Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

До настоящего времени система образования в России была ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получалось, что дети с особыми образовательными потребностями выпадали из общего образовательного процесса. Эту проблему сегодня призвано решить инклюзивное образование. Несомненно, проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы
управления инклюзивным образованием
1.1.Теоретические основы понятия «управление» ………………………10
1.2. «Инклюзивное образование» как актуальная проблема современных образовательных систем……………………………………………………..25
1.3. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации……………………………………………….32
Глава 2. Управление развитием инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
2.1. Актуальный анализ проблем организации образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей коррекционную образовательную деятельность (на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска) …………………………………………49
2.2.Развитие материально-технического обеспечения
инклюзивного образования…………………………………………………54
2.3. Создание и реализация модели управления развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении……………….61
Заключение………………………………………………………………….84
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Диплом менеджмент.docx

— 196.54 Кб (Скачать файл)
  • Логотренажеры

  • Физкультурные центры

  • Литературные центры

  • Экологические центры

  • Театральные центры

  • Опытно-исследовательские центры

  • Центры продуктивной деятельности

  • Игровые центры

Музыкальный зал:

  • Создание условий для музыкально - ритмической  и вокальной деятельности (оснащение зеркалами, фортепиано, музыкальными центрами, телевизорами,  ноутбуками, микрофонами)

  • Наличие музыкальных инструментов для детского оркестра

Физкультурный зал:

  • Оснащение необходимым оборудованием и инвентарем

  • Различные виды тренажеров

  • Музыкальный центр

Методический кабинет

  • Библиотека коррекционной, справочной и методической литературы

  • Видеотека

  • Мультимедиатека

  • Банк передового педагогического опыта

  • Банк опыта коррекционной работы коллектива

  • Дидактический материал для занятий с детьми

Кабинеты учителя-дефектолога (тифлопедагога):

  • Специальная коррекционно-развивающая среда, направленная на:

-  развитие функций  сохранных анализаторов.

-  развитие цветового  восприятия;

-  развитие восприятия  формы и величины предметов;

-  развитие глазодвигательных  функций;

-  локализацию и центральную  фиксацию.

  • Компьютер
  • Ноутбуки
  • Музыкальный центр

Кабинеты учителя-логопеда:

  • Специальная коррекционно-развивающая среда, направленная на:

-  развитие лексико-грамматических  средств языка;

-  развитие связной  речи;

-  формирование звуковой  культуры речи.

  • Компьютер
  • Ноутбуки
  • Музыкальный центр

Ортоптические кабинеты оснащены аппаратами:

  • ОЛТК-М -  офтальмологический лечебно-тренировочный комплекс; 

  • Монобиноскоп; 

  • ЛАСТ – 01;

  •   Амо – Атос ;

  • Макулотестер;

  •  Синоптофор предназначен для диагностики и лечения косоглазия;

  • Макулостимулятор «Иллюзион»;

  •  Цветотест  основан на разделении полей зрения;

  •  ДАКи для профилактики и лечения близорукости, пресбиопии, нистагма, астенопии, косоглазия, нарушений аккомодационной способности;

  • Комплект «Радуга»  для проведения тренировочных упражнений с целью восстановления бинокулярного зрения;

  • «Ручеёк» эффективное средство лечения и профилактики ряда офтальмологических заболеваний.

  • Электроофтальмостимулятор «Фосфен»;

  • Амблиотренер способствует восстановлению правильной монокулярной фиксации;

  • Мускулотренер предназначен для лечения амблиопии;

  • Бивизиотренер БВТр -02 предназначен для повышения остроты зрения при амблиопии с центральной фиксацией, развития и закрепления одновременного и бинокулярного зрения.

Изостудия:

  • Изобразительные средства для различных техник рисования, пластилинографии,  тестопластики
  • Репродукции картин
  • Мольберты
  • Доска
  • Музыкальный центр
  • Телевизор с USB

Зимний сад:

  • Содержит более 50 видов комнатных растений.
  • Используется для:

-  коррекционных занятий  с педагогом-психологом,

- деятельности по  формирования  экологических представлений воспитанников

     Участки  ДОУ:

  • Оснащены верандами, песочницами, скамейками, постройками для сюжетно-ролевых игр (кораблик, машина, паровоз и др.).

  • Оборудована спортивная площадка;

  • Обеспечены  безопасные условия для:

- спортивных, подвижных игр  на участке;

- природоведческой и трудовой  деятельности;

- развлечений, досугов, праздников;

                - для проведения  коррекционной  работы.

         В групповых помещениях в большом  количестве – наглядные материалы, развивающие игры, игрушки и коррекционно-дидактическое оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.  Для стимуляции игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности игровой материал в группах периодически сменяется в соответствии с темами, изучаемыми воспитанниками в ходе образовательного процесса. Центры пополняются новыми играми, игрушками, коррекционными пособиями, к которым дошкольники имеют свободный доступ.

Групповые помещения и кабинеты специалистов оборудованы  современной офтальмологической,  ортоптической  и компьютерной аппаратурой, медиа-проекторами, телевизорами, ноутбуками, интерактивными досками. Компьютеры оснащены тифло- и логотренировочными программами  современного поколения для детей с нарушением зрения и с тяжелыми нарушениями речи  («Мария», «Глаз», «Клинок», «Листок», «Чибис», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Амблиопия и косоглазие»).

Подготовительные и старшие группы комбинированной направленности оборудованы специальными конторками доктора В.Ф.                                                                                                                                                             Базарного  и зрительно-вестибулярными  тренажерами  «ЗЕВС», обеспечивающими   профилактику нарушения зрения и нервно-психического утомления, повышающими стрессоустойчивость воспитанников.

Физкультурные  залы пополнены современным физкультурно-оздоровительным оборудованием:

- балансиры, балансиры-лабиринты;

- батуты без держателей;

- шаро-кольцебросы;

- дорожки равновесия;

- тактильные дорожки;

- массажные мячи, диски, ролики, кочки, огурцы;

- массажные кольца с 3 степенями жесткости;

- тоннели;

- боулинг;

- «Медузы» для координации  движений рук и развития чувствительности пальцев.

Таким образом, разработанная в учреждении модель развивающей и  коррекционной  среды отражает специфику ДОУ, и максимально учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Развивающая направленность предметно-коррекционной  среды обеспечивает эмоциональное благополучие, сохранение физического здоровья, максимальное развитие творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей детей, эффективность коррекции нарушений в развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Однако, сегодня в ДОО не созданы условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, а именно:

- отсутствует универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов;

- нет специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- состояния зданий и сооружений не приведены в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для детей-инвалидов;

- не приспособлены входные группы, лестницы, пандусные съезды, пути движения внутри зданий, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенические помещения и прилегающие территории.44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Создание и  реализация модели управления  развитием инклюзивного образования  в дошкольном образовательном  учреждении

В целях  эффективного управления развитием инклюзивного образования в учреждении целесообразно разработать модель управления инклюзивным образовательным пространством ДОО  и определить этапы ее реализации.

Модель управления инклюзивным образовательным пространством ДОО представляет собой комплекс административных, научно - методических, практических, результативно - коррекционных решений, которые реализуются в дошкольном учреждении в контексте гуманистической парадигмы и содержит взаимозависимые блоки.

 


 


 


 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 


 

 


Первый блок - структурно-функциональный модуль управления развитием инклюзивного образования. Включает в себя:

1. Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивного образования:

  • Создание пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп;

  • Разработка номенклатуры производства, обновление локальных актов;

  • Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

  • Разработка системы организации потоков информации.

2. Организацию  административно-стратегической работы:45

  • Разработка системы руководства и контроля, осуществляемой в учреждении;

  • Определение полномочий координатора по инклюзии;

  • Корректировка штатного расписания и определение функций персонала;

  • Разработка критериев материального стимулирования и поощрения для педагогов и персонала ДОУ;

  • Разработка системы планирования деятельности.

3. Оптимизацию деятельности методической службы:

  • Увеличение объема методической базы;

  • Реализация образовательного процесса в инклюзивной группе по адаптивной основной общеобразовательной программе ДОУ;

  • Создание системы контроля и проведение  аналитической работы по годовому плану;

  • Организация обучения всех педагогов системе работы в условиях инклюзивного образования;

  • Создание электронной базы данных педагогов инклюзивных групп;

  • Обеспечение эффективного использования механизма аттестации педагогов.

В ходе реализации мероприятий данного блока разрабатывается пакет нормативно-правового сопровождения инклюзивного образования:

  • Положение об инклюзивной группе (особенности комплектования, выбора специалистов, организации развивающей среды, представление индивидуальных образовательных услуг) (Приложение 1);
  • Приказ об организации инклюзивной группы;
  • Положение о работе с детьми-инвалидами (Приложение 2);
  • Положение о доплатах за работу с детьми-инвалидами (Приложение 3).

Информация о работе Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях