Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:29, дипломная работа
Описание работы
До настоящего времени система образования в России была ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получалось, что дети с особыми образовательными потребностями выпадали из общего образовательного процесса. Эту проблему сегодня призвано решить инклюзивное образование. Несомненно, проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретические основы управления инклюзивным образованием 1.1.Теоретические основы понятия «управление» ………………………10 1.2. «Инклюзивное образование» как актуальная проблема современных образовательных систем……………………………………………………..25 1.3. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации……………………………………………….32 Глава 2. Управление развитием инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. 2.1. Актуальный анализ проблем организации образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей коррекционную образовательную деятельность (на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска) …………………………………………49 2.2.Развитие материально-технического обеспечения инклюзивного образования…………………………………………………54 2.3. Создание и реализация модели управления развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении……………….61 Заключение………………………………………………………………….84 Список литературы…………
Учреждение успешно реализует
инклюзивную практику, если:35
все дети, включенные
в образовательный процесс
• показывают положительную
динамику в развитии (особенно в развитии
социальных навыков);
• адаптированы и приняты детской
группой, с желанием посещают образовательное
учреждение;
• получают помощь и поддержку
в овладении образовательной программой.
родители детей с
ОВЗ
• понимают как перспективу
развития их ребенка, так и актуальные
задачи и ответственность, стоящие перед
ними в процессе включения ребенка в образовательную
среду;
• полноценно участвуют в процессе
обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают
режим пребывания ребенка в образовательном
учреждении;
• включены в систему психолого-педагогического
сопровождения ребенка.
родители всех детей,
посещающих инклюзивную группу
• занимают активную позицию
сотрудничества и поддержки по отношению
к семье «особого ребенка», учителю, специалистам
психолого-педагогического сопровождения.
педагоги
• принимают политику администрации
образовательного учреждения по инклюзивному
образованию;
• реализуют инклюзивную практику,
используя как уже имеющийся профессиональный
опыт и знания, так и инновационные подходы
к обучению, принимают участие в разработке
и реализации индивидуальных образовательных
планов (индивидуальных планов или программ
развития в дошкольных образовательных
учреждениях);
• эффективно взаимодействуют
с родителями, координатором по инклюзии,
специалистами психолого-педагогического
сопровождения;
• имеют положительную мотивацию
в осуществлении своей профессиональной
деятельности;
• имеют информацию о возможных
ресурсах как внутри образовательного
учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном
центре по развитию инклюзивного образования,
окружном методическом центре, общественных организациях)
и активно их используют в профессиональной
деятельности.
• участвуют в реализации инклюзивных
подходов для задач социальной адаптации
и развития детей с ОВЗ и их одноклассников,
используя при этом наиболее эффективные
инновационные технологии психолого-педагогического
сопровождения;
• действуют в междисциплинарной
команде, опираясь в планировании и реализации
своей профессиональной деятельности
на коллегиальные решения и подходы;
• эффективно взаимодействуют
с родителями, педагогами (воспитателями
и учителями);
• администрация и специалисты
сопровождения имеют информацию о возможных
ресурсах как внутри образовательного
учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном
центре
по развитию инклюзивного образования,
окружном методическом центре, общественных
организациях) и активно их используют
в профессиональной деятельности.
руководитель образовательного
учреждения36
• создает условия для развития
и поддержки инклюзивной культуры, формирования
инклюзивных ценностей и соответствующей
атмосферы учреждения;
• занимает лидерскую позицию
в формировании инклюзивной политики
(стратегии) и тактики, развитии инклюзивной
практики в педагогическом коллективе;
• понимает важность оказания
поддержки сотрудникам, отвечающим за
координацию работы, связанной с особыми
образовательными потребностями.
представители администрации
образовательного учреждения
• понимают свою роль по отношению
к детям с ОВЗ и их родителям, связанную
с их основным функционалом.
координатор по инклюзивному
образованию
• своевременно получает информацию
(статистическую и качественную) о детях
с ОВЗ;
• своевременно и оперативно
получает запрос на ту или иную (организационную,
методическую) поддержку педагогического
коллектива образовательного учреждения,
потребность в психолого-педагогическом
сопровождении детей и (или) их родителей.37
Подводя итоги вышесказанному,
подчеркнем, что успех инклюзивной практики
в дошкольной образовательной организации
зависит от реализации основных принципов
инклюзии и создания определенных условий.
Профессиональная квалификация педагогов
и специалистов, реализующих инклюзивный
подход; организация предметно-развивающей
среды образовательного процесса; организация
сотрудничества между участниками образовательных
отношений способствуют успешному включению
ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательный
процесс. В данном случае дошкольное образование
будет первым уровнем не только общего,
но и инклюзивного образования.
Глава 2. Управление
развитием инклюзивного образования в
дошкольной образовательной организации.
2.1. Актуальный
анализ проблем организации
образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей
коррекцинную образовательную деятельность
(на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска)
Россия взяла курс на модернизацию
образования. В числе других изменений
это означает и реализацию принципов инклюзивного
образования. Развивается процесс интеграции
детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательную среду
вместе с нормально развивающимися сверстниками.
С 1994 года в нашем учреждении
воспитываются нормально развивающиеся
дети и дети с ограниченными возможностями
здоровья. Функционируют 5 групп общеразвивающей
направленности, 1 группа компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи, 5 групп комбинированной направленности
для детей с нарушениями зрения и нормально
развивающихся детей, логопедический
пункт.
Образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья является одним
из приоритетных направлений деятельности
нашего учреждения.
Списочный состав
ДОУ -181 воспитанник.
Из них:
- 23 ребенка с патологией
зрения;
- 10 детей с тяжелыми нарушения
речи;
- 20 детей с ФФН и
ФН;
- 2-ребенка – инвалида
( 1 ребенок – инвалид по общему заболеванию,
1 ребенок - с нарушением слуха).
Образовательный и коррекционный
процессы в группах комбинированной направленности
обеспечивают специалисты:
Педагоги:
- Воспитатели;
- Педагог – психолог;
- Учителя – логопеды;
- Учителя – дефектологи
(тифлопедагоги);
- Инструктор по физической
культуре;
- Музыкальные руководители.
Медицинские работники:
- старшая медицинская
сестра;
- врач педиатр;
- врач офтальмолог;
- медсестра-ортоптистка.
Имея практику интегрированного
обучения в учреждении, хотелось бы подчеркнуть,
какие проблемы возникают при включении
детей с особенностями развития в образовательный
процесс ДОУ.
До сих пор педагоги детского
сада ориентировались в основном на стандарты
образовательной программы – внешнюю
опору, в соответствии с которой разворачивалась
их работа с детьми, а дети, используя свой
личный ресурс, приспосабливались к этой
программе. Но теперь стало появляться
все больше детей, у которых нет такого
внутреннего ресурса. Поведение этих детей
кажется странным, «ненормальным», и часто
педагоги, сталкиваясь с этой «странностью»,
рекомендуют родителям сходить на консультацию,
проверить ребенка и, желательно, перевести
его в другое, специализированное учреждение.
До сих пор перевод детей с особенностями
развития в специализированные учреждения
был достаточно распространенной практикой.
Теперь новые законы говорят нам о том,
что все дети имеют равные права, поэтому
дело образовательного учреждения – найти
необходимый ресурс, чтобы обеспечить
каждому ребенку наилучшие условия для
развития. В идеале родители должны иметь
возможность выбирать, где учиться их
ребенку, и любые индивидуальные особенности
детей должны учитываться в любом образовательном
учреждении.38 Кроме того, образование детей
с ограниченными возможностями здоровья
в соответствии с Законом № 273-ФЗ и ФГОС
ДО осуществляется по адаптированным
программам. И педагогам, осуществляющим
инклюзивное образование, необходимо
реализуемую в учреждении образовательную
программу «приспособить» для образования
детей с ОВЗ в соответствии с категорией
детей, особенностями их психофизического
развития и индивидуальных возможностей.39 При этом возникают следующие
вопросы: как соединить в педагогической
деятельности требования дошкольной программы
и особенности детей, которые должны ее
освоить; как учитывать эти особенности
при построении индивидуального плана
развития ребенка и при тематическом планировании
работы в группе? Ответы на эти вопросы
формируют новый подход к образованию.
Меняется педагогика в целом, она становится
включающей (инклюзивной). В создание новых
форм и способов взаимодействия детей
и взрослых включаются все участники образовательного
процесса (педагоги, родители, дети, администрация),
поскольку инклюзивное образование требует
постоянного творческого вклада от каждого.
Хотелось бы отметить, что на
сегодняшний день в отношении инклюзивного
образования отсутствует нормативно-правовая
база, определяющая порядок его организации,
размер и порядок финансирования работников
инклюзивной группы, состав специалистов,
правила оказания медицинских услуг в
зависимости от возможностей и состояния
здоровья ребенка.
Трудностью реализации инклюзивной
практики в дошкольном учреждении, является
нехватка специализированных кадров. 40Многие из педагогов, имеющих
опыт работы в группах комбинированной
направленности, ушли на заслуженный отдых.
На смену им приходят педагоги, не имеющие
подобного опыта, и необходимой квалификации.
Наблюдается психологическая неготовность
некоторых педагогов к принятию ребенка
с ограниченными возможностями здоровья.
Речь идет о необходимости воспитания
толерантного отношения к детям с особыми
образовательными потребностями, а так
же знакомство с основными ценностями,
целями и методиками организации инклюзивной
практики и согласие с ними, изменение
установок взрослых на «особенных детей»,
ведь особенности есть у каждого из нас.
Следующая проблема, которая
возникает при включении в образовательный
процесс ребенка с особыми образовательными
потребностями это изменения образовательной
среды, что подразумевает составление
образовательного проекта, в котором предусматриваются
особенности ребенка. (Например, если приходит
ребенок с физическими нарушениями, планируется
весь маршрут передвижения ребенка по
детскому саду: все режимные моменты и
их обеспечение (посещение туалета, сидение
за столом, прогулки, двигательные занятия),
педагогические действия по организации
обучения и взаимодействия ребенка с другими
детьми). Очевидно, что данное условие
требует материальных вложений, что не
всегда становится возможным.
Таким образом, необходимо
понимать, что внедрение инклюзии в дошкольном
учреждении ставит перед его администрацией
сложную задачу: с одной стороны, нужно
включить ребенка с ОВЗ и его семью
в образовательный процесс, а с другой
– адаптировать учреждение (персонал,
материально-техническую базу, образовательную
программу) к новым условиям функционирования. 41Движение в сторону инклюзии
с теми проблемами, которые есть: отсутствие
нормативно-правовой базы, нехватка специализированных
кадров, психологическая неготовность
педагогов к принятию ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, недостаточное
финансирование - это достаточно затратный
процесс. На переходном этапе надо двигаться
очень медленно, предусматривая каждый
шаг, анализируя условия и подбирая средства. При
развитии инклюзивной формы образования
многое зависит от личной инициативы руководителя,
его умения устанавливать контакты с общественными
и коммерческими организациями для привлечения
внебюджетных средств на покупку специального
медицинского и коррекционного образования.
На сегодняшний день цель образовательного
учреждения при реализации инклюзивной
практики – обеспечение условий для совместного
воспитания и образования детей с разными
стартовыми возможностями, а именно:
1. Наличие детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), родители
которых готовы привести их в этот детский
сад;
2. Психологическая готовность
руководителя и коллектива к инклюзии,
включающая в себя знакомство с основными
ценностями, целями и методиками организации
инклюзивной практики и согласие с ними;
3. Наличие необходимых специалистов
(дефектологов, психологов, логопедов);
4. Наличие специальных условий
обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе, при
необходимости, безбарьерной среды;
5. Возможность повышения квалификации
педагогов в данном аспекте.42
2.2.Развитие материально-технического
обеспечения инклюзивного образования
Для развития материально-технического
обеспечения инклюзивного образования
необходимо создать образовательную среду,
обеспечивающую доступность качественного
образования для всех воспитанников, в
том числе и лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития и состояния здоровья. 43Организация инклюзивного образовательного
пространства потребовала модернизации
коррекционно-развивающей образовательной
среды и укрепления материально-технической
базы.
На сегодняшний день в учреждении
имеются необходимые условия для реализации
инклюзивного образования. Удобный, просторный,
эстетично оформленный, постоянно обновляющийся
интерьер групп, кабинетов и залов создает
уютную, почти домашнюю обстановку: во
всех 5 группах комбинированной направленности
приобретена новая корпусная детская
мебель, столы и стулья, современные наглядные
и информационно-коммуникационные средства,
модифицированное оборудование для непосредственно
образовательной деятельности и коррекционных
занятий, в раздевальных комнатах имеются
новые шкафчики для одежды, в спальных
помещениях – современные удобные кроватки.
Предметная и коррекционная
среда носит специфический характер,
отражающий общие и индивидуальные особенности
детей с ОВЗ, характер нарушений их
развития.
Решению проблемы создания
развивающей среды способствуют новые
подходы к формированию структуры здания
и размещению функциональных помещений
как базовых компонентов развивающей
и коррекционной среды.
Формирование
предметно-развивающей и коррекционной
среды