Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.
Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра психологии образования и развития
Особенности мотивов учения в подростковом возрасте
Дипломная работа
по специальности 030301 «Психология»
«Допущена к защите»
Протокол №_______ от____________ | Исполнитель: Хан Лариса Альбертовна (гр ПЛ-6 (6)) ___________________________ |
Заведующий кафедрой: Крицкий А.Г., ______________________________ | Научный руководитель: Целуйко Валентина Михайловна, канд. пед. наук, доцент ___________________________ |
Волгоград
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………….……
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте……………………………………………………….
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения………………………………………………………………
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)……………………………………………………
Выводы по третьей главе………………………………………………...……..
Заключение. …………………………………………………..………………..8
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения
Введение
Проблема мотивации, то есть стимулов, побуждающих человека действовать и поступать определенным образом, является актуальной как в теоретическом, так и в практическом планах. В зависимости от того, чем руководствуется человек, предпринимая те или иные шаги в решении поставленных перед ним задач, зависит не только результат его деятельности, но и развитие его как личности. Особенно актуальна проблема мотивации в годы обучения, когда приобретаются новые знания, формируются определенные умения и навыки, которые станут основой профессиональной деятельности и социального опыта, необходимого для успешного взаимодействия человека в обществе и карьерного роста. В этой связи очень важным является вопрос учебных мотивов на тех этапах обучения, когда учение является либо основным, либо ведущим типом деятельности, т.е. в младшем школьном и подростковом возрастах. Для младших школьников, которые только начинают свой путь в мир научных знаний, учебная деятельность является ведущей, а в подростковом возрасте она утрачивает этот статус. В то же время глубина и прочность усваиваемых знаний в любом возрасте зависят от того, какими мотивами руководствовался обучающийся при освоении одного из самых сложных видов деятельности – учебной.
Разработкой вопросов мотивов учения занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи. При этом учебная мотивация выступает и как предмет самостоятельного исследования [Маркова, 1990; Матюхина, 1993, Щукина,1998; Глассер, 1999; Клаус, 1998], и как отдельный аспект при изучении особенностей возрастного развития ребенка [Обухова, 1998; Кулагина, 2000; Крайг, 1999]. Однако обобщенный анализ учебных мотивов подростков до сих пор специально не проводился. Большинство авторов лишь упоминают, что по мере перехода ребенка в стадию подростничества учебная деятельность утрачивает статус ведущей, чем и обусловлено снижение успеваемости, и появление большого количества неуспевающих и отстающих в учении школьников. Все это делает рассмотрение проблему изучения мотивов учения в подростковом возрасте особенно актуальной, что и побудило нас выбрать ее в качестве темы выпускной квалификационной работы, которую мы сформулировали следующим образом: «Особенности мотивов учения в подростковом возрасте».
Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии и выделить основные подходы к ее научной разработке;
2) выявить ведущие мотивы учения в подростковом возрасте;
3) определить возможные пути формирования учебно-познавательных мотивов у учащихся среднего звена общеобразовательного учреждения.
Методологической основой исследования послужили идеи А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна о полимотивированности деятельности; положения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова об учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте; один из основных принципов психологии – развитие психики (сознания) в деятельности.
Методы исследования.
Теоретические: теоретический анализ, сравнение и обобщение.
Эмпирические:
1) наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебных ситуациях;
2) опросные методы: беседы с учителями, учащимися и их родителями; анкета-рейтинг и методика «Мотивы учения» [Матюхина, 1985]; «Лесенка побуждений» [Елфимова, 1991];
3) тестирование: диагностические пробы «Многоступенчатый выбор» Т.А. Матис и «Выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами» Х. Хекхаузена.
Математические: Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием ПП Excel 2007.
База исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Гимназии № 11 Дзержинского района города Волгограда. Исследованием было охвачено 25 человек на протяжении 5 лет обучения: с 4-го по 8-ой класс включительно.
Теоретическая значимость работы. В работе представлена систематизированная автором информация об основных подходах к разработке проблемы учебной мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Выявлены ведущие мотивы учения современных подростков, которые были сопоставлены с мотивацией учения младших школьников. Предпринята попытка проследить особенности изменения мотивов учения у одних и тех же учащихся на протяжении 5 лет обучения, начиная с 4-го и заканчивая 8-ым классом.
Практическое значение представленных в работе материалов заключается в том, что они могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений для повышения эффективности школьного обучения на основе формирования у учащихся глубокого и устойчивого интереса к знаниям и учебной деятельности. Подобранные нами методики могут использоваться психологами системы образования для проведения диагностической работы с учащимися для выявления у них ведущих мотивов учения. Отдельные материалы (это касается в первую очередь первой и третьей глав нашей работы) могли бы быть использованы в содержании учебного курса по педагогической психологии, а также стать основой специального курса по выбору, посвященного проблемам учебной деятельности подростков.
Структура работы. Работа общим объемом 116 страниц состоит из введения, трех глав, заключения и … приложений. Основные исследовательские положения проиллюстрированы 8 таблицами, … графиками (диаграммами), часть из которых представлена во второй главе работы, а часть – в приложении.
Апробация результатов исследования проводилась в виде выступлений на тематических педсоветах гимназии, классных и родительских собраниях, а также в процессе обсуждений с практическими психологами системы образования.
ГЛАВА 1. МОТИВЫ УЧЕНИЯ КАК НАУЧНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВОВ УЧЕНИЯ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психология мотивации развивалась в мировой психологии очень неравномерно, в отличие и от психологии познавательных процессов, и психологии личности. Она сначала существовала в виде отдельных исследований, которые не сразу сформировались в более или менее целостную область. Фактически психология мотивации развивалась первое время как часть психологии личности. В 1930-1950-е годы было вообще невозможно отделить психологию мотивации от психологии личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре и, наоборот, психология мотивации фактически сводилась к универсальным базовым потребностям, которые образуют основу личности, к тому, что вообще движет человеком, какие у человека главные мотивы или движущие силы. При этом очень мало и не систематично исследовали вопрос о том, как эти глобальные движущие силы преломляются в регуляции конкретной деятельности, конкретных действий.
В первой половине XX века на первом месте стоял вопрос о том, что же все-таки движет человеком: либидо, как утверждал З.Фрейд, стремление к преодолению сложностей и превосходству, как говорил А. Адлер, или биологические инстинкты, как говорили этологи и зоопсихологи. После второй мировой войны эти споры резко отошли на задний план.
Большую роль в этом сыграл принцип, который ввел в конце 1930 – начале 1940 гг. один из ярчайших психологов XX столетия Гордон Олпорт. Он ввел принцип, который назвал принципом функциональной автономии мотивов [Олпорт, 2002, с. 302-329]. Этот принцип заключается в том, что в процессе развития человека одни мотивы порождают другие мотивы, от более старых, древних отпочковываются новые, и эти новые мотивы становятся полностью функционально автономны от старых, т.е. старые на них уже больше не влияют.
Слово «мотивация» имеет тот же корень, что и слово «эмоция» – латинское слово «movere» (двигать). Мотивация – это то, что куда-то нас движет. По справедливому замечанию С.Л. Рубинштейна, «учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации» [Рубинштейн, 1973, с. 367]. Согласно его определению, «мотивация человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром» [Рубинштейн, 1973, с. 368].
Психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание. Причины – это то, что вообще делает возможным те или иные действия, без чего они бы не состоялись. Регуляторы – это то, что влияет на направление и конкретные параметры уже осуществляющихся действий. О мотивации мы говорим только в тех случаях, в которых мы имеем дело с детерминацией, т.е. с порождением, с возникновением каких-то поведенческих актов.
Внутренний мир человека является не простым, а сложным, означает, что мы не можем реально говорить об одном отдельно взятом мотиве. Мы всегда имеем дело с системой мотивов, которые определенным образом между собой упорядочены. В этой связи используется важное понятие иерархии: об иерархии мотивов говорят, когда они как-то между собой соотносятся, один более важен, другой – менее [Леонтьев, 2004].
Общую структуру мотивации человека позволяет понять простая схема, изложенная в соответствующей статье «Мотивация» Краткого психологического словаря (1985). Автор этой статьи А.Г. Асмолов очертил область психологии мотивации как область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации.
Первая группа факторов – это источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня - всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.
Вторая группа факторов – это факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается одно, а не другое направление деятельности в конкретной ситуации. Здесь уже речь идет о факторах собственно мотивационных, но не личностных в узком смысле слова, потому что определение направленности действия в конкретной ситуации завязано на конкретные особенности текущей ситуации, на то, что происходит здесь и теперь и что нельзя вывести из глобальной иерархии потребностей и ценностей личности. Для меня на первом месте в иерархии ценностей может быть, допустим, любовь, но сейчас, здесь и теперь, я иду есть, пить кофе и т.п. Не в каждом конкретном случае побеждает главный мотив в общей иерархии. Конкретная ситуация характеризуется уникальной динамической констелляцией причин и детерминант поведения.
Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте