Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

 

  1. Проблемы социальной динамики.  Роль народных масс и личности в истории.

Процесс общественной жизни реализуется  через социальное общение и взаимодействие индивидов и групп, которое носит  сознательный характер, ориентировано  на людей, обменивающихся идеями, представлениями, волевыми импульсами, эмоциями. Чтобы  понять механизм регуляции социального  взаимодействия, необходимо уяснить  его компоненты.

Субъектами социального взаимодействия являются: отдельные личности и группы людей, общество в целом. Субъекты– это реальные силы, которые участвуют в объективном историческом процессе. Они вносят свой вклад в изменение общественной жизни, определяют направление и содержание социальных преобразований. Характеристикой субъекта является воля, сознание, целенаправленное отношение к действительности. Субъект действует тогда, когда осознает свои потребности, интересы, ценности. Субъекты создают материальные и духовные блага, развивают культуру, через которую носителей передают традиции от поколения к поколению.

Объект социального взаимодействия является природа и социальная действительность.  Объект – это не только то, что находится вне сознания, но и то, что не зависит от сознания людей. Объективными являются общественные и социальные условия жизни, политические процессы, духовные, а также социальные законы, общественные отношения.

При исследовании социальной динамике, возникает вопрос о  роли народных масс и личности в историческом процессе.

Многие  историографы и философы полагали, что авторами и главными действующими лицами истории  являлись исторические личности. Именно им якобы известна тайна и внутренний смыл истории, ее божественный замысел.  Благодаря  своим качествам, личность выделяется из общей массы и занимает положение, при котором получает возможность  определять задачи и принимать решения, влияющие на действия масс.

Другие  мыслители основную, решающую  роль в истории отводили народным, трудящимся массам. Они настаивали на том факте, что именно народные массы создают  все материальные и духовные блага  в обществе. Благодаря труду народных масс удовлетворяются все важнейшие  потребности общества и создаются  все условия для существования, развития, функционирования всех сфер общественной жизни. Что касается исторической личности, то любой его замысел  воплощается в жизнь, опять-таки благодаря труду и усилию народных масс.

 История  есть результат деятельности  различных социальных групп: социально-этнических  общностей, слоев, классов. Известно, что весь класс сразу не  может находиться у власти  и управлять обществом, он создает  немногочисленную группу, которая  готовит государственные решения,  принимает их, непосредственно руководит  обществом. Такие группы называют  правящими элитами.

 

  1. Линейные и нелинейные интерпретации  исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.

Линейная (стадиальная) модель представляет историко-культурный процесс как непрерывное поступательное, восходящее развитие человечества, которое при этом проходит определенные стадии в своем развитии. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и единстве исторической судьбы человечества.

Примерами линейного подхода к историческому  процессу могут служить следующие  модели.

1.Библейская  периодизация по возрастам (Адам  – Ной – Моисей - …- Иисус  Христос – последующие века.).

2. Периодизация  А.Тюрго, А.Смита (первобытная  охотничье-собирательная стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая (торгово-промышленная) стадии.

3. Формационная  концепция  исторического процесса  К.Маркса, Ф.Энгельса.

Линейные  развитие общества может происходить  в двух направлениях: – прогрессивном (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному);

- регрессивном (процесс сужения возможностей системы, упрощение и разрушение системы).

Следует отметить, что в обществе, как  и в других типах систем, довольно редко встречается «чистый» прогресс или регресс. Прогресс и регресс  представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе развития общества играет доминирующую роль. Это  единство проявляется, во-первых,  в  том, что прогресс общества не может  быть вечным. Во-вторых, прогресс в какой-то одной сфере жизни сопровождается регрессом в других. Поэтому любое  историческое изменение в одном  отношении может быть прогрессивным, в другом – регрессивным. Кроме  того, в философии до сих пор  не решен вопрос о  критериях социального  прогресса.

В рамках отечественной социальной философии  в советский ее период господствовал формационный подход к исследованию общества и истории. Этот подход  сформировался в классическом марксизме в 19 веке. В названном подходе центральным  является понятие общественно-экономической формации.  Общественно-экономическая  формация – общество, взятое к единстве всех его сторон  и существующее на основе конкретно-исторического способа материального производства. В формационной концепции периодизация исторического процесса дается через закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Впервые К.Маркс и Ф. Энгельс обосновали пятичленную схему деления исторического процесса  в «Немецкой идеологии», основываясь на разных формах собственности. Формационный подход выполнял в марксизме задачу обоснования идеи коммунизма как якобы неизбежной и  высшей стадии в истории человечества.

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом учение  об общественно – экономических  формациях как ступенях развития общества имело ряд достоинств:

1) история  предстала не как аморфный  поток социальных изменений, а  последовательная смена качественно  различных этапов, каждый из которых  имеет свои специфические законы  возникновения и функционирования;

2) история  предстала как совокупность революционных  и эволюционных изменений. Если  в пределах каждого формационного  этапа преобладают эволюционные  изменения, то переходы от одного  этапа к другому носят революционный  характер;

3) история  предстала как процесс прогрессивного  развития общества, так как каждая  новая формация означала более  высокий уровень человеческой  цивилизации.

Однако  формационная концепция, наряду с несомненными достоинствами имеет и ряд  недостатков.

1) Формационный  подход упрощал исторический  процесс, сводя все его богатство  и многообразие лишь к простой   схеме  из пяти формаций.

2) Коммунизм   в формационном подходе  выступает  как финал  мировой истории.  При этом коммунистическая формация  трактуется как некая совершенная,  истинная жизнь общества. К. Маркс   учение о коммунизме связал  с объективными законами, мессианской  миссией пролетариата, социалистической  революцией, деятельностью политических  партий, коммунистического интернационала. Учение о коммунизме явилось  самым явным проявлением утопизма  в марксизме. 

3)Формационное  учение абсолютизировало роль  экономического фактора в истории общества — труда, материального производства, техники и технологии. Человек здесь — преимущественно лишь экономическийчеловек. Тем самым, не раскрывалась в полной мере вся человеческая субъективность, психология людей, их религия и мораль, традиции и обычаи.

В настоящее  время формационный подход не отвечает современным требованиям из-за схематизации исторического процесса и своего утопизма, недооценки иных факторов общественного  развития. В последнее время в  отечественной социальной философии  усилился интерес к нелинейной модели исторического процесса.

Нелинейная (циклическая) модель исторического процесса отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Весь путь развития общества представляет собой совокупность различных по величине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь не стрела, а круг.

Нелинейные (циклические) интерпретацииистории  восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени». В античной философии, в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля и др., идея цикличности  применялась в основном к смене  форм правления.  Согласно теории Дж. Вико, одного из основоположников философии  истории в ХVIII веке, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию и исторический цикл начинается сначала.

В современные  социальной философии нелинейные интерпретации  истории развиваются в цивилизационном анализе общества.Центральным понятием  в данном подходе является понятие «цивилизация», которое в настоящее время употребляется в разных смыслах.

  Во-первых, цивилизация рассматривается как некий социально-культурный организм, сложившийся на основе отдельного народа или региона планеты - русская, индийская, европейская цивилизации и т.д.

 Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла в свое время на смену дикости и варварству человечества и стала "естественным" ("гражданским") состоянием общества.

В-третьих, цивилизация — это  крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории. Эта эпоха имеет свои специфические признаки и черты, а ее основным содержанием является культураво всех ее проявлениях. Именно в этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества и его истории.

В отличие от общественно-экономической  формации, понятие цивилизации являет собой степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно, оно показывает, насколько человек сумел в своем становлении и развитии выйти за пределы чисто животного состояния. История в таком случае рассматривается как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (не только материальное производство, но и политическое участие, художественное творчество, религиозные верования и т.д.).

В цивилизационном  подходе конкурируют между собой  два подхода: теории локальных цивилизация и теория стадиального развития.

Теории локальных цивилизаций представлены в концепциях  культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие «цивилизация» здесь используется для обозначения устойчивого этнокультурного образования, сохраняющего свою специфику и целостность на протяжении длительного исторического промежутка времени. Исключение составляет О. Шпенглер, определяющий цивилизацию как стадию стагнации и деградации культуры, связанной с исчерпанием ее творческого потенциала.

Стадиальная теория рассматривала цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии. Стадиальный характер носят – теория «третьей волны» А. Тоффлера, теория постиндустриального общества Д. Бэла и др.

В теории постиндустриального общества Д. Бэлл в истории человечества выделял три стадии.

1. Традиционная (доиндустриальная) стадия. Общество на этой стадии развития характеризуется следующими чертами: преобладание  аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, низкая социальная мобильность, господство традиций в культуре, низкий уровень свободы личности и т.д.).

2. Индустриальная стадия (становление и развитие которой связано с промышленной революцией конца ХVIII – начала XIXвеков). Индустриальному обществу присущи: высокий уровень развития производительных сил, гибкие социальные структуры, более высокий уровень социальной мобильности, более высокий уровень развития свободы личности.

3. Постиндустриальная стадия развития  общества (вторая  половина ХХ ). Для постиндустриального общества характерно: ведущая роль сферы услуг), изменение в социальной структуре общества (классовое деление общества уступает место профессиональному) создаются новые интеллектуальные технологии, происходит потеря собственностью своего значения. Решающим становится уровень знания и образования, а главными институтами общества становятся университеты и т.д.

 

  1. Политическая система общества. Политика и власть. Политика и управление.

Политические  явления неразрывно взаимосвязаны  между собой и составляют определенную целостность, социальный организм. Это  их свойство отражает понятие политической системы.  Политическая система -  сложноорганизованное образование, совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь и выполняющих определенные функции в обществе.

Политическая система предполагает наличие:

- принципов и норм, т.е.систему правил, запретов, ограничений для деятельности;

- политических отношений, которые проявляют себя, например, в формах солидарности, сотрудничества, компромисса. Но эти отношения нередко существуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон;

- политической культуры, под которой понимаюттипичные для данного общества и исторического времени образцы (формы) мышления и практической деятельности людей.

Политическую систему  общества невозможно представить без политических институтов, которые выступают в качестве специальных «инструментов» в борьбе за власть. Разные политические системы отличаются друг от друга наличием или отсутствием тех или иных институтов,  характером их организации, выполняемых ими функциям и т.д. К институтам политической системы относятся государство, политические партии, различного рода движения, ассоциации и иные объединения,  средства массовой информации и т.д. Основным институтом политической системы является государство как воплощение официальной власти.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"