Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 09:31, диссертация
Актуальность исследования. В связи с процессом модернизации образования, оно находится в процессе качественного преобразования, связанного с расширением ее теоретико-методологической базы и поиска путей оптимального практического воплощения теоретических концептов. Гуманизация образования, как научное направление, на сегодняшний день – это сложившаяся образовательная парадигма, репрезентирующая принципы гуманизма. Как известно, они с успехом утвердились в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся духовно-нравственного воспитания обучающихся. Однако практическая реализация теории гуманизации образования зачастую сталкивается с проблемами, необходимость научного осмысления и преодоления которых сегодня очевидна.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Этико-педагогическая система ценностей Иммануила Канта в историко-культурном и социально-гуманитарном аспектах…..………25
1.1 Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта…………………………………………25
1.2 Гуманистический характер философии И. Канта и его этико -педагогических воззрений…………..……………………………………….70
1.3 Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта…………………..…..............86
Глава 2. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый………………………….…………………….109
2.1 Эвристический потенциал философем И. Канта как вектор педагогической антропологии……………………………………………..109
2.2 Проблема рациональности в педагогике (по опытам исследования критического рационализма И. Канта)…………………………………..127
2.3 Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта………………………………………………148
Глава 3. Концепция морально-нравственного воспитания личности в антропологическом и этико-философском измерениях………………..166
3.1 Этическая саморефлексия обучающихся как стержневой компонент самовоспитания………………..…………………………………………….166
3.2 Моральная культура и моральный долг – педагогические проекции………………………………………………………………………196
3.3 Воспитание эстетическое и религиозное………………………….........214
3.4 Средства и методы воспитания…………………………………………246
Заключение……………………………………………………………………304
Библиография………………………………………………………
Итак, следование ребенком закону необходимости проявляется в выполнении им конкретных обязанностей, что является выражением подчинения ребенка правилам и установлениям, предписываемым взрослыми. Однако, по мере роста сознательности воспитанника, перед педагогом встает задача вызвать у него «добровольное послушание», которое, с точки зрения Канта, «весьма важно» для воспитания. Средствами реализации данной задачи становятся у него апелляция к разуму подопечного, постоянный диалог с ним. Такой подход, с нашей точки зрения, наилучшим образом способствует делу воспитания подрастающего поколения для служения идеи всеобщего блага, которая также находится в центре внимания этики и педагогического учения философа. Это представляется бесспорным, если принять во внимание тот факт, что процесс пробуждения нравственных начал личности происходит тем активнее, чем большее внимание уделяется развитию ее разума, чем интенсивнее осознается ею сущность этических оснований, и в свете этого - сущность происходящего.
Так, рассуждая о трудности для детского разума в усвоении факта наличия у ребенка общечеловеческих обязанностей, философ в то же время отмечает, что в случае, если «он будет в состоянии понять это, что, впрочем, возможно лишь в более зрелом возрасте, то его послушание будет еще совершеннее» [86, C.486]. Несомненно, индивид тем полноценнее будет служить идее всеобщего блага, чем глубже и полнее им усвоены этические смыслы общечеловеческих ценностей. Воспитание обучаемых для служения идеи всеобщего блага и ее практическому осуществлению может стать, на наш взгляд, логическим основанием педагогических целей современного воспитательного процесса.
Наказание за нарушение запрета также необходимо, полагает философ, однако лучший вид наказания, согласно его твердому убеждению – это отказ – отказ в уважении и любви (нравственное наказание) или отказ «в том, что он хочет» (согласно Канту, разновидность физического наказания). Анализ его педагогических идей позволяет сделать вывод, что Кант – противник физических наказаний, т.к. последние превращают ребенка в раба. «Если нравственные наказания больше не помогают, и от них переходят к физическим, то с помощью последних вряд ли можно выработать лучший характер», - справедливо заключает он [86, C.487]. Самый действенный вид наказаний – нравственный, полагает философ; к их явным преимуществам относится еще и продолжительность действия, тонко замечает он. «Физические наказания должны быть только продолжением нравственных, - читаем мы, - если физические наказания продолжаются часто, они порождают упрямство, а если родители станут наказывать детей за упрямство, то они сделают их еще упрямее» [86, C.487].
В своих педагогических разработках, касающихся способов совмещения в теории и практике воспитания принципов необходимости, «принуждения» и свободы, философ рекомендует следовать трем правилам: 1) с самых ранних лет во всем предоставлять ребенку свободу (исключая случаи опасности действий ребенка для него самого либо если его действия становятся помехой для других); 2) «показывать ему», что достижение им своих целей основывается на той возможности достижения своих целей другими людьми, которую он им предоставляет; 3) доказывать ребенку, «что его заставляют слушаться, чтобы дать ему возможность пользоваться его собственной свободой, что в нем развивают это с тем, чтобы он впоследствии мог быть свободным, т.е. не зависел от посторонней опеки» [86, C.458]. Действительно, если мы хотим вырастить свободное существо, мы должны с самого начала предоставить ему свободу действий; второе предписание философа касается формирования начальных моральных понятий и основ морального чувства воспитанника. Философ стремится педагогическими средствами содействовать становлению личности, основывающей свою деятельность на следующих этических позициях: «…каждый из нас должен таким образом наслаждаться дарами жизни, чтобы заботиться о счастье других, имеющих право на равные части, и ничего не отнимать у них», «наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других людей и как святыню ценить его» [76, C.177-178]. В третьем своем утверждении Кант разворачивает одну из своих основных педагогических идей – воспитание ребенка лучшим образом осуществляется при осознанном участии в этом процессе его разума, перманентный диалог с которым – существенная задача педагогов и родителей. Нам представляется, что способ совмещения необходимости и свободы, предложенный И. Кантом, может пополнить собой арсенал современных педагогических средств, выступая в качестве существенного компонента, логического основания научно-технологического ипроцессуально-действенного аспектов современных педагогических технологий.
Послушание, правдивость и общительность – вот три основные черты, на которые следует обращать внимание в школьные годы, убежден Кант. Философ выделяет общительность среди многих других черт, так как, по его мысли, «любое общение уже представляет собой культивирование добродетели» [76, C.182]. Многие учителя в школах несправедливо протестуют против этого, полагал он. Интерес представляет здесь также глубокомысленное замечание философа, касающееся методов поощрения обучаемых. «Учителям же следует выделять не за талант, а единственно за характер, так как иначе возникает недовольство, мешающее дружбе», - пишет он [86, C.488]. Очевидно, философ прав: именно так природа лучшим образом достигнет своих целей в человеческом сообществе (совершенство): характер способствует раскрытию таланта и самореализации личности, наделенной им в меньшей степени, в то же время, сохраненная дружба способствует этическому развитию индивидуума.
Несомненно, процесс нравственного воспитания тесным образом связан с выработкой, или воспитанием определенного характера, прежде всего, по Канту, характера, освобожденного от страстей. «Нравственность относится к характеру» - размышляет философ [86, C.491]. «Человек должен привыкнуть так распоряжаться своими склонностями, чтобы они не обращались в страсти, - справедливо утверждает он, - …терпи и воздерживайся – вот в чем подготовка к мудрой умеренности» [79, C.491]. А для формирования этой «мудрой умеренности» «требуется мужество и известная склонность», «для этого нужно приучать себя к отказам, противодействию и т.д.» - был убежден философ. Признак характера – это твердая решимость к действию, и чем старше становится личность, тем в большей степени основанием ее поступка должен выступать, согласно Канту, категорический императив.
Одно из примечательных частных предложений Канта в деле морального воспитания детей и молодежи – разработка своеобразного «морального катехизиса», базирующегося на жизнеописаниях замечательных людей. При составлении катехизиса, был убежден философ, следует в первую очередь обратить внимание на долг и достоинство, обретаемые человеком от исполнения предписаний категорического императива, а не подавать эти деяния в «конфетной», оболочке образов героев сентиментальных романов. [86, C.60]. Такое рассмотрение, по мысли Канта, дает молодежи осознать ценность морального закона. Данная идея великого мыслителя осталась невоплощенной и по сей день.
Учение о нравственности никогда не должно быть «смешанным», утверждает И. Кант. Это означает, что в преподавании этики следует показывать строгие этические принципы, отделяя постороннюю мотивацию возможных поступков. Ведь «честный поступок», совершенный «без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете», «поднимает дух и вызывает желание самому действовать так же». «Даже подростки ощущают это влияние, - справедливо замечает философ, - и потому обязанности никогда не следует показывать им иначе» [76, С.252]. Смешанное же учение о нравственности, при котором в качестве мотива полагаются чувственные склонности индивидуума, делает состояние души «неустойчивым», что приводит человека к добру «лишь случайно», но чаще всего – приводит его ко злу.
Как было показано выше, целью процесса воспитания философ видит свободную, нравственную личность, обладающую развитым чувством собственного достоинства (характеристика такой личности дана им в определении процесса воспитания, приведенном выше). Однако современный этап общественного развития предполагает, как нам представляется, уточнение этих сущностных характеристик. В ходе исследовании мы выявили следующие предполагаемые черты и качества обозначенного идеала (с нашей точки зрения, они спроектированы также И. Кантом, однако, поданные им в контексте реалий его эпохи, они требуют своей экспликации в современных понятийных и языковых соответствиях): это:
- целостная
самосовершенствующаяся личность
со сформированными
- способная
на самостоятельный и
- с развитой потребностью к максимальной реализации своих возможностей и способностей в различных сферах жизнедеятельности,
- с развитой положительной «Я-концепцией»,
- открытая к восприятию нового опыта.
Как уже отмечалось, основной задачей Кант-преподаватель видел обучение студентов навыкам самостоятельного мышления, его размышления в процессе лекции провоцировали не только познавательную активность слушателей, но и активизировали собственное мышление аудитории. Поиск истинного обоснования, скрытых причин явления, подлинного знания – такую цель преследовали все формы общения со студентами – будь то сократический диалог,