Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

До настоящего времени система образования в России была ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получалось, что дети с особыми образовательными потребностями выпадали из общего образовательного процесса. Эту проблему сегодня призвано решить инклюзивное образование. Несомненно, проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы
управления инклюзивным образованием
1.1.Теоретические основы понятия «управление» ………………………10
1.2. «Инклюзивное образование» как актуальная проблема современных образовательных систем……………………………………………………..25
1.3. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации……………………………………………….32
Глава 2. Управление развитием инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
2.1. Актуальный анализ проблем организации образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей коррекционную образовательную деятельность (на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска) …………………………………………49
2.2.Развитие материально-технического обеспечения
инклюзивного образования…………………………………………………54
2.3. Создание и реализация модели управления развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении……………….61
Заключение………………………………………………………………….84
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Диплом менеджмент.docx

— 196.54 Кб (Скачать файл)

-Детские сады компенсирующего  вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

-Детские сады комбинированного  вида – дети разных категорий  и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая  среда.

-Детские сады, в которых  созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

-Массовые детские сады  с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.

-Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные  группы – специалисты, предусмотренные  штатным расписанием общеобразовательного  ДОУ – пока нет юридических  документов, регламентирующих деятельность  инклюзивных групп, в том числе  и наличия специалистов в штатном  расписании.

 

 Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.

 

 Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.30

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:

- знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания;

- используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми  и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка;

- обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей;

- способствуют развитию положительной самооценки детей;

- разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам;

- знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка;

- поддерживают позитивное взаимодействие с родителями;

- сообщают семьям о достижениях их детей (например, в письмах,

по телефону и т.п.);

- педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка, ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием;

- предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий;

- предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий;

- способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий;

- создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма

распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы;

- стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи;

- демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов;

- вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению;

- ясно формулируют свои ожидания от детей;

- используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства;

- создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса;

- применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты;

- создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата;

- предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по...»);

- организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п.

- используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.);

- демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях;

- используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

  • Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.

  • Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки.

  • Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.

  • Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать

свое мнение и делать выводы.

  • Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности.

  • Повышают уровень физического развития.

  • Способствуют социальной инклюзии (включению).

Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса

Большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей.31 Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

• Среда должна быть безопасной.

• Среда должна быть комфортной и уютной.

• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.

• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

• Среда должна быть информативной.

• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Организация отношений между участниками образовательных отношений.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,32

1. Регулярно работают  в сотрудничестве друг с другом.

2. Открыто оказывают друг  другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают  советы, делают критические замечания  и прислушиваются к ним.

 

 3.Уважительно относятся  друг к другу за индивидуальный  вклад, вносимый ими в общее дело.

4.Эффективно работают  как единая профессиональная  команда

для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей

и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).

5.Педагоги и специалисты  работают в качестве наставников  с новыми педагогами, чтобы улучшить  как свою собственную профессиональную  компетентность, так и нового  педагога.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить

различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и образовательной программой.

 

 Построение инклюзивного процесса в группе детского сада33

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1.Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы (беседа и анкетирование родителей).

2.Диагностика развития ребенка (наблюдение за поведением в группе).

3. Междисциплинарное оценивание ресурсов и нарушений ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.

4.Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

5. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

 

 Задачи организации совместной деятельности:

- создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

- формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

- формирование умения поддерживать друг друга;

- развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

- активизация способности выбирать, планировать собственную

деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности,

распределять роли и обязанности;

- развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

- формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- прием пищи;

- дневной сон;

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком.

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. По результату занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей  могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. 34Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы.

Информация о работе Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях