Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

До настоящего времени система образования в России была ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получалось, что дети с особыми образовательными потребностями выпадали из общего образовательного процесса. Эту проблему сегодня призвано решить инклюзивное образование. Несомненно, проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы
управления инклюзивным образованием
1.1.Теоретические основы понятия «управление» ………………………10
1.2. «Инклюзивное образование» как актуальная проблема современных образовательных систем……………………………………………………..25
1.3. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации……………………………………………….32
Глава 2. Управление развитием инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
2.1. Актуальный анализ проблем организации образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей коррекционную образовательную деятельность (на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска) …………………………………………49
2.2.Развитие материально-технического обеспечения
инклюзивного образования…………………………………………………54
2.3. Создание и реализация модели управления развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении……………….61
Заключение………………………………………………………………….84
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Диплом менеджмент.docx

— 196.54 Кб (Скачать файл)

Комплексное психолого-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется поэтапно. На первом этапе, осуществляется сбор данных о детях с ОВЗ, проводится анализ уровня их развития, исходя из специфики заболеваний. Кроме того, обеспечивается безболезненное вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство, адаптация к новым условиям профессиональной деятельности. На этом этапе у воспитателя происходит рефлексия своей педагогической деятельности, он изучает нормативную базу, теоретические основы инклюзивного образования, затем изучаем и анализируем коррекционные программы и пособия для детей с учетом ведущего заболевания.50

При реализации образовательной программы педагог дифференцирует разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения в соответствие с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой.

Одновременно специалистами решается диагностическая и коррекционная работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции.

Для успешной работы педагогов предусмотрено ведение ими следующей документации:

  •  список группы с описанием особенностей каждого ребенка,
  • рекомендации специалистов для работы с «особыми» детьми,
  • дневник наблюдений за «особым» ребенком.

Содержание и направление индивидуальных программ (маршрутов) разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. Были разработаны и апробированы 3 варианта ИОМ:

- для детей с нарушениями  зрения;

- для детей с нарушениями  слуха;

- для детей с тяжелыми  нарушениями речи.

Реализация индивидуального маршрута (для детей с ОВЗ) осуществляется поэтапно. Время прохождения каждого этапа ребенком устанавливаются, исходя из возможностей конкретного малыша и показателей мониторинга.51 Переход на следующий этап только в случае усвоения задач предыдущего.

Цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально, и детей, имеющих различные проблемы, являются «общими», но «маршруты» к их достижению различны. И определяются они путем комплексной психолого – медико - педагогической диагностики ребенка с последующей разработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации, методов и приемов воспитания. Сотрудничество специалистов делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников: активно внедряются инновационные формы семейно-ориентированного сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно-ориентированная психотерапия, детско-родительские группы, что позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап коррекционно-развивающего процесса. Не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка с ОВЗ. Включение семьи в поле коррекционного взаимодействия считается основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого педагогическую помощь такой семье. Анализ полученных данных будет способствовать.  В целях  повышения эффективности образовательного процесса в инклюзивных группах, создания благоприятных условий для успешного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Было проведено анкетирование родителей воспитанников по вопросу о совместном воспитании и обучении детей, в т. ч. дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 9).

Организован и функционирует клуб «В гостиной «Родничка» с целью расширения возможности вовлечения родителей в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников. В работе «Клуба» принимают участие все специалисты ДОО. Это дает возможность максимально широко использовать опыт работы педагогов различных направлений и удовлетворять потребности большинства родителей. Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей - инвалидов, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий. Практические занятия организуют следующие специалисты: педагог-психолог, инструктор по физическому образованию, учитель-логопед, учителя-дефектологи (тифлопедагоги).

Родители - первые и основные воспитатели детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не выступают союзниками педагогов в решении этой проблемы. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с людьми, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо, бережно относиться к окружающим. Для приобретения навыков толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. Зачастую родители сеют зерна неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки взрослых, воспринимают их негативное отношение к «людям не таким, как все».

В связи с этим возникает необходимость в целенаправленной работе с родителями воспитанников по формированию у них толерантного отношения к детям с ОВЗ. Перевоспитать педагог вряд ли сможет, но скорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям в ходе специальной работы возможно.

Просвещение родителей, которому отводится важная роль в работе учителей-дефектологов и воспитателей, осуществляется посредством следующих форм взаимодействия:

  • беседы («Помоги своему ребенку», «Я такой же, как и все», «Повернемся друг к другу лицом», «Мы вместе!»);
  • родительские собрания, тренинги;
  • индивидуальные и групповые консультации по запросам родителей;
  • оформление стендов («Познай себя как родителя», «Играть вместе интересней»);
  • круглый стол;
  • совместное проведение досугов, праздников, конкурсов, развлечений (примерная тематика мероприятий: «Мама, папа, я – дружная семья», «Праздник цветов», «В гостях у светофора», «Здравствуй, елка!», «Папа - гордость моя!» и др.).

Цель данных мероприятий - создание условий для развития толерантности через воспитание с любовью, добротой, в духе уважения прав человека, вовлечение родителей в процесс воспитания.

Как показало анкетирование родителей детей, посещающих инклюзивные группы, совместное обучение способствует формированию у нормально развивающихся детей положительных качеств личности, обогащению их социального (нравственного и коммуникативного) опыта. Дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, ответственнее за своего товарища с ОВЗ, проявляют сочувствие и гуманность. Среди психологических преимуществ родители отмечают отсутствие чувства превосходства у нормально развивающихся детей и комплекса неполноценности у детей с нарушением развития.

Этому, конечно, способствует работа педагогов и специалистов, направленная на воспитание толерантности в условиях инклюзивного образования.  В повседневной деятельности воспитываются открытость и уважение к людям, прививается способность понимать других детей, сохраняя при этом индивидуальность. Но главными целями являются организация сотрудничества, общение, гармонизация отношений между детьми с ОВЗ и здоровыми воспитанниками. Результатом данной работы становятся успехи воспитанников с ОВЗ, которые наравне с другими детьми активно участвуют в городских, областных и всероссийских мероприятиях: выставках, фестивалях, конкурсах.

Четвертый блок – система ресурсного обеспечения, включает кадровые ресурсы, материально-технические ресурсы, финансово-экономические ресурсы, организационно-методические  и информационные ресурсы.

Кадровые ресурсы включают:

- укомплектованность инклюзивных  групп педагогическими и иными  работниками, их стабильность и  динамичность;

- уровень педагогических  кадров, соответствующий занимаемой  должности и квалификационной  категории;

- непрерывное профессиональное  развитие педагогов;

- профессиональная педагогическая  ИКТ-компетентность (Интернет, педагогическая  деятельность в информационной  среде);

- ценностные установки, сплоченность педагогов, осуществляющих инклюзивное образование, мотивированность на его качество.

Финансово-экономический ресурс представляет собой:

- обеспечение достаточного  объема финансирования для реализации  качественного инклюзивного образования;

- совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, обеспечивающих инклюзивное образование;

- внесение дополнений в положение об оплате труда;

- привлечение в порядке, установленном законодательством  РФ в области образования, дополнительных  финансовых средств за счет  предоставления платных дополнительных  образовательных и иных, предусмотренных  уставом ДОО, услуг; добровольных  пожертвований и целевых взносов  физических и (или) юридических лиц.

Большое значение имеет материально-техническое обеспечение, включающее:

  • необходимый набор и размещение функциональных помещений для осуществления инклюзивного образования в детском саду (групповые помещения, физкультурные и музыкальные залы, бассейн) в соответствии с требованиями СанПиНа;

  • оборудованные помещения для медицинского персонала (медицинский, процедурный, ортоптический кабинеты, изолятор);

  • обеспечение новым оборудованием, игровым и другим материалом приоритетных направлений коррекционной работы;

  • разработку и выполнение мероприятий плана по реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы  в целях формирования условий для беспрепятственного доступа детей – инвалидов;

  • наличие технических средств  реабилитации, помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, кабинета лечебной физкультуры, их соответствие требованиям  СанПиНа;

  • наличие благоустроенного участка и спортивной площадки в соответствии с требованиями СанПиНа.

В свою очередь содержание организационно-методического и информационного ресурса отражает следующие позиции:

  • программно-методическое обеспечение соответствует ФГОС ДО, ориентировано на индивидуальные особенности детей, адаптированность образовательной программы;
  • благоприятная предметно-развивающая среда инклюзивных групп, созданная с учетом полоролевой специфики, способствующей развитию воспитанников (в том числе с ОВЗ) в соответствии с ФГОС ДО и СанПиНом;
  • разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
  • оснащение необходимым материалом: художественной литературой, наглядным материалом, развивающими играми, коррекционно-развивающим материалом.

Переход к модели инклюзивного образования потребовал от педагогов создания в группе соответствующей адаптивной предметной среды детства и реализация на ее основе личностно-ориентированного интегративного и коррекционно-развивающего подходов к ребенку. 52 Для преобразования предметно-развивающей среды был составлен план методической работы с

педагогами по повышению их профессиональной компетентности по теме: «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды».

Ведущим принципом организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе является принцип размещения материалов по типу мини  - центров развития детей, созданных с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние, освоить самостоятельно определенное действие с предметами и материалами. Центры служат основой реализации программного содержания всей образовательной  и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования позволяет в электронной форме создавать тексты и презентации, интерактивные коррекционно-дидактические материалы, образовательные ресурсы, проводить мониторинг, фиксировать ход психолого-педагогического и коррекционного процессов, а также включает создание сайтов; проведение форумов; публикации; фильмы, лектории и т.д.; укрепление социального партнерства с общественными организациями, медицинскими и образовательными центрами разного уровня, работа с общественностью по подготовке к принятию таких детей (внедрение новых форм сотрудничества; расширение спектра социальных партнеров; систематическое межведомственное взаимодействие, сетевое взаимодействие педагогических и общественных объединений, создание системы развития толерантности в окружающем социуме).

Информация о работе Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях