Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

2. Практика с ее насущными запросами – это одновременно и конечная цель познания. Полученные человечеством знания предназначены для применения их в своей жизни – в быту,  в промышленности. Если знания оказываются невостребованными на практике, их ценность может быть утрачена.

3. Практика является критерием истинности человеческого знания. Практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез, теорий. Но этот критерий не является универсальным, так как далеко не все идеи можно проверить на практике по разным причинам. Поэтому наука для обоснования своих знаний прибегает к таким способам, как логическое доказательство, мысленный эксперимент, обоснование и т.д.

 

  1. Структура и динамика познавательного процесса. Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания.

Процесс познания представляет собой развивающийся, динамичный  в своей основе процесс. Это обусловлено, прежде всего, появлением у человека и общества новых потребностей, развитием и совершенствованием практики, всей деятельности человека.

Познание  всегда предполагает переход от улавливания  внешних, лежащих на поверхности  свойств и отношений, к постижению  внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности предмета, явления. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления  к сущности – такова, в основном, логика движения процесса познания.

Несколько упрощая сложный процесс познания, в нем можно выделить следующие  уровни: чувственный и рациональный.

Первый  уровень представляет собой чувственное (эмпирическое) познание. Чувственное познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов и явлений. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

Ощущение  - это отражение в сознании  человека отдельных свойств,  признаков предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие  - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом, непосредственном созерцании. Образ восприятия  есть  результат синтеза всех ощущений отдельных свойств воспринимаемого объекта. При этом восприятие нельзя свести  к сумме отдельных ощущений, восприятие – качественно новая ступень чувственного познания мира. Характер восприятия определяется  как устройством самого предмета, так и возможностями органов чувств, способностью мозга к синтезу и практическим опытом человека.

Представление - обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, который воздействовал на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. В отличие от восприятия и ощущения, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным предметом. Для получения образов представления необходимы память и воображение. 

Рациональное (теоретическое)  познание позволяет человеку постигнуть внутреннее (скрытое) в вещах – их структуру, сущность, законы. Рациональное познание  наиболее полно и адекватно осуществляется посредством мышления. Мышление – высший психический познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека существенные свойства и отношения вещей и явлений. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке,  который может быть естественным или искусственным (язык математики, формальной логики и т.д.).      

           Формами рационального познания  выступают: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, отображающая наиболее  общие, существенные, необходимые свойства реальных предметов и процессов, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.). Суждение - форма мышления, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства или отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Суждение  обычно выражается повествовательным предложением, может быть либо ложным («Гомель – столица Белоруссии»), либо истинным («Л.Н. Толстой – автор романа «Война и мир»). Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое знание. Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики и диалектики.

 

  1. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Догматизм и релятивизм в познании.

С  давних пор одной из важнейших целей  познания считалось достижение истины. Проблема истины – это проблема соответствия знания действительности. На вопрос «Что такое истина?» ответы могут быть самыми разнообразными:

- «истина  – это то, что не подлежит  сомнению»;

- «истина  – это то, что мы видим, слышим, что существует в действительности»;

- «истина  – это доказанные положения  науки».

Однако  познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается заблуждениями. Заблуждение – это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление о том, что Земля покоится на трех китах, в науке имеются попытки воплотить на практике идею вечного двигателя. Не следует отождествлять заблуждение с недомыслием и глупостью человека. Очень часто в заблуждении присутствует доля истины.

           Заблуждение разнообразно в своих  проявлениях, существует как в  индивидуальном,  так и в общественном  сознании. Заблуждение часто свидетельствует  о неразвитости и ограниченности  практики, социальных, технических,  научных возможностей человечества. Заблуждение не следует путать  с ложью. Ложь - это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.

Философские представления об истине прошли долгий путь в свом развитии, и существуют в виде нескольких концепций.

Классическая концепция истины до сих пор является наиболее признанной. Она берет свое начало с эпохи Античности и  наиболее четко ее сформулировал Аристотель. В рамках классической концепции истина определяется как  совпадение человеческой мысли  с окружающей действительностью.  Действительность в данном случае понимается очень широко – это не только внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические и т.д. Проверяется соответствие наших знаний действительности практикой, которая и выступает критерием истины.

Рассматриваемая концепция характеризует истину по следующим параметрам.

1. С точки  зрения содержания говорят об объективности и субъективностиистины. Объективная истина – это истина, обусловленная, порожденная внешним миром, это знания о мире, полностью соответствующие этому миру. Субъективная истина – это узкая точка зрения одного человека или группы людей (чье-либо мнение), не претендующая на всеобщность и объективность.

2. С точки  зрения полноты и степени достоверности знания, представленного в истине, последнюю характеризуют как относительную иабсолютную. Относительная истина– это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов (например, геометрия Евклида, классическая механика И. Ньютона). Абсолютная истина традиционно трактуется в двух смыслах: 1) узком – когда абсолютным считается любое знание, которое никогда не может быть опровергнутым («Птица имеет клюв»); 2) широком – когда под абсолютной истиной понимается  исчерпывающее, законченное знание о предмете или событии. Понятно, что таких истин не существует. В данном случае под абсолютной истиной понимают предел, к которому приближается наше знание, никогда не достигая его.

Существует  две крайние позиции в понимании  того, как соотносятся абсолютная и относительная истины: догматизм и релятивизм. Релятивизмсклонен отрицать наличие абсолютной истины и говорит об изменчивости каждой нашей истины. Догматизм считает любую истину «истиной на все времена», абсолютизируя, таким образом, все знания.

3.С точки  зрения соответствия истины  реальной действительности говорят о конкретности истины. Конкретность истины означает: 1) что нет истины, применимой всегда, везде и во все времена. Истина всегда рождена при данной эпохе и ее обстоятельствах; 2) что конкретная истина стремится отразить и учесть все стороны и связи предмета.

С течением времени, классическая концепция истины выявила достаточно много недостатков. В современной философии существует достаточно много альтернативных подходов к интерпретации истины. 

Прагматическая концепция истины. Истина есть такое знание, которое полезно для человеческого действия.

Экзистенциальная концепция истины. Истина есть форма психического состояния человека.

Конвенциальная концепция истины.Истина – есть соглашение (конвенция) ученых, обусловленное соображениями целесообразности, экономии, простоты и т.д.

Плюралистическая концепция истины. В настоящее время получило широкое распространение концепция плюрализма (множественности) истин. Эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же предмете или же явлении. Каждая из них в чем-то верна, отражает то или иное качество объекта и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.

 

  1. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Научное познание и его специфика.

Понятие «наука» вошло в обиход сравнительно недавно  и в переводе с латыни «scientia» означает знание. Существует десятки определений науки. Самым распространенным и общепризнанным определением является следующее.

Наука- специфическая сфера деятельности человека, целью и результатом которой  является система достоверных и объективных знаний о природе, об обществе, о человеке.

Своеобразие науки можно выяснить,  указав на  ее основные аспекты:

1.Наука  - специфический вид человеческой деятельности, направленный на получение новых, достоверных знаний.

2.Наука  - система знаний.Наука представляет собой совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.

3.Наука  - социальный институт, т.е. система научных учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей. Наука в настоящее время влияет на все сферы жизни общества, часто выступая в роли эксперта. Прямо или косвенно наука причастна к разработке и принятию любых управленческих решений. Сообщество научных работников играет важную роль среди других профессиональных сообществ. Наука взаимосвязана с идеологией, властью.

4.Наука  – особая сфера культуры. Наука реализовалась в той системе ценностей, которая сформировала новую цивилизацию, называемую - техногенная,  рациональная, пострелигиозная, посттрадиционная, постмодернистская, либеральная и даже глобальная. Эта система ценностей определяет деятельность ученого. К этим ценностям относятся: ценность истины, т.е. установка на  получение объективно-истинного знания; ценность разума как главного инструмента достижения истины; ценность нового знания, что и является результатом научной деятельности ученого. 

В настоящее  время наука стала неотъемлемой частью жизни человека и общества. О  роли  науки в обществе  свидетельствуют ее функции:

1. Функция  производства и систематизации объективно истинных знаний. Это основная функция науки. Она сводится к нескольким составляющим, каковыми являются описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений. 

2. Культурно-мировоззренческая функция – достоверные знания, полученные наукой, являются важнейшим способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя.Эта функция стала отчетливо проявляться в эпоху Возрождения и раннего Просвещения, когда науке пришлось отстаивать право на участие в становлении мировоззрения человека. До этого было господствующая роль в формировании мировоззрения принадлежала религии.

3. Образовательная функция, близкая кмировоззренческой, появилась в 19 веке, когда ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

4. Функция производительной силывозникает во второй половине XIX столетия, когда наука стала широко применяться в промышленности, для изготовления орудий труда и техники, в создании новых технологий.

5. Функция социальной силы означает: 1) развитие науки приводит к крупным изменениям в социальной структуре общества, например, в ХХ веке возросла численность и значение работников интеллектуального труда; 2) наука активно используется при решении социальных проблем – в политике, экологии, в педагогике и т.д.

К настоящему времени сформировалось и существует огромное множество наук, что требует  их классификации.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"