-Детские сады компенсирующего
вида – дети одной категории,
специалисты, специально организованная
предметно-развивающая среда.
-Детские сады комбинированного
вида – дети разных категорий
и дети возрастной нормы, специалисты,
специально организованная предметно-развивающая
среда.
-Детские сады, в которых
созданы службы (Лекотека, Службы ранней
помощи, Консультативный пункт) – дети
разных категорий, специалисты, предметно-развивающая
среда.
-Массовые детские сады
с группами кратковременного пребывания
«Особый ребенок», – дети разных категорий
и специалисты.
-Массовые детские сады,
в которых создаются инклюзивные
группы – специалисты, предусмотренные
штатным расписанием общеобразовательного
ДОУ – пока нет юридических
документов, регламентирующих деятельность
инклюзивных групп, в том числе
и наличия специалистов в штатном
расписании.
Условия реализации
инклюзивной практики в детском саду.
Профессиональная
квалификация педагогов и специалистов,
реализующих инклюзивный подход.30
Требования к воспитателям
и специалистам, работающим в инклюзивной
группе:
- знают теории развития детей,
владеют разнообразными методами обучения
и воспитания;
- используют свои знания о развитии
детей, а также свои взаимоотношения с
детьми и их семьями для того, чтобы понять
и оценить многообразие детей в каждой
группе и учесть уникальные потребности
и потенциальные возможности каждого
ребенка;
- обеспечивают обучение и воспитание
и модифицируют его таким образом, чтобы
удовлетворять различные потребности
детей;
- способствуют развитию положительной
самооценки детей;
- разговаривают с детьми дружелюбно,
вежливо и уважительно, обращаясь к ним
по именам;
- знают сильные стороны личности
каждого ребенка и его достижения на протяжении
времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки
и достижения каждого ребенка и хвалят
его за это, заботясь о том, чтобы получили
признание достижения каждого ребенка;
- поддерживают позитивное взаимодействие
с родителями;
- сообщают семьям о достижениях
их детей (например, в письмах,
по телефону и т.п.);
- педагоги способствуют индивидуальному
росту в соответствии с собственным темпом
развития каждого ребенка, ко всем детям
обращаются с равным уважением и вниманием;
- предоставляют детям равные
возможности принимать участие во всех
видах занятий;
- предоставляют детям возможность
выбора вида активности и время для самостоятельной
работы в группах. Направляют и стимулируют
процесс саморегулирования у детей, предоставляя
им материалы, время и место для выбора
и планирования их собственных занятий;
- способствуют тому, чтобы дети
были вовлечены в организацию праздников,
выставок, спортивных состязаний, экскурсий,
выпуска газет и других занятий;
- создают для детей условия
безопасности: через организацию четкого
ритма
распорядка дня, недели, месяца,
года, создание и исполнение ритуалов
группы;
- стимулируют атмосферу взаимной
заботы и помощи;
- демонстрируют и формируют
отношение сочувствия и позитивные способы
общения, в том числе и в процессе разрешения
проблем и конфликтов;
- вовлекают детей в процесс
выработки ясных и понятных требований
и правил к поведению;
- ясно формулируют свои ожидания
от детей;
- используют ситуации в жизни
детского сада, чтобы помочь детям видеть
дискриминацию, предубеждения и стереотипы,
а также обсуждают этические аспекты неравенства;
- создают ситуации и пользуются
возможностями для того, чтобы дети практиковались
в достижении компромиссов и создании
консенсуса;
- применяют принципы честности
и равноправия, когда разделяют детей
на группы, когда хвалят их за умения, усилия
и достигнутые результаты;
- создают ситуации, когда дети
сотрудничают друг с другом, выполняют
что-либо по очереди и помогают друг другу
для достижения положительного результата;
- предоставляют детям возможность
отвечать за что-то в группе («дежурные
по...»);
- организуют активность детей
во время таких занятий, как забота о растениях,
животных, организация обеда, регулирование
занятий на приусадебной площадке и т.п.
- используют естественные и
образовательные ситуации для развития
социальных навыков (напр., выражения чувств,
соблюдение очередности и т.п. через драматические
игры, проектную деятельность, изготовление
кукол для кукольного театра, рисование,
живопись и т.д.);
- демонстрируют желательное
поведение в различных ситуациях;
- используют различные виды
деятельности, которые соответствуют
уровню развития детей, чтобы вовлечь
детей в активное обучение, имеющее для
детей смысл, и чтобы достигнуть следующих
целей:
Воспитывают позитивное чувство
самоидентификации и эмоционального благополучия.
Развивают социальные умения
и знания, коммуникативные навыки.
Побуждают детей думать, рассуждать,
ставить вопросы и экспериментировать.
Способствуют развитию умений
решать проблемы, излагать
свое мнение и делать выводы.
Стимулируют развитие языковых
навыков и грамотности.
Повышают уровень физического
развития.
Способствуют социальной инклюзии
(включению).
Организация
предметно-развивающей среды образовательного
процесса
Большое внимание в образовательной
программе должно быть уделено самостоятельной
деятельности детей.31 Для стимуляции детской активности
воспитатели могут использовать принципы
организации предметно-развивающей среды:
• Среда должна быть безопасной.
• Среда должна быть комфортной
и уютной.
• Среда организуется в каждой
группе на основе представлений о возрастных
закономерностях развития детей в соответствии
с их интересами таким образом, чтобы у
детей были оптимальные возможности проявлять
активность, работать как в сотрудничестве
со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
• Развивающая среда группы
должна быть вариативной, чтобы у каждого
ребенка в соответствии с его интересами
и возможностями был выбор и возможность
реализовать свою инициативу (выбор игрушек,
материалов, видов деятельности).
• Среда должна быть информативной.
• Среда должна постоянно обновляться,
быть изменчивой вслед за изменением интересов
и образовательных потребностей детей.
Организация
отношений между участниками образовательных
отношений.
Для того чтобы повысить общее
качество образовательного процесса,
все его участники: администрация, педагоги,
специалисты, дети и родители,32
1. Регулярно работают
в сотрудничестве друг с другом.
2. Открыто оказывают друг
другу помощь и получают ее,
предоставляют обратную связь, дают
советы, делают критические замечания
и прислушиваются к ним.
3.Уважительно относятся
друг к другу за индивидуальный
вклад, вносимый ими в общее дело.
4.Эффективно работают
как единая профессиональная
команда
для достижения общей цели,
такой, например, как составление согласованного
представления об актуальном уровне развития
детей
и группы в целом, планирование
согласованных действий, способствующих
развитию детей и группы через разработку
тематических проектов или разработку
индивидуального образовательного плана
развития ребенка (ИОП).
5.Педагоги и специалисты
работают в качестве наставников
с новыми педагогами, чтобы улучшить
как свою собственную профессиональную
компетентность, так и нового
педагога.
Для реализации целей инклюзии
в ДОУ работают специалисты разного профиля
– психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели,
педагоги дополнительного образования,
медицинские работники. Для эффективной
работы в инклюзивной группе необходимо
выстроить
различные схемы организации
взаимодействия специалистов. Эти схемы
будут зависеть от состава детей инклюзивной
группы, и определяться сочетанием индивидуальных
образовательных планов и образовательной
программой.
Построение
инклюзивного процесса в группе детского
сада33
Построение инклюзивного процесса
в группе детского сада выполняется следующим
образом:
1.Диагностика индивидуальных
особенностей развития детей инклюзивной
группы (беседа и анкетирование родителей).
2.Диагностика развития ребенка
(наблюдение за поведением в группе).
3. Междисциплинарное оценивание
ресурсов и нарушений ребенка, составление
индивидуального образовательного маршрута
и индивидуального образовательного плана.
4.Планирование образовательного
процесса с учетом индивидуальных образовательных
потребностей детей группы.
5. Организация совместной жизнедеятельности
детей в условиях инклюзивной группы.
Задачи
организации совместной деятельности:
- создание общности детей и
взрослых (вместе мы группа), основанной
на уважении и интересе к личности каждого
члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- формирование умения устанавливать
и поддерживать отношения с разными людьми
(младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
- формирование умения поддерживать
друг друга;
- развитие коммуникативных
навыков и культуры общения, создание
позитивного эмоционального настроя;
- активизация способности выбирать,
планировать собственную
деятельность, договариваться
с другими о совместной деятельности,
распределять роли и обязанности;
- развитие умений и навыков
игровой, познавательной, исследовательской
деятельности;
- формирование навыков саморегуляции
и самообслуживания.
Содержание
инклюзивного образования реализуется
в разных формах:
- индивидуальные занятия со
специалистами;
- активные действия в специально
организованной среде (свободная игра
в групповом помещении, в специально оборудованных
помещениях, прогулка);
- совместная деятельность и
игра в микро-группах с другими детьми;
- прием пищи;
- дневной сон;
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии,
походы выходного дня.
Индивидуальные
занятия направлены на развитие и поддержку
функциональных способностей ребенка
в соответствии с его возможностями. Содержание
встреч, планируется согласно составленному
индивидуальному плану. Индивидуальные
встречи проводятся специалистами в соответствии
с составленным графиком.
Индивидуальные занятия строятся
на оценке достижений ребенка и определения
зоны его ближайшего развития. Диагностика,
определение задач развития и коррекции
осуществляется командой специалистов,
а каждое занятие выстраивается с учетом
действий всех специалистов, работающих
с ребенком. По результату занятия специалист
составляет запись в индивидуальной карте
развития ребенка, с которой обязательно
знакомятся другие специалисты и воспитатели
групп. Родителям выдается подробное описание
того, что и насколько успешно делал ребенок,
а также домашнее задание с рекомендациями
по отработке навыков и включению их в
игровую и бытовую деятельность.
Специально организованная
среда планируется и выстраивается
совместно педагогами, специалистами
и воспитателями при участии родителей
в процессе наблюдения за потребностями,
особенностями развития, самостоятельными
действиями, интересами детей. Там, где
специалисты отмечают сложности и препятствия,
возникающие у ребенка в освоении окружающего
мира, ребенку предлагают способы позволяющие
преодолеть их. Среда выстраивается также
в соответствии с зоной ближайшего развития
ребенка, что требует от взрослых навыков
наблюдения за процессом развития ребенка.
Педагоги способствуют взаимодействию
детей в микрогруппах, через
организацию игровой, проектной и исследовательской
деятельности. Дети, решая в микрогруппах
общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать
друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать
свои действия, находить совместные решения,
разрешать конфликты. Замечая различия
в интересах, способностях, навыках, дети
учатся с помощью взрослого учитывать
их при взаимодействии.
Фронтальные формы
организации активности детей могут решать как познавательные,
так и социальные задачи. Для организации
инклюзивного процесса больше всего подходит
занятие, на котором дети и взрослые играют
вместе в особой – спокойной, доверительной
атмосфере.
Детско-родительские
группы. Это комплексные занятия для
детей и родителей, включающие в себя игры,
творческие занятия, музыкальные занятия.
Группы ведут специалисты: психолог, логопед,
дефектолог, музыкальный руководитель.
Основными факторами взаимодействия специалистов
с родителями являются позитивное отношение
ко всем детям, демонстрация конструктивных
способов поведения, позитивное подкрепление
эффективных взаимодействий и информационная
поддержка родителей. 34Важно и то, что родители включаются
в игры, упражнения, песни, лепку, которыми
наполнено занятие – и этим, с одной стороны,
помогают своим детям включиться, с другой
– сами получают эмоциональную разрядку,
отдыхают и получают новый опыт общения
со своим ребёнком. После занятия родители
могут задать специалистам вопросы, обсудить
волнующие их проблемы, получить информационную
и психологическую поддержку. Присутствие
на занятии детей с типичным развитием
дает возможность «особым» следовать
за своими сверстниками и учиться у них,
а они, в свою очередь, привыкают быть в
одной среде с «особенными» детьми, получают
позитивный опыт общения с ними.
Праздники, экскурсии,
конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного
процесса. Они создают позитивный эмоциональный
настрой, объединяют детей и взрослых,
являются важным ритуалом группы и всего
сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий
творческая. Они могут быть подготовлены
взрослыми – тогда это будет сюрпризом
для детей, что тоже влияет на создание
положительной атмосферы.