Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

Государство – образование, где в различных сочетаниях представлены и переплетены этно-национальные, социокультурные, имущественные и  гражданские интересы людей. Государству  для самоорганизации всегда необходима цель, ради реализации которой различные  компоненты могли бы объединиться и  прийти к согласию.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между  собой. Но они имеет черты, которые  характерны для каждого из них. Общими для любого государства являются следующие признаки.

1. Наличие публичной  власти в виде специальных органов и учреждений - суд, армия и полиция, таможенная служба, тюрьмы и т.д.

2. Территория, в пределах которой действуют  полномочия государства.

3. Суверенитет, т.е. верховенство и неделимость власти на определенной территории, полная независимость государства от других государств в решении его внутренних и внешних дел.

4. Право официально представлять  страну внутри государства и  на международной арене.

5. Система законов и  иных юридических норм, регулирующих способы и границы деятельности своих граждан.

5. Право на взимание  налогов и сборов с населения  и т.д.

Государство всегда существовало в виде тех или иных исторических типов, которые были вызваны к жизни характером и особенностями общества, социальной структурой и традициями народа, господствующей идеологией. Это, например, рабовладельческое государство в эпоху Древнего мира или же государство советского типа в бывшем Советском Союзе.

Что касается форм государства, то она определяется способами и механизмами осуществления власти. Это, во-первых,  монархия как власть одного лица, которая передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (полной) или же конституционной (ограниченной). И,  во-вторых, республика, где основным источником власти является народ, который осуществляет свою волю через систему представительных и исполнительных органов (парламент, правительство и т.д.).

С точки зрения территориального устройства, государство может быть унитарным (единым, при наличии централизованной власти) или же федеративным (союз относительно самостоятельных государственно-административных образований). Возможна также и конфедерация как союз полностью самостоятельных государств.

 

 

  1. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия        научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной     цивилизации.

Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных  дисциплин как технических, так  естественных и общественных, как  общих, так и частных. Техника  в целом не является предметом  исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи  с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом  специального исследования. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения  техники практически во все сферы  жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития.

В конце 19 века возникает новый  раздел философии – философия  техники. Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в  целом, во-вторых,  место техники в общественном развитии, в-третьих, принимает во внимание историю развития техники.

Уже в эпоху античности можно  встретить первые рассуждения о  технике. Техника (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение) понималась как  искусство делания вещей и  как рукотворная реальность,продолжающая и копирующая природный мир. В  настоящее время под техникой понимают:

1.Совокупность технических устройств,  артефактов – от отдельных  простейших орудий до сложнейших  технических систем;

2. Совокупность различных видов  технической деятельности по  созданию этих устройств –  от научно-технического исследования  и проектирования до их изготовления  на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов  технических систем до системного  исследования и проектирования;

3. Совокупность технических знаний  – от специализированных рецептурно-технических  до теоретических научно-технических  и системотехнических знаний. 

4. Сегодня к сфере техники  относится не только использование,  но и само производство научно-технических  знаний. Кроме того, сам процесс  применения научных знаний в  инженерной практике не является  таким простым, как это часто  думали, и связан не только  с приложением уже имеющихся,  но и с получением новых  знаний. 

 В связи с бурным развитием  техники и науки в начале 20 века  в философии были выдвинуты  ряд концепций, говорящие о  решающей роли техники в развитии  материальной и социальной сферы  общества: например, теория постиндустриального  общества Д. Белла, теория информационного  общества Е. Масуда, теории «третьей  волны» А. Тоффлера и т.д.

Примерно  с середины 18 столетия стала формироваться  промышленная цивилизация. Рождалась  эпоха машинного производства, эпоха  индустриализма. В 60-70-е годы 20 столетия в ряде наиболее развитых в экономическом  отношении стран и регионов (США, Япония, Западная Европа) наметились принципиально  новые тенденции в развитии материального  производства. Они дали возможность  говорить о переходе человечества в  стадию так называемой постиндустриальной цивилизации. Эта цивилизация связана с созданием обширной  экономики услуг, преобладанием в структуре общества слоя научно-технических специалистов, центральной ролью теоретического знания, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Сторонники концепции информационного общества стали рассматривать в качестве преобладающего информационный сектор экономики, наряду с сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Они считают, что информация и знание, а не труд или капитал, являются основой постиндустриального общества. Компьютерная революция постепенно приведет к замене традиционной печати  электронными книгами, громоздких корпораций – малыми экономическими формами, создаст электронные коттеджи для работы на дому, превратив безработицу в обеспеченный досуг.

   Как  видим, для постиндустриального  общества характерна связь технического  знания с наукой, ускоряющийся  научно-технический прогресс.

   Научно-технический прогресс (НТП) – единый процесс восходящего развития науки и техники, которые являются  составными частями общества. НТП не существует изолированно от общественного прогресса, но может различным образом влиять на него.

   Прежде  всего, под воздействием НТП   и НТР изменяется место и  роль человека в системе материального  производства. Он все больше заменяет  себя машинами и механизмами,  выступая в качестве контролера  над этим техническим миром.

    НТП затрагивает характер общественного  труда. В нем все большую  роль играет интеллектуальный  труд, как следствие. Возрастает  роль научной интеллигенции, а   ценность физического труда неуклонно  снижается.

    В связи с быстрым развитием  техники и науки, растет образовательный  уровень и квалификация работников. Это ставит проблему хранения, переработки все более нарастающих  объемов информации, непрерывного  образования.

  НТП  ведет к изменению в социальной  структуре общества, что связано  с появлением новых профессий,  и, как следствие, появляются  новые профессиональные группы.

  Но  научно-технический прогресс имеет  и отрицательные стороны. НТП  разрушает природную красоту  окружающего мира. Человек становится  эмоционально более бедным. Развитие  техники уменьшило физические  нагрузки на человека, а это  привело к  ряду болезней  постиндустриального мира: гиподинамия,  стрессы, сердечно-сосудистые заболевания.  НТП коснулся и духовной сферы общества, происходят серьезные  изменения, и часто не в лучшую сторону, в языке, фольклоре, морали, меняется отношение к семье и т.д.

  1. Культура и культурология. Основные подходы к философскому анализу культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Диалог культур.

Культура (от лат.сultura – возделывание, воспитание, а также лат. cult - почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения. Эти программы существуют в форме знаний, навыков, норм, идеалов, идей, верований, образцов деятельности и поведения, социальных целей, ценностей и т.д. В совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Сущность культуры хорошо раскрывается посредством рассмотрения выполняемых ею функций.

1. Информационная функция. Культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности содержат определенный объем социально значимой информации, регулирующей деятельность, поведение и общение людей.  Социокультурная информация кодируется в знаках, в роли которых могут выступать человек и его действия, естественный язык, искусственные языки (язык науки, язык искусства и др.), артефакты (предметно оформленные продукты человеческой деятельности). Закодированная в различных знаковых системах информация приобретает самостоятельное, отдельное от личности, ее породившей, существование, становится общественным достоянием. Ее носителем является уже не индивид, а общество. В отличие от биологической информации, передающейся генетически, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Информация накапливается в культуре, происходит ее умножение. Культура, таким образом, образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» передачи социокультурного опыта, обеспечивающий воспроизводство и изменение социальной жизни.

Культура  представляет собой не застывшую, а  постоянно развивающуюся систему. Динамика культуры проявляется через  сочетание традиций и новаций. Традиции — это передающиеся от поколения  к поколению и сохраняющиеся  в определенных обществах и социальных группах в течение длительного  времени обычаи, порядки, правила  поведения. Благодаря сохранению традиции в обществе поддерживается достигнутый  уровень культуры, обеспечивается её преемственность  – связь между  историческими периодами развития культуры, школами, стилями, манерами и  т.п. Новации обеспечивают появление  оригинальных культурных продуктов, адекватных меняющейся реальности.

2. Коммуникативная функция. Культура обеспечивает активный информационный обмен между всеми субъектами социальной жизни (индивидами, группами, организациями и др.) с целью формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, трансляции социального опыта.  Первоначально в течение длительного времени информация существовала и передавалась из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве. С развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. В культурный контакт вступили отдаленные в географическом и историческом плане личности и народы. Чем выше плотность культурных контактов, тем больше инноваций в конкретных культурах, что, в свою очередь, ведет к ускорению темпов общественного развития. Таким образом, культура, выполняя информационную и коммуникативную функции, то есть, накапливая и транслируя во времени и пространстве социально значимую информацию,  обеспечивает различные формы исторического прогресса.

3. Аксиологическая функция. Культура генерирует и транслирует набор ценностей, норм и идеалов, выступающих основополагающимирегулятивами человеческой деятельности. Ценности являются фундаментом и стержнем всякой культуры. Без определенной общепризнанной системы ценностей невозможно сосуществование коллективов людей.  Она ориентирует массы людей в одном направлении, формирует общепринятые образцы и стандарты поведения — культурные нормы. Тем самым она предупреждает возникновение разногласий, конфликтов, способствует улучшению взаимопонимания людей, их сплочению, консолидации.

4. Социализаторская функция. Человек постоянно существует в культурной среде и является ее продуктом. Полноправным членом социума он становится только в результате усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих его на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей.  Социокультурный опыт транслируется посредством действия таких социальных институтов как семья, общая система образования, средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и др.), учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и т.п.). 

 

Социальные  типы культуры. Диалог культур

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Это означает, что нет  «культуры вообще». Реально существовало и существует множество локальных  культур как исторически сложившихся  форм социального бытия различных  конкретно-исторических сообществ  и социальных групп.

В историческом аспекте можно выделить такие типы культуры, как культура античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна. В этноцивилизационном аспекте выделяют культуру Запада и Востока, национальные культуры. В культурно-стратификационном плане выделяют элитарную, народную и массовую культуру (вертикальный срез).

До середины ХХ в. существовали только элитарная  и народная культуры. Элитарная культура ранее создавалась и потреблялась привилегированной частью общества. Например, жреческая культура как система закрытого для непосвященных знания, характерная для ранних этапов цивилизации. В настоящее время создателями и потребителями элитарной культуры является высокообразованная часть общества, профессионально занимающаяся производством культурных текстов (продуктов), приобретающих впоследствии статус культурных канонов (идеалов, образцов для подражания). Элитарная культура, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания неподготовленного, недостаточно образованного человека, значительно опережает уровень его восприятия. Элитарная культура выполняет эвристико-прогностические и регулятивно-властные функции в обществе.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"