Управление развитием инклюзивного образования дошкольной образовательной организации в современных условиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:29, дипломная работа
Описание работы
До настоящего времени система образования в России была ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получалось, что дети с особыми образовательными потребностями выпадали из общего образовательного процесса. Эту проблему сегодня призвано решить инклюзивное образование. Несомненно, проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретические основы управления инклюзивным образованием 1.1.Теоретические основы понятия «управление» ………………………10 1.2. «Инклюзивное образование» как актуальная проблема современных образовательных систем……………………………………………………..25 1.3. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации……………………………………………….32 Глава 2. Управление развитием инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. 2.1. Актуальный анализ проблем организации образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей коррекционную образовательную деятельность (на примере ДОУ № 6 г. Оленегорска) …………………………………………49 2.2.Развитие материально-технического обеспечения инклюзивного образования…………………………………………………54 2.3. Создание и реализация модели управления развитием инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении……………….61 Заключение………………………………………………………………….84 Список литературы…………
Разрабатывается адаптивная
образовательная программа дошкольного
образования. Внесены изменения в действующую
нормативно-правовую базу работы ДОУ (Устав,
годовой план работы ДОУ, должностные
инструкции, циклограммы деятельности
специалистов, в инструкцию по охране
жизни и здоровья детей, договоры ДОУ с
родителями и учреждениями, оказывающими
ППМС помощь и социальными партнерами).
Составляется единое календарно-тематическое
планирование, цель которого – обеспечение
единого подхода в работе педагогов на
распределение времени на обучение; включение
в содержание коррекционно-развивающей
работы специалистов сопровождения материалов
из образовательной программы; прогнозирование
трудностей в обучении.
Управление осуществляется
организационной структурой:
- служба
управления, в состав которой вошли
заведующий, заместитель заведующего
по ВМР, координатор по инклюзии. Деятельность
службы заключается в:
обеспечении согласованной деятельности педагогов,
координации деятельности различных служб,
внесении дополнений в программу развития, годовой план,
стратегического планирования
деятельности инклюзивной группы,
планирования повышения квалификации педагогов по проблемам инклюзивного образования,
планирование материально-технического
обеспечения инклюзивного образования,
оснащении ДОО специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата);
- маркетинговый
центр проводит маркетинговые исследования,
направленные на изучение запросов
социума на
получение инклюзивного образования,
изучает профессиональные компетентности
педагогов для организации дифференцированного
методического сопровождения; совершенствует
программно-методическое обеспечение
инклюзивного образования в соответствии
с дифференцированными запросами педагогов
и воспитанников инклюзивной группы;
- методическая
служба создает условия для участия
педагогов инклюзивных групп в методических
мероприятиях различного уровня, повышает
профессиональную компетентность педагогов
через организацию разнообразных форм
методической работы с применением активных
и интерактивных методов обучения, организует
работу творческих групп педагогов по
разработке образовательных проектов;
- психологическая
служба осуществляет наблюдение за
ребенком в период адаптации в инклюзивной
группе, изучении их потенциальных возможностей,
подготовка рекомендаций для педагогов
и родителей;
- мониторинговая
служба направлена на определение
критериев уровня психического и личностного
развития ребенка; оценки результативности
предпринимаемых воспитательных и социально-реабилитационных
воздействий, определение критериев и
уровня компетентности педагогов, их готовности
работать с детьми с ОВЗ; обеспечения
комплексной характеристики качества
образования; формирование информационных,
диагностики - аналитических, мониторинговых
банков по результатам реализации инклюзивного
образования;
- медицинская
служба (врач педиатр, врач - офтальмолог,
старшая медицинская сестра ДОО, медсестра-ортоптистка)
осуществляет наблюдение за физическим
состоянием воспитанников инклюзивной
группы, оказывает медицинскую и лечебно-профилактическую
помощь;
- совет
детского сада оказывает содействие ДОУ в
поддержке инклюзивной практики, инновационных
процессов, улучшения материальной базы
ДОУ;
- родительский
комитет группы оказывает содействие в совершенствовании
условий для осуществления инклюзивного
процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников,
свободного развития личности; в защите
законных прав и интересов воспитанников;
в организации и проведении групповых
и общесадовских мероприятий.
- Психолого-медико-педагогический
консилиум (председатель - заведующий,
члены ПМПк — специалисты детского сада)
определяет динамику развития детей с
ОВЗ, направляет детей с ОВЗ на психолого-медико
- педагогическую комиссию (ПМПК) (Приложение 4).
- Информационная
служба обеспечивает создание информационного
банка в области инклюзивного образования
дошкольников с помощью ИКТ, информирование
и просвещение родителей, общественности
с использованием информационных ресурсов:
буклетов, листовок, брошюр, сайта ДОУ.
Второй
блок - система подготовки
и повышения уровня компетентности педагогов
для овладения специальными знаниями
и педагогическими технологиями, которые
обеспечивают возможность квалифицированного
обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья и отклонениями в развитии, формирование
готовности дошкольников с ОВЗ к интеграции
в социум.
Данный блок включает:
управление комплексной реабилитацией
детей с проблемами в развитии при реализации
индивидуальных образовательных маршрутов
в коррекционно-развивающем процессе;
повышение квалификации и компетентности
педагогов в системе непрерывного профессионального
развития;
формирование и деятельность
проектно-исследовательских групп по
различным вопросам инклюзивного образования;
Идея инклюзивного образования
предъявляет особые требования к профессиональной
и личностной подготовке специалистов,
которые имеют базовое коррекционное
образование, и педагогов с базовым уровнем
знаний и специальным компонентом профессиональной
квалификации. Под базовым компонентом
мы понимаем профессиональную педагогическую
подготовку, (предметные, психолого-педагогические
и методические знания, умения и навыки),
а под специальным компонентом - следующие
психолого-педагогические знания:
- представление и понимание
того, что такое инклюзивное образование,
в чем его отличие от традиционных
форм образования:
- знание психологических
закономерностей и особенностей
возрастного и личностного развития
детей в условиях инклюзивной
образовательной среды:
- знание методов психологического
и дидактического проектирования
педагогического процесса,
- умение реализовать различные
способы педагогического взаимодействия
между всеми субъектами образовательной
среды (с детьми по отдельности
и в группе, с родителями, коллегами,
специалистами, руководством).46
Для изменения стереотипов,
а далее и профессиональной позиции педагогов
в инклюзивном пространстве большую роль
играют тренинги, междисциплинарные консилиумы,
работа педагогических мастерских, стажировки,
мастер-классы. Проведение открытых мероприятий
педагогами инклюзивных групп позволяет
продемонстрировать профессиональный
рост, наметить дальнейшие цели собственной
и командной деятельности.
В качестве необходимых условий,
обеспечения готовности педагогов ДОУ
к работе в инклюзивной группе были выделены:
мотивация работников инклюзивной группы
(воспитатели, специалисты и младший обслуживающий
персонал); систематическое повышение
квалификации педагогов с целью развития
способности вхождения в нестандартную
ситуацию ребенка и гибкостью принятия
решений при возникновении условий, связанных
с особенностями ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, а также и с изменяющимися
условиями работы.47
Мы провели исследование по
выявлению факторов влияющих на профессиональное
развитие педагогов инклюзивной группы,
мотивационную готовность педагогов осуществлять
сопровождение детей с ОВЗ в группе инклюзивного
образования. К факторам стимулирующим
профессиональное развитие педагогов
( по П.И. Третьякову и К.Ю. Белой)48 относятся:
- материальные факторы:
- социальные;
- психологические;
- административно- управленческие:
- методическая работа.
Были выявлены факторы, стимулирующие
мотивацию педагогов:
- административно — управленческие
факторы (75%),
- методическая работа (80%),
- благоприятный психологический
климат в коллективе (90%),
- материальные факторы (20%).
Самооценка творческого
потенциала педагогов осуществлялась на основе теста
Никишиной И.В « Какой Ваш творческий потенциал» (Приложение
5).
Анализ результатов тестирования
показывает, что возросло число педагогов,
отметивших рост своего творческого потенциала.
Их количество возросло на 20%. Полученные
результаты демонстрируют, что повысилась
мотивация, обеспечивающая потребность
в самосовершенствовании и профессиональном
развитии, что обеспечило эффективность
результатов коррекционно-развивающей
деятельности.
Достижению позитивных результатов
предшествует целенаправленная и планомерная
методическая работа, направленная на
повышение профессиональной компетентности
педагогических кадров, работающих в группе
инклюзивного образования, через разнообразные
формы:
- систематическое повышение
квалификации на базе МОИПКРОиК
по проблемам: «Управление учреждением
в современных условиях», «Развитие дошкольного
образования», «Развитие специального
коррекционного образования в современных
условиях».
- участие в методических мероприятиях
различного уровня (семинары, конференции,
«круглые столы», методические дни).
Третий
блок - система комплексного
психолого-педагогического сопровождения
(диагностическое, коррекционное и развивающее
направления на модульной основе) адаптации,
развития и социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья с использованием
коррекционно-развивающего потенциала
ДОО при взаимодействии служб, педагогов
и родителей. В рамках реализации мероприятий
данного блока необходимы:
создание и апробация модели
междисциплинарного взаимодействия в
команде специалистов сопровождения (Приложение 6);
разработка плана взаимодействия
педагогов и специалистов (Приложение 7);
обновление системы взаимодействия
с родителями (организация комплекса дополнительных
образовательных услуг для более полного
выполнения социального заказа родителей;
разработка плана взаимодействия
с родителями с учетом дифференцированного
подхода в каждой инклюзивной группе (Приложение 8);
разработка системы стимулирования
наиболее активных родителей.
Особое внимание в ходе инклюзивного
образования уделяется комплексной
помощи детям с нарушением развития.
Построение системы коррекционно-развивающей
работы предусматривает полную интеграцию
действий всех специалистов и родителей
воспитанников. С целью организации эффективной
коррекционной работы учителями-логопедами
и тифлопедагогами разработаны тетради
взаимосвязи с воспитателями, специалистами.
Периодически (1-2 раза в месяц)
разрабатываются интегрированные занятия,
которые проводят педагоги в «триаде»:
- учитель-логопед-воспитатель-музыкальный
руководитель (инструктор по физической
культуре);
- учитель-дефектолог (тифлопедагог)
-воспитатель-музыкальный руководитель
(инструктор по физической культуре);
Развитие форм обучения
детей с ОВЗ носит спланированный,
последовательный характер и
сопровождается созданием необходимых
условий, которые соответствуют санитарным
и гигиеническим нормам, обеспечивают
охрану жизни и здоровья воспитанников.
Разработан рациональный режим дня, в
равной мере стабильный и одновременно
гибкий, динамичный для детей. Он предусматривает
их разнообразную деятельность в течение
дня с учетом состояния здоровья и возраста
при неизменности времени основных компонентов
режима. Способствует правильному физическому
и полноценному психическому развитию
детей, дает возможность раскрыть их
индивидуальные особенности и творческий
потенциал, повысить эффективность образовательной
и коррекционной деятельности.
Мероприятия, направленные
на создание условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями
здоровья, ориентированы на выполнение
следующих основных задач:49
- создание системы раннего
выявления и коррекции недостатков
в развитии детей;
- создание системы мониторинга
и учета численности детей
с ограниченными возможностями
здоровья;
-обеспечение доступности
качественного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья;
- создание условий для
получения образования детьми
с ограниченными возможностями
здоровья;
- организация повышения
квалификации работников, занимающихся
решением вопросов образования
детей с ограниченными возможностями
здоровья;
- формирование у всех
участников образовательного процесса
толерантного отношения к детям
с ограниченными возможностями
здоровья, популяризация идей содействия
получению ими образования и
их социальной интеграции.