Статистические методы изучения предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ деятельности организаций (предприятий) и использование статистических методов в оценке их результативности.
В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
1) Классификация и группировка как метод обработки и анализа первичной статистической информации.
2) Виды группировок. Статистическая таблица

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть
1.1. Классификация и группировка как метод обработки и анализа первичной статистической информации 4
1.2. Виды группировок. Статистическая таблица 7
Расчетная часть 10
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

статистика.doc

— 959.50 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Статистика»

 

«Статистические методы изучения предприятий»

Вариант 3.

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                        Федорова А.А.

Специальность Бух. учет, анализ и аудит

Группа 3 курс, день

№ зачетной книжки 05УББ04138

Руководитель: Лазурин Е.А.

 

 

 

 

Ярославль 2009

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

1. Теоретическая часть                                                                                                                                 

1.1. Классификация и группировка  как метод обработки и анализа  первичной статистической информации                                                                                 4

1.2. Виды группировок. Статистическая  таблица                                                7

Расчетная часть                                                                                                   10

Заключение                                                                                                           38

Список использованной литературы                                                              39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль  статистики при переходе к рыночным отношениям, как известно, возрастает. Статистика выступает не только как  действенный инструмент анализа  рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов  ее развития, одновременно являясь мощным орудием преобразования рыночных социально – экономических отношений, важным дополнительным фактором оперативного, предприимчивого и эффективного их совершенствования.

Статистические  исследования предприятий предполагает проведение статистического наблюдения, организацию сбора статистической информации о предприятиях, ее систематизации и классификации. Это позволяет с помощью статистических методов получить обобщающие характеристики и выявить закономерности, существующие в сфере трудовой деятельности в конкретных условиях места и времени.

Целью данной курсовой работы является анализ деятельности организаций (предприятий) и использование  статистических методов в оценке их результативности.

В теоретической  части курсовой  работы рассмотрены следующие аспекты:

1) Классификация и  группировка как метод обработки  и анализа 

       первичной   статистической информации.

2) Виды  группировок. Статистическая таблица

Расчетная часть  курсовой работы  включает решение  трех задач:

1) Работа с таблицей «Статистические методы изучения предприятий», определение средних величин и показателей вариации.

2) Вычисление  абсолютных и относительных статистических  показателей изменения уровней,  средних показателей динамики  ряда.

3) Определение  цепных и базисных индексов.

1. Теоретическая  часть

1.1. Классификация и группировка  как метод обработки и анализа  первичной статистической информации

В практической статистике широко применяется метод  классификаций и группировок. Классификация - это систематическое распределение явлений

и объектов по определенным группам, классам, разрядам на основании  их сходства и различия. Используют классификации: отраслевую; профессиональную; основных фондов; капитальных вложений.

Для дальнейшей обработки собранных в ходе статистического наблюдения первичных данных широко используют и метод группировки.

Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками.

Группировка позволяет  делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности. Именно группировка формирует  основу для последующей сводки и  анализа данных.

 Признаки, по которым проводится группировка, называют группировочными признаками. Группировочный признак иногда называют основанием группировки. Правильный выбор существенного группировочного признака дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования. Группировочные признаки могут иметь как количественное выражение (объем, доход, курс валюты, возраст и т.д.), так и качественное (форма собственности предприятия, пол человека, отраслевая принадлежность, семейное положение и т.д.).

Если для  построения группировки используется только один признак, то такую группировку  называются простой, если группировка проводится по нескольким признакам, ее называют сложной. Сложная группировка бывает или комбинационная, или многомерная.

Комбинационная группировка выполняется последовательно: группы, выделенные по одному признаку, затем выделяются в подгруппы по другому признаку, которые, в свою очередь, могут выделяться по следующему другому признаку. В этом случае число групп будет равно произведению числа выделенных групп на число группировочных признаков. Процедура определения оптимального числа групп основана на применении формулы Стерджесса:

            где n - число групп; 

                  N - число единиц совокупности.

Из формулы  видно, что выбор числа групп  зависит от объема совокупности. Если групп оказывается много, и они  включают малое число единиц, то групповые показатели могут стать  ненадежными. Поэтому альтернативой  комбинационной группировке является многомерная группировка, которая осуществляется по комплексу признаков одновременно.

Определение числа  групп тесно связано с понятием  величина интервала: чем больше число групп, тем меньше величина интервала, и наоборот. Интервал - разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. Он определяет количественные границы групп, что для статистической практики имеет большое значение, особенно когда нужно образовать качественно однородные группы.

Каждый интервал имеет нижнюю (наименьшее значение признака) и верхнюю (наибольшее значение признака) границы или одну из них. Поэтому величина интервала есть разность между верхней и нижней границами интервала. Если у интервала указана лишь одна граница (у первого - верхняя, у последнего - нижняя), то речь идет об  открытых интервалах. Если у интервала имеются и нижняя, и верхняя границы, то речь идет о закрытых интервалах. Закрытые интервалы подразделяются на равные и неравные (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие), а также специализированные и произвольные.

Группировку с  равными интервалами строят тогда, когда исследуются количественные различия в величине признака внутри групп одинакового качества, а также если распределение носит более или менее равномерный характер. Если можно заранее установить определенное количество групп, то величину равного интервала можно вычислить по формуле:

    где  i - величина равного интервала;

              xmax , xmin - наибольшее и наименьшее значения признака;

              n - число групп.

 

1.2. Виды группировок. Статистическая  таблица

Виды группировок  зависят от целей и задач, которые  они выполняют. С помощью метода статистических группировок выделяют качественно однородные совокупности, изучают структуры совокупности и изменения, происходящие в них, а также решают задачи по исследованию существующих связей и зависимостей.

С известной  мерой условности для выполнения этих задач группировки соответственно делят на типологические, структурные  и аналитические.

Метод типологической группировки заключается в выявлении в качественно разнородной совокупности однородных групп. При этом очень важно правильно отобрать группировочный признак, который поможет идентифицировать выбранный тип. Типологические группировки широко применяются в исследовании социально-экономических явлений. Примерами такого вида группировок могут быть объемы производства продукции по федеральным округам, по формам хозяйствования, социальные группы населения и т.д. В типологических группировках часто используются специализированные интервалы.

Метод структурной  группировки есть разделение однородной совокупности на группы по тому или  иному варьирующему группировочному  признаку. Примерами такого вида группировок  могут быть группы населения по полу, возрасту, месту проживания, доходу и т.д., то есть может решаться задача по изучению структурного состава той или иной однородной совокупности, структурных изменений по тому или иному группировочному признаку. На основе структурных изменений изучаются закономерности общественных явлений.

Метод аналитической  группировки заключается в исследовании взаимосвязей между факторными признаками в качественно однородной совокупности. С помощью аналитических группировок  удается выявлять признаки, которые  могут выступать или причиной, или следствием того или иного явления. В аналитических группировках чаще всего используются неравные интервалы.

Результаты  группировочного материала оформляются  в виде таблиц, где он излагается в наглядно-рациональной форме. Не всякая таблица может быть статистической. Табличные формы календарей, тестовых и опросных листов, таблица умножения не являются статистическими.

Статистическая таблица - это цифровое выражение итоговой характеристики всей наблюдаемой совокупности или ее составных частей по одному или нескольким существенным признакам. Статистическая таблица содержит два элемента: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее статистической таблицы есть перечень групп или единиц, составляющих исследуемую совокупность единиц наблюдения.

Сказуемое статистической таблицы - это цифровые показатели, с помощью которых дается характеристика выделенных в подлежащем групп и единиц.

Различают простые, групповые и комбинационные таблицы.

В  простых таблицах, как правило, содержится справочный материал, где дается перечень групп или единиц, составляющих объект изучения. При этом части подлежащего не являются группами одинакового качества, отсутствует систематизация изучаемых единиц. Сказуемое этих таблиц содержит абсолютные величины, отражающие объемы изучаемых процессов.

Групповые и  комбинационные таблицы предназначены  для научных целей, где, в отличие  от простых таблиц, в сказуемом - средние и относительные величины на основе абсолютных величин.

Групповая таблица - это таблица, где статистическая совокупность разбивается на отдельные группы по какому-либо одному существенному признаку, при этом каждая группа характеризуется рядом показателей. Примером такой группировки может быть разделение российских семей на группы по месту проживания (сельское и городское), где образуются подгруппы семей по количеству детей.

Комбинационная таблица - это таблица, где подлежащее представляет собой группировку единиц совокупности по двум и более признакам, которые распределяются на группы сначала по одному признаку, а затем на подгруппы по другому признаку внутри каждой из уже выделенных групп. Комбинационная таблица устанавливает существенную связь между факторами группировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная часть.

Тема:  Статистические методы изучения предприятий.

ЗАДАЧА 1. На основании данных выборочного обследования строительных предприятий региона (табл.1):

В графах «Форма соб-ти»: ф - федеральная, ч - частная, с - смешанная; «Стоим. ПФ» - стоимость производственных фондов в млн. руб.; «Объем вып.» - объем выпускаемой продукции в млн. руб.

Таблица 1.

Форма соб-ти

Стоим.

ПФ

Число раб.

Объем вып.

Форма соб-ти

Стоим. ПФ

Число раб.

Объем вып.

1

ф

1102

295

452

12

с

93

226

43

2

ч

494

306

208

13

ч

660

452

295

3

с

854

432

353

14

ф

936

484

308

4

ч

730

512

412

15

ф

854

413

315

5

ф

680

487

296

16

с

1070

510

670

6

ч

673

405

433

17

ч

993

497

325

7

с

493

383

205

8

с

875

353

305

8

ч

230

204

190

19

ч

605

361

294

9

ф

774

454

336

20

ч

108

298

82

10

ч

534

306

420

21

с

776

420

460

11

с

86

240

57

22

ч

2340

598

1220

Информация о работе Статистические методы изучения предприятий