако на свет человек появляется совершенно беспомощным, в том числе, и в отношении развитости разумных начал. Человеческий род в целом «из самого себя» постепенными усилиями решает эту проблему благодаря преемственности поколений с помощью воспитания разума в человеке и воспитания как такового. Само искусство воспитания (именно искусство), по Канту, должно быть разумным, то есть, оно должно реализовываться на основании плана, в истоке которого стоит образ человека, основывающийся на его назначении (совершенство, служение идее всеобщего блага). Воспитание нравственности, с его точки зрения, также необходимо строить на основе пробуждаемых и формируемых начал разумности. «...Сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, – от сознания», - пишет Кант [86, С.450].Заметим здесь, что философ верил в возможность реализации педагогического идеала в последующих поколениях, но признавал его недостижимость в данный момент.
Человек как воспитатель и воспитуемый не может должным образом функционировать в профессиональной и учебной сфере без уяснения основ педагогической рациональности в ее теоретико-методологических аспектах. В данной связи представляется целесообразным говорить о рациональном стиле учебной деятельности, о приоритетных направлениях в развитии обучаемых, о рациональности функционирования педагогических принципов, методико-установочной базы в образовательном пространстве и проч.
Диалектика чистого разума И. Канта, опыт исследования его критического рационализма, идеи, представленные в педагогическом трактате философа, а также сохранившиеся воспоминания о преподавательской деятельности самого великого ученого, позволяют сегодня дополнить содержание понятия «стиль учебной деятельности» новыми смысловыми экспликациями, позволяющими говорить о возможности его рационализации, о привнесении в него аксиологически обогащенных, актуальных для современной педагогики оттенков самого понятия «рациональность».
Исследование проблемы рациональности в трактовке И. Канта позволяет говорить о преломлении рационального начала в педагогике в виде блока проблем. Поскольку критический разум («думать самому»), практический разум («мыслить себя на месте другого») и универсальный разум (мыслить в согласии с самим собой») представляют собой смысловую триаду, соответствующие им три узла позиций рационального стиля учебной деятельности также оказываются взаимоувязанными. Первичный уровень развития рационального начала в человеке, т.е., критический разум И. Канта, предполагает, по нашему мнению, приобретение и развитие навыков рассудочной деятельности, развитие способности формировать понятия, суждения, умозаключения, производить анализ причин и следствий.
Главным правилом здесь становится необходимость «воспитания» «каждой способности души… не отдельно, но лишь в отношении к другим» [86, С.450]. Так, например, поясняет философ, развивать воображение следует, руководствуясь соображениями пользы для рассудка. Принцип целесообразности, соотнесенности с высшим этико-педагогическим идеалом является определяющим смыслообразующим и структурирующим началом всей его воспитательной системы (говоря о воспитании разума, Кант употребляет термин «воспитание» в расширительном значении, подразумевая под ним также обучение). Наряду с развитием высших человеческих способностей (разум, рассудок, способность суждения, моральность), которые у философа идентичны «свободной культуре душевных способностей», параллельно следует развивать также способности более низкого порядка, например, остроумие по отношению к разуму, память по отношению к рассудку, утверждает он. Познавательная способность, воображение, память, внимание, остроумие выступают у него в качестве «частной культуры душевных способностей», определяются как «низшие способности рассудка».