Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

1. По методу исследования науки подразделяются на эмпирические и теоретические. Эмпирические науки имеют дело со знанием,  полученным благодаря некоторому непосредственному контакту с действительностью. Главные методы эмпирических наук – наблюдение, измерение, эксперимент. Наука, находящаяся на эмпирическом уровне, в основном занимается сбором фактов, их первоначальным обобщением и классификацией. Теоретическое знание является результатом обобщения эмпирических данных, абстрагирования, математизации, введения идеализированных объектов и т.д. На теоретическом уровне формулируются законы науки, дающие возможность идеализированного описания, объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности вещей.

2. По отношению к практике науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.  Цель фундаментальных наук – познание основополагающих законов природы, общества, мышления, а прикладных– практическая реализация результатов деятельности фундаментальных отраслей науки.

     3. По предмету исследования науки делятся на:  естественные,

технические и социально-гуманитарные. Считается, что сфера интересов естественных наук – природа, технических наук – техника, социально-гуманитарных – жизнедеятельность человека.

Истоки науки уходят своими корнями в практическую жизнь ранних человеческих сообществ. Первоначальные знания носили практический характер. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Для возникновения  науки были необходимы также определённые социальные условия: достаточно высокий  уровень развития производства и  общественных отношений, приводящих к  разделению умственного и физического  труда и тем самым открывающий  возможность систематических занятий  наукой), а также наличие богатой  и широкой культурной традиции, допускающей  свободное восприятие достижений разных культур и народов. Эти условия  сложились к VI в. до н.э. в Древней  Греции, где и возникли первые теоретические  системы.

В современном  её понимании наука начала возникает  в ранее Новое время (XVII в.) под  влиянием потребностей развивавшегося капиталистического производства. Быстрый  рост успехов науки, занятие ею ведущих  позиций в формировании новой  картины мира привели к тому, что  наука начала выступать в Новое  время как высшая культурная ценность.

Критерии (основные признаки) научного знания.

1. Объективная истинность- научное знание отражает явления и закономерности действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, пристрастий и прихоти ученого.

2. Системность – научное знание представляет собой совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки.

3. Для  научного знания характерны: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему важнейшее значение для науки имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Познание  не ограничено сферой науки, знание в  той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление  научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы  знания. В истории культуры многообразные  формы знания, отличающиеся от классического  научного образца и стандарта,  называется вненаучным знанием. Можно выделить следующие формы вненаучного знания: обыденное знание, игровое, мифологическое, религиозное,  лженаучное, квазинаучное, паранаучное, псевдонаучное,  антинаучное, ненаучное  знания  и т.д.

 

 

  1. Уровни и методы научного исследования. Формы научного познания. Этика науки и социальная ответственность ученого.

Отличительной особенностью науки является применение методов, т.е.

специальных правил и приемов познавательной деятельности. К методам научного познания относятся те из них, которые  применяются сознательно и целенаправленно, в интересах специального эмпирического  и теоретического исследования.

Обычно  выделяют общелогические, эмпирические и теоретические  методы научного исследования.

Общелогические методы применяются на обоих уровнях научного исследования, как эмпирическом, так и теоретическом. К основным общелогическим методам научного познания относятся:

- анализ и синтез(мысленное разложение предмета на части и их соединение);

- индукция(движение мысли от частного к общему) идедукция(движение мысли от общего к частному);

- абстрагирование (выявление в предметах важнейших свойств и признаков)и обобщение(выделение общих свойств класса предметов).

Методы эмпирического научного познания включают в себя, прежде всего, наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Они активно применяются во многих науках, но особенно в естествознании – в биологии, физике, химии, астрономии.

Методы теоретического исследования более разнообразны, и каждый из них решает специфические задачи. Рассмотрим некоторые их них.

  1. Метод формализации предполагает оперирование символами (знаками), которые как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный метод активно применяется в математике, химии, физике.
  2. Аксиоматический метод основан на использовании аксиом, т.е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанности на практике и даже очевидности.
  3. Генетический метод позволяет исследовать возникновение тех или иных явлений и процессов. Например: изучить появление жизни на земле, проследить происхождение человека.
  4. Исторический метод воспроизводит всю историю предмета, взятую во всех ее подробностях и формах проявления.
  5. Логический метод отслеживает направленность развития предмета, важнейшие противоречия и тенденции этого процесса. Этот метод тоже воспроизводит историю предмета, но очищает ее от случайного и несущественного, от мелких деталей и выделяет в ней законы и закономерности развития.
  6. Метод моделирования означает создание идеальных (мысленных) моделей. Это дает возможность воспроизвести в мышлении изучаемые процессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическую модель перехода общества к рыночным отношениям и проследить возможные проявления этого противоречивого процесса.

Научное познание  - это динамический и  противоречивый процесс, который находит  свое выражение в различных формах знания. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие из них.

  1. Научный факт – зафиксированное нашим сознанием реальное

событие или явление как объективно существующее или существовавшее. Известно, что  Пушкин погиб на дуэли, Маяковский добровольно  ушел из жизни. Факты есть, говоря словами  И.П. Павлова, «воздух науки», ее эмпирический источник и основа.

  1. Гипотеза – научно обоснованное предположение или система

предположений. Существуют, например, гипотезы о возникновении  жизни на Земле, о природе тунгусского  взрыва и т.д. Это вероятностное  знание, которое требует обоснования  своей истинности. В случае же аргументированного доказательства гипотеза становится достоверным  знанием.

  1. Идея– форма знания, которая объясняет сущность (суть) предметов,

процессов, явлений. Это, например, диалектическая идея развития  всего сущего, идея классовой борьбы, которую развивал марксизм и т.д.

  1. Закон– форма знания, которая фиксирует объективные, необходимые,

устойчивые, повторяющиеся связи между предметами и процессами материального мира.

  1. Теория– система обобщенного, достоверного и упорядоченного

знания  об объекте.

 

  1. Общество как объект философского анализа. Основные подходы к исследованию общества: натуралистическая, идеалистическая, психологическая и т.д.

 

  1. Системный характер общества. Общая характеристика социальной структуры общества.

Социальная  философия отмечает, что общество является сверхсложным организмом. Носителем всех форм социальной жизни является человек. Несмотря на кажущуюся хаотичность общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития.  Традиционно, характеризуя общество социальная философия выделяет в ней ряд основных сфер или областей своего бытия: материально-производственную, организационную, социальную и духовную сферы.

Материально-производственная сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Признавая большую роль экономической сферы социальная философия все же склонна считать, что при всем своем значении, она является лишь одной из необходимых форм общественной деятельности.

Организационная сфера призвана регулировать деятельность людей и отношений между ними, для этого создаются соответствующие организации. Высшей формой управления является политическая деятельность.

Социальная сфера охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных групп и слоев. Эта сфера направлена на создание условий для жизни, воспроизводства, активности людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работника сферы обслуживания.

Важнейшую роль в общественной жизни играет духовная сфера, в которой формируются идеи, образы, научные и художественные ценности. Эти ценности, так или иначе материализуются в физических вещах – в книгах, картинах, скульптурах и т.д. главное в этих предметах – не их материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Рассмотрение  структуры общества  будет неполным, если мы не рассмотрим эту проблему с точки зрения социологического подхода. В зависимости от избранного критерия классификации в обществе можно выделить как наиболее важные следующие подсистемы, каждая из которых  представляет совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями  и обладающих рядом признаков.

1. Социально-классовая подсистема (сословия, классы, слои, страты и т.д.). Под сословием понимают группу людей, имеющих четко определенное социальное и юридическое положение в обществе. В современной отечественной философии главным элементом социально-классовую подсистемы считаются классы. Класс – большая группа людей, различающаяся по своему месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Для характеристики социально-классовой структуры общества применяются и другие понятия. В классах выделяют их вертикальные срезы – слои. Среди рабочих можно, например, выделить высококвалифицированный слой и чернорабочих. Социальная структура включает в себя  индивидов и группы с промежуточным положением в обществе. Это маргинальные слои - группы людей, по ряду причин выбитые из привычного для них образа жизни (беженцы, эмигранты и т.д.).

2. Социально- этническая подсистема (род, племя, народность, нации). Первой формой человеческой общности, пришедшей на смену человеческому стаду,  был род – кровнородственной объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя. На сменуродоплеменной организации общества пришла народность, которая образовалась в условиях раннего классового общества. Для народности характерны - общая территория и язык, психологический уклад и общепринятое название. Из народности с развитием капиталистических отношений со временем сформировывались нации – многогранное социальное явление со многими признаками:

- общая  территория;

- совместное  ведение экономической жизни;

- специфический  психологический уклад (характер  нации, ее менталитет);

- единая  культура;

- единая  историческая судьба, отражаемая  в национальном сознании.

3. Демографическая подсистема включает в себя половозрастную структуру населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, характеристику здоровья населения и т.д.

4. Профессионально-образовательная подсистема предполагает деление индивидов на работников умственного и физического труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда.

Социальная  сфера по своей природе не может  быть однородной, что и является законом ее существования. В современной  социальной философии и социологии  большое внимание социальной неоднородности было уделено Питиримом Сорокиным. Его учение, получившее название «социальная стратификация», имеет большое методологическое значение. Под стратой (термин «strata» взят из геологии, где он означает «слой») понимается группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе. Понятие «социальная стратификация» обозначает естественное разделение общества на слои, которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются материальные блага, власть и влияние, права и привилегии, обязанность и ответственность в обществе.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"