Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

До настоящего времени система образования в России была ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получалось, что дети с особыми образовательными потребностями выпадали из общего образовательного процесса. Эту проблему сегодня призвано решить инклюзивное образование. Несомненно, проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы
управления инклюзивным образованием
1.1.Теоретические основы понятия «управление» ………………………10
1.2. «Инклюзивное образование» как актуальная проблема современных образовательных систем……………………………………………………..25
1.3. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации……………………………………………….32
Глава 2. Управление развитием инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
2.1. Актуальный анализ проблем организации образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей коррекционную образовательную деятельность (на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска) …………………………………………49
2.2.Развитие материально-технического обеспечения
инклюзивного образования…………………………………………………54
2.3. Создание и реализация модели управления развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении……………….61
Заключение………………………………………………………………….84
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Диплом менеджмент.docx

— 196.54 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Министерство образования и науки Мурманской области

Мурманский областной институт повышения квалификации

 работников образования  и культуры

Кафедра государственного и муниципального  управления

 

 

 

Дипломная работа

Управление развитием инклюзивного образования  дошкольной образовательной организации в современных условиях

 

 

 

Выполнила:

Синицкая Елена Петровна,

заместитель заведующего по ВМР

МДОУ № 6

города Оленегорска

Мурманской области

Научный руководитель:

Малахова Оксана Владимировна,

заведующий кафедрой

дошкольного и начального образования

МОИПКРОиК,

к.п.н., доцент

 

Мурманск

2014 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические основы

управления  инклюзивным образованием

1.1.Теоретические основы понятия «управление» ………………………10

1.2. «Инклюзивное  образование»  как  актуальная проблема  современных образовательных систем……………………………………………………..25

1.3. Особенности  организации  инклюзивного  образования  в дошкольной   образовательной организации……………………………………………….32

Глава 2. Управление развитием инклюзивного образования в   дошкольной образовательной организации.

2.1. Актуальный анализ  проблем организации образовательной  среды в ДОУ, обеспечивающей  коррекционную образовательную деятельность (на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска) …………………………………………49

2.2.Развитие материально-технического  обеспечения

 инклюзивного образования…………………………………………………54

2.3. Создание и реализация  модели управления  развитием  инклюзивного образования в дошкольном  образовательном учреждении……………….61

Заключение………………………………………………………………….84

Список литературы…………………………………………………………88

Приложения…………………………………………………………………..91

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

До настоящего времени система образования в России была ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получалось, что дети с особыми образовательными потребностями выпадали из общего образовательного процесса. Эту проблему  сегодня призвано решить инклюзивное образование. Несомненно, проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Усилия Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В соответствии с новым  нормативно-правовым обеспечением  системы образования в Российской Федерации, инклюзивное образование является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной   системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ  обучения  и коррекции, такую важную составляющую,  как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение  эффективной  модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит  решать проблемы  внутри  образовательной  среды учреждения,  избежать  необоснованной  переадресации  проблем ребенка внешним  службам,  сократить  число  детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.1

В  рамках нормативных правовых актов, необходимых для реализации инклюзивного образования, подготовлено Письмо Министерства образования и науки РФ  от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Согласно данного письма основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06).2

Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций.

В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р, реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. 3

Инклюзивное образование сегодня находится на стадии формирования, поэтому для нашей страны  задача налаживания системы инклюзивного образования требует грамотного управления его развитием в образовательных организациях, что определяет проблему исследования.

Проблема исследования - отсутствие модели управления инклюзивным образованием в дошкольной организации.

Цель исследования – изучение системы управления развитием инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации, построение модели управления инклюзивным образованием в МДОУ № 6.

Объект исследования – процесс управления инклюзивным образованием в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – организационная модель управления инклюзивным образованием в дошкольной образовательной организации.

Актуальность проблемы и необходимость поиска путей ее решения обуславливает выдвижение рабочей гипотезы:

Качество инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации  возможно повысить при следующих условиях:

  • создание единой образовательной среды для детей, имеющих  разные стартовые возможности;
  • организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;
  • организация межведомственного взаимодействия  по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические основы понятия «управление».
  2. Проанализировать основные подходы к определению содержания понятия «инклюзивное образование».
  3. Раскрыть особенности  организации  инклюзивного  образования  в дошкольной   образовательной организации.
  4. Провести актуальный анализ проблем организации образовательной среды в ДОО, обеспечивающей  коррекционную  образовательную деятельность.
  5. Показать особенности развития материально-технического обеспечения инклюзивного образования.
  6. Создать модель управления  развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.

Методологической  и теоретической основой исследования выступили:

  • Теория управления;
  • Федеральный Закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ  от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • Государственная  программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная  распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Для выполнения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические:

- теоретический анализ  литературы;

- анализ нормативно-правовой документации;

- моделирование;

- педагогический мониторинг  состояния системы инклюзивного  образования в учреждении.

Практические:

- обобщение передового  педагогического опыта;

- наблюдение за организацией  инклюзивного образования в ДОО.

Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений. В работе имеются схемы, таблицы, диаграммы. Введение раскрывает актуальность инклюзивного образования, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия «управление», «инклюзивное  образование»  как  актуальная проблема  современных образовательных систем и особенности  организации  инклюзивного  образования  в дошкольной   образовательной организации.

Вторая глава посвящена созданию модели управления  развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Список литературы включает 52 наименования, которые использовались в дипломной работе. В приложения включены локальные акты МДОУ № 6, регламентирующие организацию инклюзивного образования; структура деятельности психолого-медико-педагогического консилиума; тест для определения самооценки творческого потенциала педагогов инклюзивных групп; разработанные модель и план взаимодействия специалистов при осуществлении психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования; план взаимодействия с родителями воспитанников инклюзивных групп; анкета для родителей по вопросу о совместном воспитании и обучении нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления  инклюзивным образованием

1.1.Теоретические  основы понятия «управление».

В самом широком смысле управление представляет собой воздействие на какую-то систему с целью достижения желаемых изменений в ее состоянии или поведении. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

Информация о работе Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях