Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
2. Практика с ее насущными запросами – это одновременно и конечная цель познания. Полученные человечеством знания предназначены для применения их в своей жизни – в быту, в промышленности. Если знания оказываются невостребованными на практике, их ценность может быть утрачена.
3. Практика является критерием истинности человеческого знания. Практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез, теорий. Но этот критерий не является универсальным, так как далеко не все идеи можно проверить на практике по разным причинам. Поэтому наука для обоснования своих знаний прибегает к таким способам, как логическое доказательство, мысленный эксперимент, обоснование и т.д.
Процесс познания представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено, прежде всего, появлением у человека и общества новых потребностей, развитием и совершенствованием практики, всей деятельности человека.
Познание всегда предполагает переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности предмета, явления. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности – такова, в основном, логика движения процесса познания.
Несколько
упрощая сложный процесс
Первый уровень представляет собой чувственное (эмпирическое) познание. Чувственное познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов и явлений. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств, признаков предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом, непосредственном созерцании. Образ восприятия есть результат синтеза всех ощущений отдельных свойств воспринимаемого объекта. При этом восприятие нельзя свести к сумме отдельных ощущений, восприятие – качественно новая ступень чувственного познания мира. Характер восприятия определяется как устройством самого предмета, так и возможностями органов чувств, способностью мозга к синтезу и практическим опытом человека.
Представление - обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, который воздействовал на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. В отличие от восприятия и ощущения, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным предметом. Для получения образов представления необходимы память и воображение.
Рациональное (теоретическое) познание позволяет человеку постигнуть внутреннее (скрытое) в вещах – их структуру, сущность, законы. Рациональное познание наиболее полно и адекватно осуществляется посредством мышления. Мышление – высший психический познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека существенные свойства и отношения вещей и явлений. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке, который может быть естественным или искусственным (язык математики, формальной логики и т.д.).
Формами рационального
С давних пор одной из важнейших целей познания считалось достижение истины. Проблема истины – это проблема соответствия знания действительности. На вопрос «Что такое истина?» ответы могут быть самыми разнообразными:
- «истина – это то, что не подлежит сомнению»;
- «истина
– это то, что мы видим, слышим,
что существует в
- «истина – это доказанные положения науки».
Однако познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается заблуждениями. Заблуждение – это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление о том, что Земля покоится на трех китах, в науке имеются попытки воплотить на практике идею вечного двигателя. Не следует отождествлять заблуждение с недомыслием и глупостью человека. Очень часто в заблуждении присутствует доля истины.
Заблуждение разнообразно в
Философские представления об истине прошли долгий путь в свом развитии, и существуют в виде нескольких концепций.
Классическая концепция истины до сих пор является наиболее признанной. Она берет свое начало с эпохи Античности и наиболее четко ее сформулировал Аристотель. В рамках классической концепции истина определяется как совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Действительность в данном случае понимается очень широко – это не только внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические и т.д. Проверяется соответствие наших знаний действительности практикой, которая и выступает критерием истины.
Рассматриваемая концепция характеризует истину по следующим параметрам.
1. С точки зрения содержания говорят об объективности и субъективностиистины. Объективная истина – это истина, обусловленная, порожденная внешним миром, это знания о мире, полностью соответствующие этому миру. Субъективная истина – это узкая точка зрения одного человека или группы людей (чье-либо мнение), не претендующая на всеобщность и объективность.
2. С точки зрения полноты и степени достоверности знания, представленного в истине, последнюю характеризуют как относительную иабсолютную. Относительная истина– это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов (например, геометрия Евклида, классическая механика И. Ньютона). Абсолютная истина традиционно трактуется в двух смыслах: 1) узком – когда абсолютным считается любое знание, которое никогда не может быть опровергнутым («Птица имеет клюв»); 2) широком – когда под абсолютной истиной понимается исчерпывающее, законченное знание о предмете или событии. Понятно, что таких истин не существует. В данном случае под абсолютной истиной понимают предел, к которому приближается наше знание, никогда не достигая его.
Существует
две крайние позиции в
3.С точки зрения соответствия истины реальной действительности говорят о конкретности истины. Конкретность истины означает: 1) что нет истины, применимой всегда, везде и во все времена. Истина всегда рождена при данной эпохе и ее обстоятельствах; 2) что конкретная истина стремится отразить и учесть все стороны и связи предмета.
С течением
времени, классическая концепция истины
выявила достаточно много недостатков.
В современной философии
Прагматическая концепция
Экзистенциальная концепция
Конвенциальная концепция
Плюралистическая концепция
Понятие «наука» вошло в обиход сравнительно недавно и в переводе с латыни «scientia» означает знание. Существует десятки определений науки. Самым распространенным и общепризнанным определением является следующее.
Наука- специфическая сфера деятельности человека, целью и результатом которой является система достоверных и объективных знаний о природе, об обществе, о человеке.
Своеобразие науки можно выяснить, указав на ее основные аспекты:
1.Наука - специфический вид человеческой деятельности, направленный на получение новых, достоверных знаний.
2.Наука - система знаний.Наука представляет собой совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.
3.Наука - социальный институт, т.е. система научных учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей. Наука в настоящее время влияет на все сферы жизни общества, часто выступая в роли эксперта. Прямо или косвенно наука причастна к разработке и принятию любых управленческих решений. Сообщество научных работников играет важную роль среди других профессиональных сообществ. Наука взаимосвязана с идеологией, властью.
4.Наука – особая сфера культуры. Наука реализовалась в той системе ценностей, которая сформировала новую цивилизацию, называемую - техногенная, рациональная, пострелигиозная, посттрадиционная, постмодернистская, либеральная и даже глобальная. Эта система ценностей определяет деятельность ученого. К этим ценностям относятся: ценность истины, т.е. установка на получение объективно-истинного знания; ценность разума как главного инструмента достижения истины; ценность нового знания, что и является результатом научной деятельности ученого.
В настоящее время наука стала неотъемлемой частью жизни человека и общества. О роли науки в обществе свидетельствуют ее функции:
1. Функция производства и систематизации объективно истинных знаний. Это основная функция науки. Она сводится к нескольким составляющим, каковыми являются описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений.
2. Культурно-мировоззренческая
3. Образовательная функция, близкая кмировоззренческой, появилась в 19 веке, когда ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
4. Функция производительной силывозникает во второй половине XIX столетия, когда наука стала широко применяться в промышленности, для изготовления орудий труда и техники, в создании новых технологий.
5. Функция социальной силы означает: 1) развитие науки приводит к крупным изменениям в социальной структуре общества, например, в ХХ веке возросла численность и значение работников интеллектуального труда; 2) наука активно используется при решении социальных проблем – в политике, экологии, в педагогике и т.д.
К настоящему времени сформировалось и существует огромное множество наук, что требует их классификации.