Подробнее остановимся на взаимодействии
детского сада с социумом. В целях оптимального
развития инклюзивного образования в
ДОО, необходимо его активное сотрудничество
с общественными организациями и государственными
учреждениями, с созданием условий
для того, чтобы каждый ребенок нашел свой
оптимальный путь развития. Функционирование
открытой системы культурно-образовательного
взаимодействия детского сада и окружающего
социума может реализовываться в форме
различных клубов, студий, общественных
гостиных, творческих групп, объединений
по интересам, семинаров и др.
Модель взаимодействия
учреждения с социумом
Все эти формы социального взаимодействия
позволяют повысить эффективность инклюзивной
практики, обеспечить системную и комплексную
помощь детям с патологией зрения и речи,
сформировать в обществе толерантное
отношение к детям с нарушениями в развитии.
Пятый
блок – результативно - коррекционный
направлен на определение результативности
в реализации модели в соответствии со
следующими критериями и показателями:
- условия, обеспечивающие доступность
образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов:
- нормативно-правовые,
- финансово-экономические;
- материально-технические,
- предметно-средовые,
- кадровые,
- информационно-аналитический
банк обобщающего характера результатов
реализации инклюзивного образования;
- система комплексной психолого-педагогической
и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детям-инвалидам, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей;
- инновационные коррекционные и педагогические
технологии и адаптированные программы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами;
- методические рекомендации
и пособия, обобщающие опыт развития инклюзивного образования
в ДОО.
Реализация модели
предполагает несколько этапов:
1 этап
– подготовительный.
Цель: подготовка к реализации модели
управления инклюзивным образовательным
пространством ДОО.
Задачи:
- формирование нормативно-правовой,
методической, образовательной, психолого-медико-педагогической
базы;
- анализ имеющихся ресурсов
в ДОО для реализации инклюзивного образования;
- формирование банка данных
передового опыта инклюзивного образования;
- выявление уровня готовности
педагогов к реализации инклюзивного
образования;
- создание структурных подразделений
(служб);
- открытие инклюзивных групп;
- пополнение предметно-развивающей
среды специализированным оборудованием
для инклюзивного образования дошкольников.
2 этап
- деятельностный.
Цель: реализация модели управления
инклюзивным образовательным пространством
ДОО.
Задачи:
- разработка и внедрение системы
комплексного психолого-педагогического
сопровождения адаптации, развития и социализации
детей с ограниченными возможностями
здоровья с использованием коррекционно-развивающего
потенциала ДОО;
- управление комплексной реабилитацией
детей с проблемами в развитии при реализации
индивидуальных образовательных маршрутов
в коррекционно-развивающем процессе;
- повышение квалификации и компетентности
педагогов в системе непрерывного профессионального
развития;
- формирование и деятельность
проектно-исследовательских групп по
различным вопросам инклюзивного образования;
- формирование информационных, диагностики-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации инклюзивного образования;
- обновление взаимодействия
с родителями;
- расширение взаимодействия
с социумом.
3 этап
– рефлексивный.
Цель: обобщение и анализ результатов
деятельности ДОО по инклюзивному образованию.
Задачи:
- построение системы трансляции
опыта ДОО по вопросам инклюзивного образования
в городе, регионе;
- организация работы стажерской
площадки по реализации инклюзивного
образования.
В результате разработки реализации
модели управления инклюзивным образованием:
1. Подготовлена нормативно-правовая
документация инклюзивного образовательного
пространства (приказ, положение об инклюзивной
группе и т.п.).
2. Разработана регламентирующая
документация для работы с инклюзивной
группой (расписание НОД, режим дня, план
взаимодействия специалистов, перспективные,
календарные планы воспитателей, составлены
портфолио на воспитанников с ОВЗ).
3. Разработаны и реализуются
индивидуальные маршруты психолого-педагогического
сопровождения ребенка.
4. Наблюдается положительная
динамика физического и психического
здоровья детей и социализации детей с
ОВЗ.
Таким образом, разработанная
модель управления развитием инклюзивного
образования в дошкольной образовательной
организации позволяет создавать и развивать
условия, обеспечивающие инновационную
практику инклюзивного образования детей
с ОВЗ, детей-инвалидов для максимального
удовлетворения прав детей на доступное
и качественное образование.
Заключение
Распространение в российской
системе образования процесса инклюзии
детей с ограниченными возможностями
здоровья не только является отражением
времени, но и представляет собой еще один
шаг к обеспечению полноценной реализации
прав детей на получение доступного образования.
Инклюзивная практика реализует обеспечение
равного доступа к получению того или
иного вида образования и создания необходимых
условий для достижения адаптации образования
всеми без исключения детьми независимо
от их индивидуальных особенностей, психических
и физических возможностей. Анализируя
состояние инклюзивного образования на
настоящий момент, можно говорить о нем
не только как об инновационном процессе,
позволяющем осуществлять обучение и
воспитание детей с разными стартовыми
возможностями на различных ступенях
образовательной вертикали. Это направление
оказывает мощное влияние и на развитие
самого образовательного процесса, в значительной
степени изменяя отношения между его участниками.
Практическое развитие инклюзивного
образования невозможно обеспечить без
эффективной системы его управления.
Проанализировав теоретические
основы понятия «управление», мы определили,
что к настоящему времени известны четыре
важнейших подхода к управлению, которые
внесли существенный вклад в развитие
теории и практики управления.
В данной дипломной работе за
основу мы взяли определение понятия «управления»
как целенаправленного воздействия
на определенный объект с целью стабилизации
или изменения его состояния таким образом,
чтобы достичь поставленной цели. Как показал проведенный нами
анализ научной литературы, формирование
способов влияния на деятельность организации
обеспечивают функции управления. Управленческие
процессы происходят на основе функционального
распределения. Суть управленческой деятельности
на всех уровнях управления обеспечивают
планирование, организация, мотивация,
контроль, и регулирование. Всякое управление предполагает
наличие цели, т.е. модели желаемых изменений.
В ходе анализа основных
подходов к определению содержания понятия
«инклюзивное образование» было выявлено,
что это такая организация процесса образования,
при которой обеспечивается равный
доступ к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
В основе инклюзивного образования заложена
позиция, согласно которой не дети созданы
для образования, а образование для детей,
т.е. образовательное учреждение должно
учитывать потребности детей, а не дети
должны подходить под рамки, которые установлены
образовательной организацией. Анализ
исследований по проблеме инклюзивного
образования позволил отметить основные
принципы инклюзии, суть которых – в доступности
образования для всех детей и признания
инклюзии в образовании как одного из
аспектов инклюзии в обществе.
Для эффективной организации
инклюзивного образования в дошкольной
образовательной организации необходимо
реализовывать основные принципы дошкольной
инклюзивной практики: принцип индивидуального
подхода, принцип поддержки самостоятельной
активности ребенка, принцип активного
включения в образовательный процесс
всех его участников, принцип междисциплинарного
подхода, принцип вариативности в организации
процессов обучения и воспитания, принцип
партнерского взаимодействия с семьей
и принцип динамического развития образовательной
модели детского сада. Кроме того,
большую роль играет обеспечение
условий реализации инклюзивного образования
(профессиональная квалификация педагогов
и специалистов, реализующих инклюзивный
подход; организация предметно-развивающей
среды образовательного процесса; организация
сотрудничества между участниками образовательных
отношений).
Основные принципы и условия
реализации дошкольной инклюзии мы применили
к деятельности дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 6 «Родничок»
комбинированного вида», в котором функционируют
5 групп комбинированной направленности.
Анализ организации образовательной
среды в ДОУ № 6, обеспечивающей коррекционную
образовательную деятельность, показал
проблемы, возникающие при включении детей
с особенностями развития в образовательный
процесс ДОУ. Это адаптация образовательной
программы, реализуемой в учреждении,
для образования детей с ОВЗ в соответствии
особенностями их психофизического развития
и индивидуальных возможностей; отсутствие
нормативно-правовой базы, определяющей
порядок организации инклюзивного образования,
размер и порядок финансирования работников
инклюзивной группы; нехватка специализированных
кадров; психологическая неготовность
некоторых педагогов к принятию ребенка
с ограниченными возможностями здоровья;
недостаточное финансирование. В ходе
анализа материально-технического обеспечения
инклюзивного образования мы выявили,
что в учреждении создаются условия для
его реализации. Разработанная модель
развивающей и коррекционной среды
отражает специфику ДОУ, и максимально
учитывает возрастные и индивидуальные
особенности детей. Однако, в ДОУ отсутствует универсальная безбарьерная
среда, позволяющая обеспечить полноценную
интеграцию детей-инвалидов.
В целях решения этих проблем,
мы разработали модель управления развитием
инклюзивного образования в ДОУ, основу
которой составили следующие мероприятия:
1. Проведение ресурсного анализа.
2. Создание нормативно-правовой
базы, регламентирующей организацию
инклюзивного образования.
3. Организация административно-стратегической
работы.
4. Организация системы
работы с кадрами.
5. Оптимизация деятельности
методической службы.
6. Разработка и внедрение
системы комплексного психолого-педагогического
сопровождения адаптации, развития
и социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья с использованием
коррекционно-развивающего потенциала
ДОО.
7. Обновление системы взаимодействия
с родителями воспитанников.
8.Расширение связи и укрепление
сотрудничества с научными, образовательными,
медицинскими и культурными учреждениями
города и области.
9. Материально-техническое
обеспечение.
Таким образом, предложенная
нами модель управления развития инклюзивного
образования в ДОО может изменить в лучшую
сторону качество системы инклюзивного
образования: создать комплекс условий,
обеспечивающих доступное качественное
образование и социализацию воспитанников
с ОВЗ и мотивировать персонал на плодотворную,
эффективную инклюзивную практику.
Основные тенденции развития инклюзивного
образования ориентированы на формирование
полноценного пространства развития ребенка
и организацию комплексного сопровождения
его индивидуального развития.
Список литературы
1. Багриновский К.А. Современные
методы управления: Учебник. - М.: Инфра
- М, 2010.
2. Голубков Е.П. Использование
системного анализа в принятии плановых
решений. М.: Экономика, 2011.
3. Дафт Р. Менеджмент: Учебное
пособие. - СПБ.: Питер, 2011.
4. http://inclusion.vzaimodeystvie.ru
5. Прочухаева М.М., Бородин М.В.
Инклюзивный детский сад – М., 2011.
6. Новый Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ. ООО «Проспект», М., 2013
7. Инновации в Российском
образовании. Специальное (коррекционное)
образование. Аналитический обзор:
Сборник. М.: Управление специальным образованием
Министерства образования и науки РФ,
2011.
8. Инклюзивное образование:
методология, практика, технология. Сборник
материалов. М.:МГППУ, 2011.
9. Урмина И., Данилина Т. Инновационная
деятельность в ДОУ. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
10. Люкина Н.Н. Информационно-аналитическая
деятельность в управлении образованием.
//Управление дошкольным образовательным
учреждением.2012. № 8.
11.Дудникова И.Н., Крючкова Е.В.
Модернизация муниципальной системы дошкольного
образования. // Управление дошкольным
образовательным учреждением.2013. № 8.