Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, как правило, неизвестные. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы, эпос, сказки, легенды, песни и т.д.). К народной культуре относится народная медицина (лекарственные травы, заговоры), народная педагогика, суть которой выражается в пословицах и поговорках, народные промыслы и др. В силу таких черт, как традиционность, простота и доступность транслируемых текстов, народная культура выполняла функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности.
Всовременном обществе место народной культуры занимает массовая культура. Она утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Они позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, формируют общие стандарты потребления, которые удовлетворяются массовым производством. Все это соединяет и объединяет людей, хотя и стирает различия между ними, нивелируя их личности. Демократичная и неглубокая, массовая культура выполняет, прежде всего, психотерапевтическую, иллюзорно-компенсаторную функцию: дает приемлемое для человека массы объяснение мира, которое бы примирило с ним человека, успокоило его психику, обнадежило обещанием лучшего будущего. Разнообразные тексты массовой культуры, транслируемые СМИ, являются одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипов поведения и ценностных предпочтений. Они также выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя общественные настроения и массовые предпочтения. Цель массовой культуры – стимулирование потребительского сознания масс для отвлечения их от социальной активности, формирования конформистской жизненной позиции. Массовая культура вульгарна и поверхностна, культивирует ценности подросткового типа и тем самым инфантилизирует своего потребителя. Она призвана удовлетворить потребность в новизне, развлечь потребителя, причем, без особых затрат ума и духа, обращаясь при этом к не самым лучшим сторонам человеческой натуры: сексуальности, страхам, жажде самоутверждения, потребности в простых и ясных идеалах.
В культурно-стратификационном
Любое общество неоднородно, состоит из самых разных социальных групп — этнических, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.
Субкультура— это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.
Вследствие
происходящих в обществе процессов
миграции, этнокультурного
Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о контркультуре. Контркультурамибыли раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи 60-70-х гг. XX в. на Западе.
Многообразие типов культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, в котором происходит взаимообмен и взаимообогащение культурными достижениями (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т.п.). Принципы и формы взаимодействия культур могут быть различными. В исторической практике известны как мирные, добровольные формы взаимодействия культур (партнерское, взаимовыгодное сотрудничество), так и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания (доминирует стремление к односторонней выгоде, авторитарно-патерналистский подход).
Активность информационных процессов к концу XX-началу XXI в. стала столь высокой, что возникло глобальное информационное пространство и началось разрушение локального характера культуры. В общемировом общении начинают господствовать интегративные языковые тенденции, расширяется поле общения, складываются его общепринятые правила, нормы и стереотипы. Глобальное взаимодействие культур приводит к становлению в XXI в. глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Современный мир вступает в качественно новую фазу своего развития. Отрицательным последствием этого процесса является утрата части специфических особенностей локальных культур.
Мораль – это система ценностей и норм поведения и общения людей, принятых в обществе. Мораль выполняет ценностно-ориентирующую, воспитательно-социализирующую и регулятивную функции для обеспечения сосуществования людей в социуме. Она дает оценку явлениям природы и социальной действительности с точки зрения их полезности для прогрессивного развития личности и общества и тем самым определяет общие ориентиры (цели, идеалы, нормы) деятельности людей. Посредством усвоения принятых в обществе представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», личность проходит стадию социализации и превращается в полноправного члена социума. Регулятивную функцию мораль выполняет с помощью таких механизмов как общественное мнение, совесть, общественная власть. Специфика морали как формы регуляции общественных отношений выражается в таких чертах, как проникновение во все сферы общественной жизни (бизнес, политику, спорт и т.д.), оперативность реагирования на изменения в социуме (в отличие от законов и традиций), обобщенный характер норм поведения и общения (при применении их в реальной жизни нередко возникают исключения и отклонения от общего правила, что порождает проблему морального выбора) и др.
Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что ценности и нормы поведения и общения людей постепенно складывались в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». В аграрных цивилизациях в середине I тысячелетия до н.э. на смену талиону пришло «золотое правило нравственности» (простейшее универсальное правило поведения) - «поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Большое влияние на формирование моральных норм оказывает политика и идеология.
Согласно
религиозной концепции
В
качестве нравственных
Мораль как общественное явление, форму духовной культуры изучает такая философская наука как этика. Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.
Религия – это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. С точки зрения богословско-теологического подхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом. С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.
Религия
играет большую роль в жизни
человека и общества. Она выполняет,
во-первых, мировоззренческую функцию,
так как содержит определенную
картину мира, комплекс ценностей,
идеалов и норм, то есть основных
компонентов мировоззрения.
Вместе
с тем, религия играет в
В структуре
религии выделяют религиозное вероучение,
религиозный культ и
В мире существует
множество религий. Среди них
принято выделять три мировые
религии – буддизм, христианство,
ислам (мусульманство), которые получили
распространение в разных странах
и у разных народов. Наряду с ними
есть религии национальные (индуизм,
конфуцианство, иудаизм и др.), местные
и племенные, а также необозримое
количество религиозных сект. Многие
из этих сект возникли в 60-70-е годы ХХ
века и получили распространение
в США, Западной Европе и других регионах
мира. Их появление связывается с
крупными социально-политическими
и культурными переменами в современном
мире и обществе, ослаблением позиций
традиционных религий. Разочарование
в официальных ценностях