Опытно-исследовательские центры
Центры продуктивной деятельности
Музыкальный зал:
Создание условий для музыкально
- ритмической и вокальной
деятельности (оснащение зеркалами, фортепиано, музыкальными центрами, телевизорами, ноутбуками, микрофонами)
Наличие музыкальных инструментов
для детского оркестра
Физкультурный зал:
Оснащение необходимым оборудованием
и инвентарем
Различные виды тренажеров
Методический кабинет
Библиотека коррекционной,
справочной и методической литературы
Банк передового педагогического
опыта
Банк опыта коррекционной работы
коллектива
Дидактический материал для
занятий с детьми
Кабинеты учителя-дефектолога
(тифлопедагога):
- Специальная коррекционно-развивающая
среда, направленная на:
- развитие функций
сохранных анализаторов.
- развитие цветового
восприятия;
- развитие восприятия
формы и величины предметов;
- развитие глазодвигательных
функций;
- локализацию и центральную
фиксацию.
- Компьютер
- Ноутбуки
- Музыкальный центр
Кабинеты учителя-логопеда:
- Специальная коррекционно-развивающая
среда, направленная на:
- развитие лексико-грамматических
средств языка;
- развитие связной
речи;
- формирование звуковой
культуры речи.
- Компьютер
- Ноутбуки
- Музыкальный центр
Ортоптические
кабинеты оснащены аппаратами:
ОЛТК-М - офтальмологический
лечебно-тренировочный комплекс;
Синоптофор предназначен для диагностики и лечения косоглазия;
Макулостимулятор «Иллюзион»;
Цветотест основан на разделении полей зрения;
ДАКи для профилактики и лечения близорукости, пресбиопии, нистагма, астенопии, косоглазия, нарушений аккомодационной способности;
Комплект «Радуга» для проведения
тренировочных упражнений с целью восстановления бинокулярного зрения;
«Ручеёк» эффективное средство
лечения и профилактики ряда офтальмологических
заболеваний.
Электроофтальмостимулятор «Фосфен»;
Амблиотренер способствует восстановлению правильной монокулярной фиксации;
Мускулотренер предназначен для лечения амблиопии;
- Бивизиотренер БВТр -02 предназначен для повышения остроты зрения при амблиопии с центральной фиксацией, развития и закрепления одновременного и бинокулярного зрения.
Изостудия:
- Изобразительные средства для
различных техник рисования, пластилинографии, тестопластики
- Репродукции картин
- Мольберты
- Доска
- Музыкальный центр
- Телевизор с USB
Зимний
сад:
- Содержит более 50 видов комнатных
растений.
- Используется для:
- коррекционных занятий
с педагогом-психологом,
- деятельности по формирования
экологических представлений воспитанников
Участки
ДОУ:
Оснащены верандами, песочницами, скамейками, постройками для сюжетно-ролевых игр (кораблик, машина, паровоз и др.).
Оборудована спортивная площадка;
Обеспечены безопасные условия для:
- спортивных, подвижных игр
на участке;
- природоведческой и трудовой
деятельности;
- развлечений, досугов, праздников;
- для проведения коррекционной
работы.
В групповых помещениях в большом
количестве – наглядные материалы,
развивающие игры, игрушки и коррекционно-дидактическое
оборудование, обеспечивающие свободный
выбор детей. Для стимуляции игровой,
двигательной, познавательной и исследовательской
активности игровой материал в группах
периодически сменяется в соответствии
с темами, изучаемыми воспитанниками в
ходе образовательного процесса. Центры
пополняются новыми играми, игрушками,
коррекционными пособиями, к которым дошкольники
имеют свободный доступ.
Групповые помещения и кабинеты
специалистов оборудованы современной
офтальмологической, ортоптической
и компьютерной аппаратурой, медиа-проекторами,
телевизорами, ноутбуками, интерактивными
досками. Компьютеры оснащены тифло- и
логотренировочными программами современного
поколения для детей с нарушением зрения
и с тяжелыми нарушениями речи («Мария»,
«Глаз», «Клинок», «Листок», «Чибис», «Игры
для Тигры», «Учимся говорить правильно»,
«Амблиопия и косоглазие»).
Подготовительные и старшие
группы комбинированной направленности
оборудованы специальными конторками
доктора В.Ф.
Базарного и зрительно-вестибулярными
тренажерами «ЗЕВС», обеспечивающими
профилактику нарушения зрения и нервно-психического
утомления, повышающими стрессоустойчивость
воспитанников.
Физкультурные залы пополнены
современным физкультурно-оздоровительным
оборудованием:
- балансиры, балансиры-лабиринты;
- батуты без держателей;
- шаро-кольцебросы;
- дорожки равновесия;
- тактильные дорожки;
- массажные мячи, диски, ролики,
кочки, огурцы;
- массажные кольца с 3
степенями жесткости;
- тоннели;
- боулинг;
- «Медузы» для координации
движений рук и развития чувствительности
пальцев.
Таким образом, разработанная
в учреждении модель развивающей и
коррекционной среды отражает специфику
ДОУ, и максимально учитывает возрастные
и индивидуальные особенности детей. Развивающая
направленность предметно-коррекционной
среды обеспечивает эмоциональное благополучие,
сохранение физического здоровья, максимальное
развитие творческого потенциала, физических
и интеллектуальных возможностей детей,
эффективность коррекции нарушений в
развитии воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья. Однако, сегодня
в ДОО не созданы условий для беспрепятственного
доступа детей-инвалидов, а именно:
- отсутствует универсальная безбарьерная
среда, позволяющая обеспечить полноценную
интеграцию детей-инвалидов;
- нет специального, в том числе учебного,
реабилитационного, компьютерного оборудования
для организации коррекционной работы
и обучения инвалидов по слуху и с нарушениями
опорно-двигательного аппарата;
- состояния зданий и сооружений не приведены
в соответствие с требованиями строительных
норм и правил по обеспечению их доступности
для детей-инвалидов;
- не приспособлены входные группы, лестницы,
пандусные съезды, пути движения внутри
зданий, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенические
помещения и прилегающие территории.44
2.3. Создание и
реализация модели управления
развитием инклюзивного образования
в дошкольном образовательном
учреждении
В целях эффективного управления
развитием инклюзивного образования в
учреждении целесообразно разработать
модель управления инклюзивным образовательным
пространством ДОО и определить этапы
ее реализации.
Модель управления инклюзивным
образовательным пространством ДОО представляет
собой комплекс административных, научно
- методических, практических, результативно
- коррекционных решений, которые реализуются
в дошкольном учреждении в контексте гуманистической
парадигмы и содержит взаимозависимые
блоки.
Первый
блок - структурно-функциональный
модуль управления развитием инклюзивного
образования. Включает в себя:
1. Создание
нормативно-правовой базы, регламентирующей
организацию инклюзивного образования:
Создание пакета нормативных
документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп;
Разработка номенклатуры производства,
обновление локальных актов;
Разработка адаптированной
образовательной программы дошкольного
образования;
Разработка системы организации
потоков информации.
2. Организацию
административно-стратегической работы:45
Разработка системы руководства
и контроля, осуществляемой в учреждении;
Определение полномочий координатора по инклюзии;
Корректировка штатного расписания
и определение функций персонала;
Разработка критериев материального
стимулирования и поощрения для педагогов
и персонала ДОУ;
Разработка системы планирования
деятельности.
3. Оптимизацию деятельности
методической службы:
Увеличение объема методической
базы;
Реализация образовательного процесса в инклюзивной группе по адаптивной основной общеобразовательной
программе ДОУ;
Создание системы контроля
и проведение аналитической работы
по годовому плану;
Организация обучения всех
педагогов системе работы в условиях инклюзивного образования;
Создание электронной базы
данных педагогов инклюзивных групп;
Обеспечение эффективного использования
механизма аттестации педагогов.
В ходе реализации мероприятий
данного блока разрабатывается пакет
нормативно-правового сопровождения инклюзивного
образования:
- Положение об инклюзивной группе (особенности комплектования, выбора специалистов, организации развивающей среды, представление индивидуальных образовательных услуг) (Приложение 1);
- Приказ об организации инклюзивной группы;
- Положение о работе с детьми-инвалидами (Приложение 2);
- Положение о доплатах за работу
с детьми-инвалидами (Приложение 3).