Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, как правило, неизвестные. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы, эпос, сказки, легенды, песни и т.д.). К народной культуре относится народная медицина (лекарственные травы, заговоры), народная педагогика, суть которой выражается в пословицах и поговорках, народные промыслы и др. В силу таких черт, как традиционность, простота и доступность транслируемых текстов, народная культура выполняла функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности.

Всовременном  обществе место народной культуры занимает массовая культура. Она утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Они позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, формируют общие стандарты потребления, которые удовлетворяются массовым производством. Все это соединяет и объединяет людей, хотя и стирает различия между ними, нивелируя их личности. Демократичная и неглубокая, массовая культура выполняет, прежде всего, психотерапевтическую, иллюзорно-компенсаторную функцию: дает приемлемое для человека массы объяснение мира, которое бы примирило с ним человека, успокоило его психику, обнадежило обещанием лучшего будущего. Разнообразные тексты массовой культуры, транслируемые СМИ, являются одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипов поведения и ценностных предпочтений. Они также выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя общественные настроения и массовые предпочтения. Цель массовой культуры – стимулирование потребительского сознания масс для отвлечения их от социальной активности, формирования конформистской жизненной позиции. Массовая культура вульгарна и поверхностна, культивирует ценности подросткового типа и тем самым инфантилизирует своего потребителя. Она призвана удовлетворить потребность в новизне, развлечь потребителя, причем, без особых затрат ума и духа, обращаясь при этом к не самым лучшим сторонам человеческой натуры: сексуальности, страхам, жажде самоутверждения, потребности в простых и ясных идеалах.

В культурно-стратификационном плане выделяют также такие типы культурыкак доминирующая культура, субкультура, маргинальная культура и контркультура (горизонтальный срез).

Любое общество неоднородно, состоит из самых разных социальных групп — этнических, демографических, профессиональных и  др. Несмотря на существующие между  ними различия, у них есть некоторые  общие ценности и нормы, обусловленные  общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей  и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.

Субкультура— это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.

Вследствие  происходящих в обществе процессов  миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем, изменения  социальной структуры и др. появляются промежуточные, пограничные социальные слои, получившие название маргинальных (от позднелат. marginalis  - находящийся на краю, на границе). В этих слоях возникает особая субкультура - маргинальная культура. Ее носители теряют свои культурные истоки, традиции, систему ценностей, частично усваивают элементы  новой для них культуры. Для маргинальной культуры характерно отсутствие устойчивой системы культурных ценностей и норм, что обусловливает девиантные (отклоняющиеся от принятых) формы поведения и мышления ее субъектов.

Возможен  вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте  с господствующими ценностями. В  таком случае говорят о контркультуре. Контркультурамибыли раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи 60-70-х гг. XX в. на Западе.

Многообразие  типов культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, в котором происходит взаимообмен  и взаимообогащение культурными  достижениями (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т.п.). Принципы и формы взаимодействия культур могут быть различными. В  исторической практике известны как  мирные, добровольные формы взаимодействия культур (партнерское, взаимовыгодное сотрудничество), так и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания (доминирует стремление к односторонней выгоде, авторитарно-патерналистский подход).

Активность  информационных процессов к концу  XX-началу XXI в. стала столь высокой, что возникло глобальное информационное пространство и началось разрушение локального характера культуры. В общемировом общении начинают господствовать интегративные языковые тенденции, расширяется поле общения, складываются его общепринятые правила, нормы и стереотипы. Глобальное взаимодействие культур приводит к становлению в XXI в. глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Современный мир вступает в качественно новую фазу своего развития. Отрицательным последствием этого процесса является утрата части специфических особенностей локальных культур.

 

  1. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.

Мораль – это система ценностей и норм поведения и общения людей, принятых    в обществе. Мораль выполняет ценностно-ориентирующую, воспитательно-социализирующую и регулятивную функции для обеспечения сосуществования людей в социуме. Она дает оценку явлениям природы и социальной действительности с точки зрения их полезности для прогрессивного развития личности и общества и тем самым определяет общие ориентиры (цели, идеалы, нормы) деятельности людей. Посредством усвоения принятых в обществе представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», личность проходит стадию социализации и превращается в полноправного члена социума. Регулятивную функцию мораль выполняет с помощью таких механизмов как общественное мнение, совесть, общественная власть. Специфика морали как формы регуляции общественных отношений выражается в таких чертах, как проникновение во все сферы общественной жизни (бизнес, политику, спорт и т.д.), оперативность реагирования на изменения в социуме (в отличие от законов и традиций), обобщенный характер норм поведения и общения (при применении их в реальной жизни нередко возникают исключения и отклонения от общего правила, что порождает проблему морального выбора) и др.

Существуют  разные концепции происхождения  морали. Научная концепция утверждает, что ценности и нормы поведения  и общения людей постепенно складывались в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже  в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные  связи и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб».  В аграрных   цивилизациях в середине  I  тысячелетия до н.э. на смену талиону пришло «золотое правило нравственности» (простейшее универсальное правило поведения)  - «поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Большое влияние на формирование моральных норм оказывает политика и идеология.

Согласно  религиозной концепции происхождения  морали, ее ценности и нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого  Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.

 В  качестве нравственных ценностей  у всех народов почитаются  честность, верность, уважение к  старшим, мужество, трудолюбие, ответственность,  патриотизм и другие этические  добродетели. И хотя в жизни  люди далеко не всегда проявляют  подобные качества, но ценятся  они высоко, а те, кто обладает  ими, пользуются уважением. Эти  ценности выступают в роли  нравственных идеалов. Моральные  ценности и нормы носят конкретно-исторический  характер, то есть имеют свою  специфику в локальных культурах,  изменяются вместе с изменением  материальных условий и духовных  факторов общественной жизни.  Но, поскольку природа людей одинакова,  при всей пестроте известных  систем морали все же можно  говорить о единых общечеловеческих  моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается  взаимопонимание, контакт и сосуществование  представителей разных культур.

Мораль  как общественное явление, форму  духовной культуры изучает такая  философская наука как этика. Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.

 

  1. Религия как форма духовного освоения реальности.

Религия – это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. С точки зрения богословско-теологического подхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом. С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.

 Религия  играет большую роль в жизни  человека и общества. Она выполняет,  во-первых, мировоззренческую функцию,  так как содержит определенную  картину мира, комплекс ценностей,  идеалов и норм, то есть основных  компонентов мировоззрения. Благодаря  религиозному мировоззрению человек  обретает смысл своей жизни,  выводящий его за пределы обыденного  приобретения и потребления материальных  благ, ориентирующий на духовное  развитие. Во-вторых, религия выполняет  психотерапевтическую функцию, адаптируя  людей к трудностям жизни. Она  дает надежду на чудо, духовные  силы преодолевать жизненные  невзгоды, страдания и даже достойно  воспринимать смерть, так как  страдания и смерть для религиозного  человека наполнены определенным  смыслом. В-третьих, религия   выступает как духовная сила, способствующая организации общественного  порядка. Она дает людям общие  ценности и цели, обосновывает  и узаконивает существующие в  обществе морально-правовые нормы  ссылкой на их божественное  происхождение, привлекает верующих  к совместному участию в культовой  деятельности и тем самым укрепляет  социальное единство и порядок.

 Вместе  с тем, религия играет в обществе  не только положительную, но  и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими  формами культуры и духовным  развитием людей ограничивает  свободу  художественного и  научного творчества. Религиозные  разногласия способствуют разжиганию  вражды между людьми, ущемлению  прав религиозных меньшинств, возникновению  военных конфликтов.

В структуре  религии выделяют религиозное вероучение, религиозный культ и религиозную  организацию. Религиозное вероучение – это совокупность утвержденных религиозными организациями догматов и преданий  о Боге, пророке-основателе религии,  устройстве мира, правилах жизни человека и общества. Религиозное  вероучение излагается в священных  текстах  (христианская Библия, мусульманский  Коран и т.д.) и их канонизированных толкованиях. Религиозный культ  – это обрядовые действия, совершаемые  с целью установления контакта с  предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). Религиозная  организация – это форма объединения  верующих  для координации культовой  деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются  на клир – иерархию профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паству – мирян, простых  верующих. Церковь состоит из множества  религиозных общин, которые концентрируются  вокруг церковных храмов.

В мире существует множество религий. Среди них  принято выделять три мировые  религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах  и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные  и племенные, а также необозримое  количество религиозных сект. Многие из этих сект возникли в 60-70-е годы ХХ века и получили распространение  в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с  крупными социально-политическими  и культурными переменами в современном  мире и обществе, ослаблением позиций  традиционных религий. Разочарование  в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и  потеря смысла жизни – все это  явилось социально-психологическим  фактором поиска новой системы ценностей, нового мировоззрения. Приверженцами  нетрадиционных религий и культов  является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный  поиск смысложизненных ориентаций и интерес ко всему новому, таинственному, непознанному. Следует отметить, что  среди неокультов существует достаточное  количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести ее членов к серьезным психическим расстройствам  и деградации личности.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"